Глобальный кризис спровоцировал борьбу за исламские финансы

14 мая 2009 г., четверг
В период глобального финансового кризиса исламские банки продемонстрировали удивительную устойчивость и вполне могут стать источником инвестиций для многих экономик мира. Чтобы вступить в конкурентную борьбу за исламские финансы, которую уже ведут между собой европейские страны, России нужно лишь внести изменения в законодательство. Этого пока не происходит, хотя интерес к халяльному бизнесу в стране есть, что видно на примере Татарстана.

Нефтяное благословение

Мировой финансовый кризис потряс США, дал о себе знать в Европе и России, но почти не затронул страны с исламской экономикой. Никто не слышал о крушении крупных исламских банков, главное отличие которых от традиционных кредитных учреждений в отсутствии ссудного процента и запрете вкладывать средства в бизнес, несовместимый с религиозными нормами (азартные игры, производство алкоголя, спекуляции с ценными бумагами и т.д.). Напротив, банки, работающие по требованиям шариата, говорят о своей устойчивости и способности выдержать натиск негатива, охватившего большинство стран планеты. С такими заявлениями выступили банки Малайзии, Бахрейна, Сирии, Объединенных Арабских Эмиратов и еще ряда государств, где финансовые структуры в своей деятельности опираются на каноны ислама. В ситуации, когда, согласно прогнозу Международного валютного фонда, убытки традиционных кредитных учреждений ко второму полугодию 2009 года превысят $4 трлн., это обстоятельство, по меньшей мере, вызывает интерес.

Действительно, в ситуации, когда западные, да и российские банки переживают период неуверенности в будущем, сужают перечень услуг и отказываются от многих инвестиционных проектов, исламский банкинг продолжает успешно развиваться. И это при том, что в своем современном виде исламская экономика возникла сравнительно недавно. Теоретическая основа, если иметь в виду экономические изыскания, была заложена в 1947 году Сайидом Маназиром Ахсаном Гилани, опубликовавшим книгу "Исламская экономика". В этом же году на английском языке вышла книга Шейха Махмуда Ахмада "Экономика ислама", также сыгравшая существенную роль в развитии исламских финансов. А в 1963 году в Египте учредили первый в мире исламский банк - "Мит Гамр", названный по имени города, в котором он возник. Это учреждение использовало сбережения населения для выдачи кредитов на основе совместного участия. Примерно в это же время в Малайзии был создан Perbadanan Wang Simpanan Bakal-Bakal Haji, помогавший мусульманам копить деньги на хадж. Но это были лишь первые ласточки исламского банкинга. Мощные финансовые учреждения, предоставлявшие клиентам широкий спектр услуг, основанных на канонах ислама, появились в семидесятых годах XX века, когда подскочившие цены на нефть обеспечили приток денег в страны Персидского залива.

Так, в марте 1975 года начал работать Исламский банк Дубая (Dubai Islamic Bank), а уже в октябре состоялось официальное открытие Исламского банка развития (Islamic Development Bank) при Организации Исламская Конференция. На сегодняшний день в мире существует более 300 исламских банков, совокупные активы которых превышают $250 млрд., а ежегодные темпы роста составляют 10-15%. Наиболее известными из них, кроме двух вышеназванных, являются саудовский банк Аль-Раджи (Al-Rajhi Bank), иранский банк Мелли (Bank Melli), малазийский Банк Муамалат (Bank Muamalat Malaysia Berhad) и исламский инвестиционный банк Gulf Finance House, расположенный в Бахрейне. А на конец нынешнего года запланировано открытие самого крупного исламского банка с начальным капиталом в $10 млрд. Основатели банка - группа инвесторов из стран Персидского залива - уже привлекли $3,5 млрд. от частных и полуправительственных структур. Тут впору вспомнить прогнозы аналитиков, которые полагают, что к 2010 году финансовые организации мусульманского мира сконцентрируют у себя капитал на сумму $1 трлн., а к 2015 году эта цифра уже достигнет $2,8 трлн.

Исламский банкинг шагает по планете

Разумеется, значительная часть этих средств будет куда-то инвестирована, и совершенно не обязательно на Востоке. Мусульманские финансисты охотно вкладывают деньги в самых разных уголках планеты. Главное, чтобы у них была возможность делать это, не нарушая своих религиозных принципов. И власти многих стран идут им навстречу. Тем более что миграция населения привела к тому, что множество мусульман сейчас живет за пределами традиционных исламских регионов. Например, во Франции и Германии - по 4 млн. мусульман, в Великобритании - около 2 млн., в Италии, Испании и Нидерландах - по 1 млн. Вообще же за последние пятьдесят лет мусульманское население земного шара возросло на 235% и составляет сейчас 1,6 млрд. человек.

