Интервью Президента Татарстана корреспонденту газеты "Сегодня"

15 ноября 1999 г., понедельник
Один из влиятельнейших российских политиков, президент Татарстана МИНТИМЕР ШАЙМИЕВ в интервью корреспонденту "Сегодня" СВЕТЛАНЕ ОФИТОВОЙ рассказал, что он думает о президентском преемнике, нападках на блок ОВР, блоке "Медведь" и предстоящих парламентских выборах.

- Владимир Путин назван преемником нынешней власти. А по вашему мнению, нужно ли было об'являть его имя заранее?


- Хотя по Конституции президенту это не предписано, но он заявил - это его право. По сути дела, я ничего предосудительного не вижу в том, что президент назвал возможного преемника. Ведь тем самым он наложил огромную ответственность на Владимира Путина: на него сегодня смотрят не просто как на очередного премьер-министра, а с точки зрения, каким он может быть президентом. Это не облегчило его жизнь. В то же время в этом много положительного: у нас есть возможность очень внимательно посмотреть, что это за фигура, тем более раньше он не был на виду, что называется, служба у него такая была - негласная. Кроме того, его можно будет сравнить с некоторыми другими, ухе заявившими о своих президентских амбициях кандидатами.

v - Как вы относитесь к тому, что блок ОВР обвиняют в заговоре против Путина?

- Я совершенно искренне могу сказать - об этом я узнал только из газет. Как человек, имеющий отношение к этому блоку, заверяю вас: в какой-либо форме этот вопрос даже не рассматривался. Сейчас модно стало на ОВР вешать много различных обвинений, так как он представляет мощную силу, которая имеет поддержку среди населения. По этой причине немало и желающих помешать.

- Кто конкретно? Ведь давление идет именно на лидеров блока.

- Любой блок, партия, движение прежде всего характеризуются его лидерами. Видимо, кого-то они не устраивают. Но в то же время... Лидерами блока ОВР являются авторитетные в стране люди. Возьмем Евгения Примакова, его деятельность на посту министра иностранных дел РФ... Вспомните, как его слезно упросили возглавить правительство в самые критические для России дни. Давайте вспомним, в каком запущенном состоянии были Москва и Санкт-Петербург до прихода Юрия Лужкова и Владимира Яковлева. Вспомним, как многие из сегодняшних же критиков в недавнем прошлом восхваляли их достоинства. Видимо, выборы на дворе...

- Некоторые СМИ ведут массированное "промывание мозгов" обывателей. Каково ваше отношение к этому?

- Я в ходе общения с людьми на местах вижу обратную реакцию людей, которые заявляют: "Мы знаем, кто кого ругает" или: "Но это же говорит Доренко". Если мы хотим жить в правовом государстве, виновность человека должна определяться только через правосудие. Недопустимо бросать тень на человека на основе догадок или подозрений.

- У кого из лидеров ОВР - Примакова или Лужкова - больше опыта для того, чтобы возглавить государство?

- Одним из основных условий об'единения с "Отечеством" было такое условие - это очень важный момент, о котором начинают забывать, - мы об'единяемся для получения по результатам выборов конструктивного парламентского большинства. Все. Дальнейшие планы на президентские выборы ни в какой форме не обсуждались. И это было одним из условий. В то же время Юрий Лужков заявляет, что у него нет президентских амбиций. Я бы не хотел быть подозрительным и в связи с постоянными "гаданиями" о возможном кандидате на пост президента, еще раз убеждаясь при этом, сколько интересов, малых и больших, в политическом срезе общества.

- ОВР выступает сегодня за внесение поправок в Конституцию РФ. Вы лично поддерживаете такие инициативы?

- Такое предложение выдвигает не только ОВР. Я считаю, что изменения надо принимать уже при новом парламенте и новом президенте. Почему мы должны, не избрав президента, заранее сужать или расширять его полномочия? Поэтому я еще раз возвращаюсь к вопросу о конструктивном большинстве в парламенте, так как это - основа политической стабильности.

- Существует мнение, что СФ раскололся из-за того, что губернаторы ?разбежались¦ по политическим квартирам.

- Я бы так не сказал. Совет Федерации имеет несколько иные функции. У каждого есть свои взгляды, каждый волен принимать самостоятельные решения при рассмотрении законов. В этой части я не вижу раскола. Но то, что в этот раз руководители регионов оказались втянутыми в выборы в Госдуму... я считаю, этого надо было избежать. Они оказались в выборном процессе не оттого, что руководителям регионов делать нечего. Мы все пришли к одному мнению (по сути, это мнение большинства), что так дальше продолжаться не может, поскольку все пять лет продолжается конфронтация между ветвями власти. Мы не можем больше стоять и гадать, какой же будет состав следующей Думы. Она ведь формируется на основе голосов избирателей. А избиратели у нас в регионах.

- Что вы думаете о блоке "Медведь", котоый, как говорят, создан, чтобы оттянуть часть голосов от блока ОВР?

- Каждый волен об'единяться - так я отношусь и к созданию "Единства". Мне кажется, если бы этим губернаторам несколько раньше пришла идея о необходимости иметь блок, то многие из них оказались бы во "Всей России". По сути, все блоки - губернаторские. Услышав о названии нового блока "Медведь", я подумал, удачно ли название? Ведь в декабре медведи находятся в состоянии зимней спячки.

Опубликовано в газете "Сегодня" 15 ноября 1999 г.
Все материалы сайта доступны по лицензии:
Creative Commons Attribution 4.0 International