Как известно, Верховный Совет Татарстана на прошедшей недавно сессии одобрил концепцию реформирования представительных и исполнительных органов власти. В частности, предлагается сократить число депутатов парламента с 230 до 130. Половина из них, избранная от территориальных округов с равным числом избирателей, будет работать в парламенте на постоянной основе, остальные - представители городов и районов - только в период пленарных сессий, на которых будут решаться в соответствии с Конституцией РТ важнейшие вопросы государственной жизни.
В числе сторонников этой концепции был и Президент республики Минтимер Шаймиев. Сразу же после окончания сессии, накануне своего отъезда на двухнедельный отдых в Крым, он дал интервью журналисту Анвару Маликову.
- Минтимер Шарипович, с октября прошлого года идет поиск путей реформирования государственной власти в республике, и вот через девять месяцев наконец родилась концепция. Как вы ее оцениваете?
- Думаю, что концепция, с ее подходами к реформированию исполнительных и представительных органов власти, вполне отвечает реалиям сегодняшнего дня.
Единственное, что мне в ней не нравится - это название парламента. Ведь за именем скрывается и суть. Я считаю, что название "Верховный Совет" несет на себе груз прошлого и ассоциируется в глазах общественности со всевластием Советов, которого больше нет и не будет. Наиболее приемлемыми были бы, на мой взгляд, названия "Народное Собрание" - "Халык Меджлесе".
- Почему все-таки в концепции не оставлено места для выборов по партийным спискам, на чем так настаивал ряд депутатов?
- Как показало время, прошедшее после выборов в Федеральное Собрание России и в органы представительной власти российских регионов, новая избирательная система не вполне себя оправдала. Я сам выступал за проведение выборов и по партийным спискам, и по округам, но это было до 12 декабря. Затем выяснилось, что почти половина депутатов, избранных в Госдуму России от партий,- москвичи. Это значит, что сегодня партии еще не охватывают своим влиянием территории. Речь идет лишь о личных помыслах ограниченного круга политической общественности.
Что же касается принятой Верховным Советом РТ концепции, она открывает для партий широкие возможности участвовать в выборах на общих основаниях по округам. Но считаю, что перед этим они должны пройти в соответствии с действуюп5им законодательством перерегистрацию.
- А как вы относитесь к тезису о том, что партии получают реальное влияние как раз благодаря квоте при выборах в парламент?
- Не совсем так: силу партии набирают не благодаря квоте, а благодаря самому участию в избирательной кампании. Такая возможность у них есть.
- Одним из камней преткновения во время дебатов вокруг концепции явилось требование ряда депутатов ввести принцип выборности глав администраций городов и районов.
- Хочу напомнить, что главы администраций в соответствии с Конституцией назначаются с согласия местных органов представительной власти. Главное же здесь в том, что эту проблему надо решать только в совокупности: какая власть у нас будет на уровне городов и районов - государственная пли самоуправление? А избирать или не избирать мэров - это упрощенный вопрос.
- На сессии Верховного Совета вы высказали мысль о возможности их выборов.
- При сегодняшних реалиях, когда экономические реформы еще далеко не закончились и идут очень тяжело, должна быть сохранена четная вертикаль исполнительной власти: Президент- Кабинет министров - администрации на местах.
В дальнейшем, при отпадения необходимости широкого государственного участия в экономической реформе, сокращении функций государственного регулирования, вполне можно будет перейти ко всенародному избранию глав администраций городов и районов. Вот, например, сейчас приватизация еще продолжается идет дележ собственности. Большая ее часть, в виде контрольных пакетов акций, остается за государством. В этих условиях представители государства должны принимать участие в делах акционерных обществ, холдинговых компаний.
- В концепции очень мало места уделено реформе исполнительной ветви власти. Хотелось бы знать, как видите ее вы?
- В настоящее время разрабатывается программа социально экономического прогресса республики, взаимосвязанного с интенсивным переходом к рыночным условиям. С этим, безусловно, должна быть тесно увязана и реформа исполнительной власти. Нельзя так упрощать: во сколько раз сократить управленческий аппарат. Сокращение расходов на него - эта задача всегда стояла и стоит. Не случайно на сессии в ответ на предложения некоторых депутатов вдвое сократить аппарат управления я бросил реплику, что одновременно в этих же стенах идет речь о постоянно действующем парламенте. А ведь на него потребуются огромные расходы, в то же время, раз появится законодательный орган, который интенсивно будет работать над принятием законов, надо будет кому-то с такой же интенсивностью и исполнять их, численность аппарата должна быть такой, какая необходима для решения неотложных вопросов и реализации тактических и стратегических задач.
- А как вы расцениваете прозвучавшие на сессии предложения о слиянии аппаратов Президента и Кабинета министров?
- В свое время мы в принципе решили, что в Татарстане - в одной из крупнейших республик - должен быть институт президентства. И сейчас, при масштабах стоящих перед нами задач, говорить о возвращении на исходные позиции нет оснований. Вместе с ликвидацией института президентства могут быть подорваны основы государственности Татарстана, на две трети будет сломана Конституция республики.
- Я не случайно задал вам эти вопросы - ведь именно на них, судя по дебатам вокруг концепции, может споткнуться согласие при принятии закона об изменении Конституции. Наберет ли он необходимые две трети голосов?
- Даже в более сложных политических условиях нам удалось принять Конституцию республики. И по самым трудным вопросам - о статусе Татарстана, о языках, гражданстве, - по которым, казалось бы, были несовместимые взгляды, мы смогли достичь согласия. Н сейчас, когда парламенту с третьей попытки удалось выйти на концепцию, это уже большой шаг. Я думаю, удастся принять и законы, вытекающие из нее, и вовремя, в конституционные сроки, провести выборы.
- Несколько слов о более насущной проблеме, которая была затронута на сессии,- о финансовых делах республики.
- Как сообщил министр финансов, бюджет может не добрать по году почти триллион рублей доходов. Но почему я оказался в числе сторонников того, чтобы не корректировать сейчас статьи доходов и расходов? Ведь одна из сторон проблемы - неплатежи. Но этот вопрос можно решить, и есть еще возможность бюджет подтянуть до запланированных цифр. Здесь имеются все основания более оптимистично смотреть и положение дел.
Раз уж мы заговорили о более земных проблемах, хочу, пользуясь случаем, несколько слов сказать о видах на урожай. Два предыдущих года республика получала рекордные урожаи, а в этом году и они, возможно, будут перекрыты.
- Даже несмотря на плохую погоду?
- Дожди помешали заготовке кормов, но сейчас стоят погожие дни, и полевые работы идут нормально. Поэтому не надо ругать погоду - Бог накажет.