Таким образом, исламский банкинг стал весьма выгодной рыночной нишей, заполнить которую стремятся финансовые учреждения из самых разных стран. Первый в Европе исламский банк - Исламский банк Британии (Islamic Bank of Britain) открылся в Лондоне в 2002 году. Сейчас в английской столице работают уже пять мусульманских банков, и если в Азии на почетное звание центра исламских финансов претендует Малайзия, то на европейском континенте наиболее рьяно это делает Великобритания. Конкуренцию ей составляет Франция, где открытие первого банка для мусульман планируется в этом году. Впрочем, банк Societe Generale, как и многие другие известные западные банки, уже сейчас предоставляет своим клиентам ряд услуг в соответствии с исламскими принципами финансирования. Исламские кредитные организации, возникшие и работающие в мусульманских государствах, также активно осваивают Европу. В 2006 году в Швейцарии открылся Faisal Bank, а вскоре его примеру последовал National Bank of Kuwait, глава которого Ибрахим Дабдуб сказал по этому поводу, что "Швейцария все еще остается раем для людей, предпочитающих хранить деньги за рубежом". Ответом западного мира на этот призыв к сотрудничеству вполне можно считать слова главы ФРС США Бена Бернанке, заявившего в марте 2009 года на экономическом форуме в Джакарте, что "скоро вся мировая финансовая система повернется лицом к исламским принципам финансирования, и это станет стабилизирующим фактором для мировой экономики".

В такой ситуации было бы логично, если бы Россия, где живет более 20 млн. мусульман, большинство из которых, в отличие от своих европейских единоверцев, являются коренными жителями страны, оказалась бы среди пионеров сотрудничества с мусульманским финансовым миром. Однако ничего подобного не происходит. У единственного российского исламского банка "Бадр-Форте", который был заметным звеном в отношениях со странами Организации Исламская Конференция, куда РФ вступила в качестве наблюдателя, в декабре 2006 года была отозвана лицензия. В сообщении ЦБ РФ утверждалось, что банк, проработавший на российском рынке пятнадцать лет, не отправлял в срок сообщения об операциях, подлежащих обязательному контролю. Сегодня уже не важно, кто был прав - руководство "Бадр-Форте", уверявшее, что нарушений не было, или Центробанк, эти нарушения зафиксировавший. Гораздо важнее, что исламского банкинга в России до сих пор нет, а потребность в нем есть. Тем более в регионах, где мусульмане составляют если не большую часть, то хотя бы половину населения, как в нашей республике.

К халяльному бизнесу готовы

"Татарстан в наибольшей степени обладает необходимыми предпосылками для привлечения исламского капитала как республика, добившаяся значительных успехов в экономическом, политическом и культурном развитии, - считает председатель правления АКБ "БТА-Казань" Мударис Идрисов. - Регион является достойным образцом для подражания, а исламское финансирование наилучшим образом впишется в контекст его духовных и культурных традиций и будет способствовать дальнейшему процветанию и прогрессу". Главным препятствием для банка, который захочет работать в России по законам шариата, на его взгляд, остается законодательство. "Ряд пруденциальных нормативов и подзаконных актов мешают активному участию исламского капитала в экономической жизни нашей страны. Так, кредитная организация не может заниматься производственной и торговой деятельностью, а также выдавать беспроцентные кредиты, поскольку заемщик подвергается дополнительному, фактически двойному, налогообложению. И только появление специальной законодательной базы станет залогом того, что опыт исламских банков не останется абсолютно маргинальным", - говорит господин Идрисов.

А вот аналитик ИК "Финам" Ярослав Кабаков полагает, что многие банковские продукты, которые называют исламскими, в России и сейчас доступны. "Банк может работать на условиях раздела рисков, выдавать беспроцентные кредиты и брать деньги на беспроцентные депозиты, не нарушая законодательства. Просто по сути дела все исламские финансовые инструменты имеют аналоги в общемировых формах и никаких реальных преимуществ клиентам, да и самому банку не приносят. Это скорее способ соблюсти религиозные нормы, чем реальные отличия, - говорит он. - В России действительно много мусульман, но немного малограмотных фундаменталистов, не понимающих, что в современных условиях банк не может существовать по средневековым правилам. Поэтому спрос на исламский банкинг невелик".

