М.Ш.Шаймиев: "Из кризиса Татарстан должен выходить вместе с Россией"

2 июля 1994 г., суббота

Президент РТ отвечает на вопросы корреспондента информационного агентства "Интерфакс"Г.Фазуллиной

- Со дня подписания Договора между Россией и Татарстаном прошло пять месяцев. Ощущаете ли Вы его влияние как на российские процессы в целом, так и на позицию центра по отношению к регионам?

- Безусловно. Договор с Татарстаном уже сводит на нет возможность развития России как унитарного государства. Это серьезное политическое завоевание, и прежде всего для нее самой. Все поверили в то, что Федерация может быть асимметричной. И то не чьи-то пожелания, а реальность. Центр идет на подписание договоров с республиками, более того, не стандартных, однотипных, а различных и по объему передаваемых друг другу полномочий, и по характеру взаимоотношений.

Но нам еще предстоит оценить истинное значение этого документа. Когда Россия будет добиваться приведения в соответствие конституций республик с федеральным Основным Законом и эта проблема возникнет в отношении Татарстана, тогда и проявится сила настоящего Договора. Он подписан на основе признания двух конституций, а значит, Татарстан будет также полномочен поставить вопрос о приведении отдельных статей российской Конституции в соответствие се своей.

Поэтому, я думаю, в дальнейшем при подписании договоров с республиками на согласование конституций путем достижения сторонами взаимного компромисса будет обращено особое внимание

- Произошла ли, на Ваш взгляд, децентрализация власти "Садового кольца"? Или по-прежнему голос региональных лидеров не слышен и не значим?

- Ситуация изменилась и здесь. К региональным лидерам стали прислушиваться. Возможно, сказалось то, что отсутствие четкой концепции проведения экономических реформ, национальной и региональной политики заставило местных руководителей взять на себя ответственность за становление правового государства. И сегодня они обладают не меньшим опытом государственного строительства, чем центр, и предлагают не худшие варианты экономических программ.

- До подписания Договора с Россией Татарстан старался если не открыто дистанцироваться от российских Экономических реформ, то, по крайней мере, существенно их корректировать. Сейчас же, наоборот, лидеры республики стали все больше говорить о необходимости теснейшего взаимодействия с Россией, влияния на ее политику. Программы, бывшие до недавнего времени национальными - строительство нефтеперерабатывающего завода, моста через Каму, реконструкция аэропорта - становятся совместными. Чем это вызвано? Наверно, не только одним лишь фактом политического урегулирования взаимоотношений?

- Прежде всего это объясняется высокой степенью интеграции экономики Татарстана в российскую, чего мы никогда не отрицали и не оспаривали. Выбирая два года назад свой путь проведения реформ, мы подчеркивали, что республика не выходит из общего экономического пространства, и предполагали, что рано или поздно мы столкнемся с теми же сложностями, что и Россия. Нам удалось временно приостановить полный обвал экономики, но избежать общих для России кризисных явлений было невозможно. Главное, что мы не допустили обнищания населения.

Этап "мягкого" вхождения в рынок пройден, и Татарстан сегодня стоит перед необходимостью и неизбежностью радикальных преобразований, что, впрочем, не означает отказа от социальных программ. В свою очередь, руководство России также намерено перейти к решительным шагам. И наши позиции во многом совпадают. Последний пакет указов Президента Ельцина направлен прежде всего на оживление производства, что является и нашей стратегической задачей. Сейчас готовится серии указов по оздоровлению экономики, и их концепция во многом совпадает с российской. Но мы можем позволить себе более радикальные шаги - поддержку предприятий всех форм собственности, установление щадящего налогового режима, пересмотр кредитной политики. Дорогие централизованные кредиты могут временно облегчить положение, но они неизбежно загонят республику в долги. Сейчас ведь настоящий кризис неплатежей. Поэтому мы делаем ставку на широкое внедрение векселей. Они себя уже оправдали, обеспечив внутренний оборот средств и приостановив спад производства. Но мы не сможем, как бы нам этого пи хотелось, выправить положение только своими силами.

