М.Ш. Шаймиев: "Договор способен смягчить ситуацию"

30 апреля 1994 г., суббота

Как уже сообщалось, сразу же после завершения сессии Верховного Совета РТ Президент Татарстана М. Ш. Шаймиев отбыл в Москву для участия в работе Совета Федерации и подписания Договора общественного согласия. 28 апреля поздно вечером Президент вернулся в Казань и на следующий день дал интервью корреспондентам республиканских газет.

- Минтимер Шарипович, в последнее время немало принимается различных деклараций, а наши проблемы и беды по-прежнему остаются с нами. Подписывая Договор об общественном согласии, не рассчитывали ли вы на то, что он способен в корне изменить ситуацию на трудном пути политических и экономических реформ?

- Нет, не рассчитывал. Не нужно переоценивать ни этот, ни другой документ, как бы тщательно он ни был разработан. Но в этом Договоре есть ряд пунктов, воплощение которых в жизнь способно смягчить ситуацию, предотвратить многие неожиданности. В процессе его подписания стоило участвовать хотя бы ради того, чтобы при решении возникающих проблем, как сказано в нем, не применялась сила, чтобы и в без того смутное время не возникали требования о досрочных выборах, о создании различных военных формирований. Вы знаете мою позицию, я всегда выступал за согласие и иного пути не приемлю. Рождение же этого документа обусловлено тем, что после принятия Конституции РФ отдельные политические силы продолжали предъявлять требования, выходящие за рамки Конституции, что, конечно, не способствовало желаемой стабилизации. Согласие же, которое, надеюсь, будет достигнуто, должно нам помочь.

- Но Договор вы подписали с поправками...

- Да, замечаний было немало. Они были аргументированы и официально представлены, что особенно важно. Ведь будет создана согласительная комиссия, в случае чего к ней всегда можно будет обратиться. В Москве на встрече глав республик я настаивал на снятии ряда положений, которые могут вызвать действия, противоположные согласию. С удовлетворением отмечаю, что были приняты две трети наших замечаний. Ценность подписанного документа еще и в том, что в нем заложено немало позиций, касающихся прав личности и целых народов. Подчеркивается необходимость поддержки даже малых диаспор в их стремлении к познанию культуры своего народа, развитию языка. Тут любая поддержка важна - и материальная, и моральная.

- Интересно, искала ли татарская диаспора какого-либо региона поддержки конкретно у вас?

- Таких обращений немало. В частности, от самарской диаспоры просили посодействовать в организации татарской газеты и замолвить, так сказать, слово перед местной властью. В этот раз в Москве я встретился с главой администрации Самарской области К. Титовым. О газете и вели речь. Тяга у татарского народа к своей национальной культуре велика, как бы его судьба ни разбросала. Нас часто просят не только прислать учебники и книги на татарском языке, но и организовать гастроли артистов. Людей можно понять, такие встречи духовно обогащают и ту, и другую сторону.

- Знаем, что в Москве вы встречались с Борисом Николаевичем Ельциным.

- Думали о том, как "заставить" российско-татарстанский Договор максимально эффективно заработать, сделать так, чтобы на пути его реализации чиновники разного рода не ставили нам палки в колеса. Будет создана комиссия для согласованного контроля, и на самом высоком уровне несколько раз в год будет рассматриваться ход выполнения договорных обязательств. Затрагивали и вопрос о том, как в рамках уже подписанного соглашения усилить экономическую самостоятельность Татарстана. Тут дело не столько в позиции России, сколько в препятствиях, которые мы себе чиним сами. Хотя некоторые до сих пор продолжают во всех бедах винить Россию. Это просматривалось и когда обсуждали бюджет на минувшей сессии. Дескать, потому и усугубились наши проблемы, что Шаймиев с Ельциным друг другу руки пожали. Это, конечно же, не так. Более того, если не было бы реальной поддержки со стороны России, возможно, ситуация была бы значительно хуже. Да, мы промышленная республика, имеющая предприятия-гиганты. Благо, когда эти предприятия бесперебойно работают. Когда же стоят - беда. Тот, кто делит, знает, что от федерального бюджета мы сегодня получаем на текущие расходы больше, чем отчисляем. Только на весенние работы получили льготный кредит в 60 миллиардов. Это почти в десять раз превышает наши отчисления.

Так вот, еще раз подчеркну, многое зависит от нас самих. Чтобы двигаться вперед, мы должны иметь четкую, во всех отношениях выверенную программу. И, может быть, не одну, а две, три радикальные программы экономических реформ. Не беда, если они будут в корне отличаться друг от друга, - рациональные зерна выловим. Пусть объединят эти программы несколько групп авторов - наших и "заезжих". Пренебрегать последними не стоит, ведь в стране накоплен большой опыт по созданию различных программ. Рождение такой программы необходимо форсировать, это бесспорно. Мы же в нынешней экономической ситуации пока делаем упор только на меры социальной защиты.

- Как мы знаем, с утра вы успели побывать на рынках Казани. Там сейчас развернулись ярмарки. Ну и как, не оскудели закрома наши?

- Не оскудели. Рынки богатые. Но ведь важно еще, чтобы был потребительский спрос, а доходы у многих людей, к сожалению, уменьшились. В этот раз мне удалось поговорить с очень многими, подолгу, обо всем. О наступающем дачном сезоне, например. Понятно беспокойство дачников - будут ли снижены цены на пригородные маршруты, как это делалось уже в прошлом и позапрошлом годах. На автобусные будет снижение на 50 процентов. Просили подумать и о тех, кто на дачи рекой добирается. Что ж, подумаем.

- Но ведь есть еще электрички...

- О них был у меня особый разговор с Борисом Николаевичем. Проблема общая. Так вот, решено оплатить из федерального бюджета снижение проезда на летний период пригородным железнодорожным транспортом. Правда, только в выходные и праздничные дни.

- Вас не было в республике больше недели. За это время сводки, наверно, принесли много нового с весенних полей?

- Темпы работ в целом выше, чем в прошлом году, и особых сюрпризов, я думаю, не предвидится. Разве что тем районам будет посложнее, где была затяжная дождливая осень. Это хозяйства юго-востока республики.

- Последний вопрос, Минтимер Шарипович. Вы впервые участвовали в работе Совета Федерации. Какое впечатление?

- Считаю, что пока он слабо использует свои конституционные возможности и до сегодняшнего дня (с декабря-то!) эта палата свой почерк все еще не выработала. Нужно использовать законодательную инициативу Совета для решения крупных стратегических проблем.

- Спасибо за беседу. Желаем вам хорошенько отдохнуть от московских нагрузок в праздничные первомайские Дни.

А.Лексина.

Все материалы сайта доступны по лицензии:
Creative Commons Attribution 4.0 International