"Более 50% клиентов в некоторых исламских банках - не мусульмане, - возражает на это генеральный директор ИФК "Линова" (компания основана в 2006 году в Казани и занимается исламским финансовым консалтингом) Линар Якупов. - Просто дело в том, что работать с этими структурами очень выгодно экономически. Это уже поняли в большинстве стран мира". Секрет успеха исламских банков, да и вообще исламской экономики, по его мнению, в этических нормах, соблюдение которых делает мусульманский бизнес более надежным. "Поскольку исламский банк является партнером клиента и, инвестируя деньги в его бизнес, сам участвует в данном проекте, получая прибыль и разделяя риски, он гораздо осторожнее подходит к выбору клиентов. Кроме того, он контролирует использование капитала, а не просто вкладывает средства в рискованные активы под высокие проценты, как это часто делают западные и российские банки", - объясняет он.

"В исламских банках, если клиент хочет занять денег, просто под проценты деньги ему не выдадут, так как идеология исламских финансов зародилась от суры Корана - "Мы не разрешаем Вам ростовщичество, но позволяем торговлю". Когда клиент занимает деньги в исламском банке, он не может взять их просто так. Надо указать, на что именно пойдут средства", - соглашается с ним Мударис Идрисов.

А вот, на взгляд Ярослава Кабакова, иммунитет исламских банков к кризису связан с тем, что, несмотря на бурное развитие, их доля на мировом и особенно американском рынке финансовых инструментов еще очень мала (не более 0,5%). Даже в таких странах, как Бахрейн и Малайзия, исламские банки занимают меньше 10% финансового рынка. Но с тем, что традиционные банки подвела погоня за процентами, он не спорит. "Исламское банковское право запрещает работать с инструментами с фиксированной доходностью, что приравнивается к рибе - ростовщичеству. А именно такой тип инструментов представляли собой секьюритизированные долги (в частности, американские ипотечные облигации), подвергшиеся самой сильной переоценке в кризис", - сказал господин Кабаков. "Окно возможностей" может захлопнуться.

Тем не менее встает вопрос: а что сейчас делать предпринимателям, которые хотят заниматься бизнесом, не нарушая канонов ислама? И, в первую очередь, где взять денег? "Некоторые виды исламского финансирования вписываются в российское законодательство, - говорит Линар Якупов. - Например, несколько партнеров создают совместное предприятие, кто-то вносит капитал, а кто-то берет на себя управленческие обязанности. Напоминает венчурное финансирование, а в исламе это называется "мудараба". Возможно применять и другие виды партнерства, например, "мушарака", где участники вкладывают и финансовые средства, и свои умения, и на заранее оговоренных условиях разделят как прибыли, так и убытки".

По его словам, интерес к халяльному бизнесу в Казани очень высок. "В нашу компанию каждый день приходят за консультацией новые компании и предприниматели. Причем далеко не все они - мусульмане, - отмечает гендиректор ИФК "Линова" - И все же многие люди до сих пор не знают об имеющихся возможностях". Серьезным шагом на пути решения этой проблемы должен стать Международный Саммит Исламского Бизнеса и Финансов, который пройдет в Казани во второй половине июня. ИФК "Линова" организует его совместно с Куала-Лумпурской Школой Бизнеса (Малайзия), Российским Центром Исламской экономики и финансов при Российском Исламском Университете и Исламским институтом исследований и обучения при Исламском банке развития (Саудовская Аравия).

Возможно также, что саммит, в котором примут участие наиболее авторитетные представители исламского финансового мира, поможет "продвинуть" вопрос с появлением в России исламских банков и необходимыми для этого изменениями в законодательстве. Столь представительный форум мог бы стать поводом для нашего региона выступить с соответствующей законодательной инициативой. Момент более чем подходящий. То, что Россия вновь нуждается во внешних заимствованиях, уже не секрет, а привлечь деньги на Востоке в условиях глобального финансового кризиса гораздо проще, чем на Западе. К примеру, стоило одному из наиболее экономических развитых соседей РФ - Казахстану - дать добро на исламский банкинг, как туда сразу же устремились не менее пяти банков из Дубая. "Высокая концентрация ликвидности на Ближнем Востоке создает реальные возможности для ее привлечения в быстро развивающиеся страны и регионы с благоприятными условиями. Исламские финансы являются альтернативой или одним из вариантов привлечения инвестиций в банковский и страховой бизнес в нашей стране", - уверен Мударис Идрисов.

Главное для России сейчас - не прозевать очередное "окно возможностей". Иначе свободное пока место главного партнера исламского финансового мира займет кто-нибудь другой.

Все материалы сайта доступны по лицензии:
Creative Commons Attribution 4.0 International