Курбан Бердыев: Сила "Рубина" - в коллективном духе
6 ноября 2008 г., четверг
Главный тренер казанского "Рубина" Курбан Бердыев прежде не жаловал журналистов своими интервью, и наставника нынешних чемпионов страны можно понять: не хотелось ему спугнуть удачу, раскрывать секреты рубиновской кухни.
Выиграв в Раменском у "Сатурна" и оформив тем самым за три тура до окончания чемпионата премьер-лиги чемпионство, Бердыев сразу после матча ответил на вопросы журналистов, но то были больше эмоции. Хотелось побеседовать с главным архитектором победы "Рубина" сейчас, когда страсти стали утихать. Во вторник вместе с двумя спецкорами ведущего российского спортивного издания удалось побывать в кабинете Курбана Бердыева на учебно-тренировочной базе "Рубина" и пообщаться с ним более часа.
Собеседником Бердыев оказался очень интересным. И откровенно жаль, что Курбан Бекиевич не так часто встречается с журналистами. Хотя и его понять можно. При том ритме жизни, его отношении к работе приходится чем-то жертвовать. Иначе можно просто не успеть за развитием событий.
Рабочий кабинет Бердыева является его творческой мастерской, лабораторией, в которой не только вынашиваются замыслы, но и ведется поиск их решения. Компьютер, огромный телевизор, стопки дисков с записями матчей и нарезкой сюжетов по игрокам, стол, несколько стульев. На стене три портрета. Два из них - известного футбольного специалиста Венгера, с которым Бердыев несколько раз встречался и беседовал и который для него является главным авторитетом. И портрет Президента Татарстана Минтимера Шаймиева, которому Бердыев многим обязан в своей жизни. Как заметил в разговоре сам хозяин, он в этом кабинете и работает, и живет.
- Курбан Бекиевич, "Рубин" - чемпион России, впереди участие в групповом турнире Лиги чемпионов. Задача на сезон выполнена. Какое у вас сейчас состояние: опустошение после сделанной работы, эмоциональный всплеск или неопределенность?
- Смешанное чувство. Но чемпионат еще не завершился, впереди три матча, надо сыграть достойно.
- Что даст чемпионство "Рубина" Татарстану, Казани?
- Победы всегда нужны. Сейчас приходят телеграммы из разных уголков не только России, но и из-за границы. Одним из первых поздравил нас итальянский "Милан", из российских - "Терек". И сейчас даже трудно сказать, кто больше доволен победой "Рубина" в чемпионате: мы или болельщики. Пришла телеграмма от бывших игроков команды, которые сорок лет ждали этой победы. Разве это не может не радовать?
Мне раньше в Казани приходилось бывать на встречах чемпионов в аэропорту, когда с победой возвращались хоккеисты "Ак барса", волейболисты "Динамо-Таттрансгаза", ватерполисты "Синтеза", баскетболисты "УНИКСа". Я им откровенно завидовал, хотя, как болельщик, от души радовался. И задавался вопросом: а когда нашу команду будут так же встречать?
Наша победа, прежде всего, нужна молодежи. Спорт и политика неотделимы. Раньше у молодых людей была вера в комсомол, КПСС. Сейчас этого нет, но что-то нужно иметь в качестве ориентира. Идет формирование молодого человека, и нужен стержень. Да, можно верить в Бога, но это не каждому дано, да и загонять из-под палки в церковь или мечеть нельзя. У молодых людей должна быть какая-то конечная цель.
- Начало нынешнего, чемпионского для "Рубина" сезона трудно представить без спортивного директора Рустема Сайманова. И ребята после победы скандировали его имя. Как вы с ним сработались? Чем он расположил вас к себе?
- Рустем - искренний человек, но и амбициозный. При нем я стал по-настоящему заниматься только футболом. Как только он появился, мне стало намного легче работать. Трансферные вопросы он взял на себя. И хотя непосредственно футболом занимался не так уж и долго, был фанатично предан этому виду спорта. В командировках мы часто беседовали о футболе. И он мне говорил: "Курбан, "Рубин" должен стать чемпионом". Правда, мы не собирались эту задачу решить нынче. Он умеет считать деньги, что очень важно в переговорах с игроками и их агентами, умеет защищать интересы клуба. К примеру, у нас в Аргентине были переговоры по одному игроку. Я очень хотел видеть его в "Рубине". Но Рустем, после того как обстоятельно провел переговоры с игроком и его агентом, убедил меня, что этот игрок не стоит тех денег, которые за него запросили. Или ситуация с тем, как в "Рубин" перешел Сергей Ребров. Мы находились в Испании на тренировочном сборе, по телефону с Сергеем несколько раз говорили, но дело не продвигалось, все возникали какие-то проблемы. Тогда Рустем говорит, что по телефону вопроса не решить, надо ехать в Киев. Несколько дней он там общался с Сергеем и снял все проблемы.