Из кризиса Татарстан должен выходить вместе с Россией. И сегодня такие перспективы обозначаются, в частности, и в том, что федеральное Правительство намерено поддержать наши национальные программы, предоставив гарантии иностранным инвесторам, финансируя совместные проекты. И это ни в коей мере не нарушает наши интересы. Па-пример, контрольный пакет акций НПЗ будет принадлежать Татарстану, а гарантии российского Правительства помогут привлечь иностранные инвестиции и ускорить реконструкцию нефтеперерабатывающего производства. Строительство ЕлАЗа с самого начала предполагало участие России, восстановить КамАЗ после пожара мы можем только совместными усилиями. Россия получает иностранные кредиты, и Татарстан вправе рассчитывать на определенную их часть.

- Когда Президент Ельцин начал реформы, Россия стала терять управляемость. Вы не опасаетесь, что Ваши радикальные шаги приведут к тому же результату?

- Нет. На первом этапе мы намерены сохранить государственное регулирование рынка. При акционировании крупных предприятий контрольный пакет акций остается за государством. Следовательно, так или иначе оно может влиять на их деятельность. Поддерживая малый и средний бизнес. Правительство РТ будет контролировать ситуацию, регулируя налоговые ставки, кредитами же помогать предприятиям, работающим эффективно, и не вытягивать неэффективные производства. В дaльнeйшем управление экономикой должно проводиться в основном через кредитную и налоговую политику. И мы к этому постепенно приходим. С другой стороны. Правительство не намерено сворачивать социальные программы, несмотря на то, что перед ним стоит очень сложная задача - по сути, совместить на сегодня трудно совместимое - ослабить налоговый пресс при сохранении бюджетных расходов.

- У Вас есть уверенность в том, что Ваши реформаторские начинания будут восприняты адекватно и указы будут выполняться, а не блокироваться?

- До сих пор у нас не было невыполняемых указов, они, как правило, работают. Все до мелочей предусмотреть трудно. В реформах важна последовательность. Главное - избежать стратегических ошибок.

- Нынешний Кабинет министров довольно успешно справился с задачами стабилизационного периода, но упустил при этом перспективные. В итоге - 30-процентный спад производства и тяжелейший кризис ведущей отрасли - нефтяной. Можно ли говорить о правительственном кризисе в Татарстане и о необходимости прихода команды реформаторов?

- Я считаю, что смена состава Правительства существенного улучшения ситуации не даст. Тот, кто только в этом видит выход из тяжелого экономического положения, упрощает проблему. Идут сложные глубинные процессы. С другой стороны, почему кто-то должен исправлять ошибки нынешней команды? Логичнее предоставить ей самой найти выход из создавшейся ситуации. Что и сделал парламент, приняв предложенную Кабинетом министров программу неотложных мер по оздоровлению экономики. Для того, чтобы обеспечить законодательную базу для ее реализации, по просьбе Правительства и с согласия депутатов я взял на себя дополнительные полномочия, с моей стороны в части законодательного обеспечения все будет сделано для того, чтобы Кабинет министров смог реализовать задуманное. Я считаю, что надо дать Правительству шанс уцелеть.

Неотложные меры носят временный характер, но некоторые из них войдут в экономическую программу, которую Верховный Совет будет рассматривать осенью. Сейчас же начнется период "обкатки" отдельных идей и концепций будущей программы.

-- Взяв дополнительные полномочия на период выхода из экономического кризиса, вы тем самым "вызвали огонь на себя", отведя его от парламента. Сохраняя и Верховный Совет, и Правительство. Вы не хотите обострять ситуацию в республике или Вас устраивают обе эти структуры?

- То, что необходимо реформирование всех видов властных структур, очевидно. Я предложил и буду отстаивать свою концепцию реформирования представительных органов власти, которая предполагает двухпалатное Народное собрание с представительством территорий в верхней палате. Не отказываюсь и от идеи перевыборов Верховного Совета. Но раз депутаты решили доработать до конца срока своих полномочий, не вижу смысла обострять ситуацию. Кроме того, нет закона о выборах, принятие которого наталкивается на трудности, связанные прежде всего с амбициями представителей отдельных движений и партий. И если депутаты не успеют до истечения срока их полномочий принять закон, то выборы придется проводить по указу Президента.

Все материалы сайта доступны по лицензии:
Creative Commons Attribution 4.0 International