- Не намерен ли Татарстан или Вы лично, Минтимер Шарипович, выступить в качестве посредника для урегулирования взаимоотношений между федеральными властями и руководством Чеченской Республики. Между Борисом Ельциным и Джохаром Дудаевым?
- Я весьма озабочен сложившейся ситуацией в отношениях Российской Федерации с Чеченской Республикой и считаю, что для начала кровопролитие должно быть немедленно остановлено. Если конфликтующие стороны обратятся ко мне или группе руководителей республик с просьбой выступить в качестве посредника для урегулирования их взаимоотношений, я считаю, что это возможно.
- Существуют утверждения ряда ответственных лиц из Чеченского правительства, будто Грозный на самом деле требует от Москвы меньше прав для своей республики, чем права, на которых настаивал и настоял Татарстан. В частности, достигнутые Казанью в результате договорного процесса с Москвой. Вес, чего якобы добиваются чеченские официальные лица, - это признание Москвой за этой республикой статуса субъекта международного права. Как Вы могли бы прокомментировать эти утверждения с учетом действующей Конституции РТ, согласно 61 статье которой Татарстан - суверенное государство, субъект международного права, ассоциированное с Россией?
- Поскольку я, как член Совета Федерации, по официальным каналам никаких сведений по данному вопросу не получал, мои суждения- могут быть неточными. Но если вопрос стоит именно так, почему бы не сесть за стол переговоров и не обсудить проблему всесторонне? В ходе их, я убежден, была бы и найдена формула, удовлетворяющая обе стороны, как это было в случае с Татарстаном. А ведь "модель Татарстана" международной общественностью позитивно оценена как конструктивная форма разрешения межгосударственных конфликтных ситуаций.
Разлад, разрыв далее в отдельной семье вносит в жизнь сторон много негативного. А тут республики, целые народы. Во избежание отрицательных последствий этого кризиса, способных отравить жизнь многих поколений людей обеих республик и не только их, я призываю лидеров Российской Федерации и Чеченской Республики проявить политическую мудрость и положить конец противостоянию, найти взаимоприемлемую формулу разрешения острой конфликтной ситуации.
- Вы - один из наиболее авторитетных государственных деятелей РФ, имеющий репутацию человека, способного решать сложные проблемы мирными средствами. Если бы к Вам обратились за помощью с просьбой сформулировать условия, на которых Чечня согласилась бы войти в состав РФ, что бы Вы предложили?
- Крепкая Российская Федерация возможна только на основе добровольности, только при максимальном учете интересов ее субъектов, прежде всего, национальных республик. Что касается Татарстана, он - суверенное государство, объединенное с РФ на основе Договора о взаимном делегировании полномочий. Договором закреплено право Татарстана на внешнеэкономическую и политическую деятельность.
Мне трудно говорить за Чеченскую Республику. Ясно одно - выяснять ее требования, стремлении, пожелания, решать возникающие противоречия, проблемы необходимо сугубо политическими методами, прежде всего - путем переговоров, и только переговоров. Силовой подход к разрешению проблемы Чечни ведет к утрате зарождающейся российской демократии, вредит международному авторитету России.
Я не устаю повторять: если Россия стремится к становлению демократической Федерации, ей давно пора выработать строго продуманную, научно обоснованную национальную политику. В противном случае - такие вот срывы, ведущие к кризису, кровопролитию, и постоянное небезопасное напряжение.
- Не опасаетесь ли Вы, что в случае силового решения чеченского кризиса Москва может попытаться урезать часть полномочий, уже делегированных Татарстану и ряду других субъектов РФ договорами, аналогичными подписанному Вами и Борисом Ельциным?
- Нет, не опасаюсь. Договор между Татарстаном и Россией готовился путем переговоров долго, тщательно, взвешенно, при взаимных уступках, компромиссах и учете интересов сторон. Кроме Договора, у нас с РФ подписаны и действуют более десяти межправительственных соглашений по конкретный! областям сотрудничества.
Жизнь доказывает, что взаимное делегирование полномочий выгодно обеим сторонам. Попытаться урезать делегированные Татарстану полномочия - это значит надолго потерять стабильность в РФ. Безусловно, это тогда будет сопровождаться неучастием граждан Татарстана в выборах Федерального Собрания и Президента РФ, как уже и бывало. Кто же может пойти на это?