- Переговоры с Караденизом тоже он вел? Ведь тот же "Сатурн" за него предлагал чуть ли не вдвое большую сумму...
- Да, Рустем умеет расположить к себе человека, убедить. У него есть внутреннее чутье, индивидуальный подход к каждому, он большой психолог. И, что важно, он держит слово. Раз сказал - сделал.
- Заменивший его Мухамадиев ваша кандидатура?
- Да, мы с ним давно знакомы. Подружились с Мухсином, когда я работал в Турции, а он там играл.
- Два портрета Венгера на стене - не перебор?
- Встречи с ним произвели на меня сильное впечатление. Мне импонирует его стиль работы, футбол, который он проповедует. Но ничего сразу не делается, нужно время. А это подарок моего сына, который живет в Англии. Мы вместе с ним были на встрече с Венгером, и он был потрясен общением с ним.
- Что вас в нынешнем сезоне тревожило больше всего?
- Беспокойство у меня вызвало и вызывает развитие инфраструктуры клуба. Особенно строительство интерната. Сейчас работы идут хорошо, и к сроку должны успеть. Нужен на базе и футбольный манеж. Не могут же мальчишки, живя в интернате, по два с лишним часа каждый день тратить на дорогу в манеж, который на Центральном стадионе.
- А если обратиться к чемпионату премьер-лиги, пути "Рубина" к чемпионству?
- Перед чемпионатом у нас возникли проблемы с нападающими - один отказался ехать в Россию, у другого слишком большие аппетиты. А задача на сезон ставилась попасть в зону УЕФА, речь о возможном чемпионстве не заходила. И нам удалось частично решить проблемы, договорившись с Милошевичем, Караденизом, Ребровым. Напряжение немного спало.
- Когда по ходу чемпионата поняли, что можете выиграть медали, стать первыми?
- Пожалуй, после матча седьмого тура в Москве с "Динамо". Когда обыграли в Питере "Зенит", еще можно было говорить о том, что нас недооценили. Но в Москве был уже иной случай. И мне самому, как тренеру, было интересно. Ребята не дрогнули в трудную минуту, коленки у них не затряслись. И я понял, что в этом сезоне мы можем чего-то добиться. Потом был отрезок в чемпионате, когда шесть матчей мы сыграли вничью, не могли победить. Но мы выстояли, не было паники. Помог справиться с ситуацией наш командный дух. Когда же мы обыграли дома во второй раз по ходу сезона "Зенит", тогда внутри команды для себя решили, что можем побороться за чемпионский титул. И я эту игру ждал, за два тура стал к ней себя готовить, потому что почувствовал, что именно этот матч во многом может стать для нас определяющим. И игрокам откровенно сказал, как я им завидую. Мне довелось поиграть в нескольких командах, но становиться чемпионом не доводилось. У них такой шанс есть, и они могут им воспользоваться.
Если бы мы снизу шли к вершине, то, может быть, были бы раскрепощеннее. На тренировках игроки иногда такое вытворяют, что любо-дорого посмотреть. И я у них не раз спрашивал, почему даже половину того, что они могут, они не показывают в матчах чемпионата. И хорошо, что у нас в команде есть такие игроки, как Милошевич, Семак, Ребров. Особенно хотелось бы выделить Милошевича. Настоящий профессионал. Мне довелось многих футболистов повидать, но Саво - профессионал такого уровня, что я не встречал. Когда он не попадал в состав, другой на его месте наверняка обиделся бы, а он продолжал так же работать, как и раньше. При встрече улыбается, чувствуется, что у него и в душе полный порядок.
- Милошевич после этого сезона заканчивает с футболом или остается еще в "Рубине"?
- Пока ничего не могу сказать конкретного ни об одном игроке команды, в том числе и о Милошевиче.
- Вы почти восемь лет в "Рубине". Что дает вам силы для работы в команде?
- Не поверите, но в "Рубине" какая-то особенная аура. Это я почувствовал сразу, когда приехал на базу, еще ту, старенькую, где раньше общежитие размещалось, с общим коридором, одним туалетом на весь этаж. Я во многих командах был, разные условия создавались, но здесь работается легко. Тогда в команде уже были Андрей Федоров, Роман Шаронов, потом вернулся Сергей Харламов. Сергей на тот период играл большую роль в создании коллектива. В команде всегда были игроки, цементировавшие ее, определявшие атмосферу.
- Сейчас таковым является Сергей Семак?
- Да, но Сергей не очень хотел, чтобы это как-то выражалось внешне, выделялось, но его вклад в становление коллектива большой. Ведь в команде собрались игроки с разным менталитетом, плюсами и минусами.
- За время работы в "Рубине" вы оказывались на грани увольнения?
- Таких моментов было несколько. И это неизбежно для главного тренера, от этого никто не застрахован, ведь от команды всегда хотят побед, и никто не хочет ждать успеха годами. Спасибо Президенту Татарстана Минтимеру Шариповичу Шаймиеву - его поддержка и доверие придавали сил.
- Какой сезон был самым сложным в "Рубине"?
- Самый первый. Я тогда просто не чувствовал команду. Было тяжело, на тот период меня не покидало ощущение, что тот коллектив был не готов к выходу в высшую лигу, что надо менять состав. И дорабатывать со многими футболистами, зная, что они не будут играть в высшей лиге, было сложно.
- А прошлый сезон нельзя отнести к таковым?
- Нет, все-таки первый, он не идет в сравнение с последующими. В первый год ребят приходилось буквально выгонять из ресторанов, где они просиживали все свободное от игр и тренировок время. Тогда было очень тяжело. И спасибо Фариду (на тот момент генеральный директор "Рубина" Фарид Хабриев. - Прим. автора).
- Нынешний состав "Рубина", пусть и ставший сильнейшим, чемпионским можно назвать с определенной степенью условности?
- Да. Если судить по игрокам, их возрасту - не чемпионский. Но есть другие качества, характеристики. Можно и не иметь звезд в команде, а решать самые высокие задачи. В "Рубине" на первом месте стоит коллектив, имеющий дух победителя. И не просто на словах, мы мобилизуемся перед каждым конкретным матчем. За счет силы духа мы и выиграли золотые медали. Были у нас игроки талантливые, но не сумевшие проникнуться нашим духом, пришлось от них отказаться.
- Можно привести пример?
- Пожалуйста - Фелисио. Талантливый футболист. Но в первой же кубковой игре с "Ростовом", когда под него подкатился Осинов, он испугался, поберег себя, и я понял, что ошибся с приглашением его в команду.
- Сдается, что бронзовые медали первого сезона в высшей лиге более значимы, чем нынешнее золото. Вам так не кажется?
- Тогда в команде были футболисты голодные до побед. Это сейчас в "Рубине" чемпионы своих стран. А тогда не надо было дополнительно настраивать - игроки сами рвались вперед.
- Можно уже сказать об усилении "Рубина" на следующий сезон?
- Конкретно пока рано. Но мы ищем на каждую позицию игроков. И в разговоре с Президентом Татарстана обговаривалось, что будет несколько вариантов игроков на каждую позицию: очень дорогой, со средней ценой и по минимуму. В зависимости от финансирования и задач будем делать и приобретения.
- Изменит ли чемпионство "Рубина" отношение к нему в футбольном мире? Ведь Казань не Москва или Питер...
- Уже изменилось отношение. И произошло это после чемпионата Европы. Если раньше только заходил разговор о России, как сразу игроки шли в отказ, даже не выслушав условия. Сейчас ситуация иная. Уже начинают спрашивать, что да как. И выход "Рубина" в Лигу чемпионов, конечно, добавит нашему клубу репутации.
- Проблем с финансированием не было?
- Нет, проблем не было. Я благодарен спонсорам. Несмотря на финансовые трудности, удалось найти средства. Особенно тяжело приходилось городу.
- А сколько всего спонсоров у клуба?
- Четыре. И на равных паях.
- Кто конкретно?
- Это группа компаний "ТАИФ", "Татэнерго", Казань и Правительство республики.
- Курбан Бекиевич, когда было легче работать: раньше, когда команду курировал глава города Камиль Исхаков, или сейчас, когда спонсоров стало больше?
- Сейчас с финансовой стороны намного лучше, а работать, наверное, легче. Исхаков, когда меня пригласил в первый раз, сразу спросил: "Может "Рубин" выйти в высшую лигу?" Я его спрашиваю: "Как вы это себе представляете?" Он вполне серьезно мне говорит: "Очень просто: надо все оставшиеся матчи выиграть". Вот вам весело сейчас, а он действительно так сказал! Я тогда уехал в Смоленск. Когда меня во второй раз позвали, тогда мы уже договорились. Завоевали путевку в премьер-лигу, стали играть в элите, Исхаков вызывает и спрашивает: "Почему бы нам за медали не побороться?" Максималист, амбициозный человек.
- В аэропорту, когда прием устраивал Президент Татарстана, мэр Казани Ильсур Метшин рассказал о своем разговоре с Премьер-министром Рустамом Миннихановым, состоявшемся три года назад. Тогда они решили, что "Рубину" вполне будет по силам в 2008 году стать чемпионом страны. Не думаете, что сейчас, перед вашим выступлением в Лиге чемпионов, на самом верху вновь примут какое-то решение? И придется его выполнять.
- Не знаю, но хотелось бы, чтобы оно было принято. От амбиций этих людей и наших спонсоров многое зависит. И хорошо, что они не любят и не умеют проигрывать.
- Когда в "Рубине" заиграют свои воспитанники?
- Думаю, что эти времена не за горами. Команда 1991 года рождения стала победителем первенства страны. Хорошие есть там ребята. Но дело не в них, время покажет, смогут ли они заиграть. Важен принцип, ведь закручивается сам механизм. И не важно, будет в клубе работать Бердыев или придет другой специалист. И для нас важна не только Казань, а в перспективе и вся республика. Сколько в Татарстане хоккейных дворцов? Около трех десятков. А почему бы столько же футбольных полей не сделать, чтобы еще больше детей могли заниматься самым популярным видом спорта?
Уважаемые участники и гости фестиваля!
Кадерле ватандашлар һәм кунаклар!
Дорогие друзья!
Мы рады видеть вас сегодня на исторической земле Великого Болгара! Рады тому, что наш Болгар сегодня является центром притяжения тысячи паломников, туристов и, что очень важно – молодёжи, интересующейся историей и культурой нашего народа; детей, которые однажды увидев древний Болгар воочию, навсегда запомнят свои корни, историю не только Волжской Булгарии, но и всего нашего государства. Напомню, что в прошлом году Болгарский историко-археологический комплекс посетили уже более восьмисот тысяч человек. Для сравнения: в 2010 году в Болгаре побывали всего 50 тысяч человек.
Уважаемые друзья! Дорогие гости!
Я поздравляю всех нас с сегодняшним знаменательным историческим событием. Должен сказать, что я горжусь тем, что мне посчастливилось принять участие в возрождении, продвижении и включении в Список ЮНЕСКО всех наших четырех объектов: Казанского Кремля, Болгара, Свияжска и Астрономических обсерваторий Казанского университета. Поэтому я, наверное, как никто другой, могу с полной уверенностью сказать, что это – огромный прорыв, большой успех и высокое достижение нашей республики.
Интервью Государственного Советника Республики Татарстан Минтимера Шаймиева ТРК "Татарстан Новый век"
При личном участии главы российского государства в Татарстане было решено много судьбоносных вопросов, начиная от развития крупнейших предприятий, заканчивая сохранением культурного наследия. Как это происходило, рассказал Государственный Советник Республики Татарстан Минтимер Шаймиев.
Уважаемые участники и гости фестиваля!
Кадерле ватандашлар һәм кунаклар!
Дорогие друзья!
Идея организации фестиваля «Возрождение: эпос в современном прочтении» возникла ровно год назад, точно на этом месте, когда мы слушали оперу «Кара пулат» («Чёрная палата») молодого татарского композитора Эльмира Низамова на либретто народного поэта Татарстана Рената Хариса. Вы были свидетелями этого явления.
Все материалы сайта доступны по лицензии:
Creative Commons Attribution 4.0 International
Обнаружили ошибку?
Выделите слово или предложение и нажмите CTRL+ENTER