Уважаемый председатель, уважаемые дамы и господа!
Вы знаете, что после распада СССР на его месте появился ряд независимых государств, которые теперь известны миру. Но наверняка многие из вас не знают, и в этом не виноваты, что есть еще и Татарстан, который сегодня играет заметную роль в реформировании России. Так распорядилась судьба, что среди бывших 20 автономных республик Российской Федерации Татарстан возглавил деятельность по реформированию РФ с тем, чтобы не допустить ее развития по имперскому пути, сделать все возможное для того, чтобы построить, пользуясь этой исторической возможностью, демократическую Российскую Федерацию.
Почему же именно Татарстан? Для этого есть свои основания. Татарстан всегда имел свою очень сильную государственность, и отношения с российским государством у него складывались непросто. И действительно, в середине XVI века Казанское ханство, нынешний Татарстан, был завоеван Иваном Грозным. Это была грозная битва, причем в тот исторический момент, когда другие народы присоединялись в основном добровольно к Московскому государству. Это, безусловно, оставило свой отпечаток на истории.
Второй момент. Татарстан обладает огромным промышленно-сельскохозяйственным потенциалом. Даже в условиях СССР по своему экономическому потенциалу Татарстан входил в первую десятку наиболее развитых республик. Промышленный потенциал Татарстана выше потенциала трех Прибалтийских республик, вместе взятых. Это, естественно, сыграло свою роль.
Татарстан богат природными ресурсами. Только после пятидесятых годов из его недр добыто 2,5 миллиарда тонн нефти, в связи с этим в Татарстане очень сильно развита нефтехимия. Мы производим много каучука, полиэтилена. Вы знаете, всемирно известное акционерное общество "КамАЗ" по выпуску большегрузных автомобилей находится также в Татарстане, в Татарстане очень сильно развито самолетостроение, вертолетостроение, моторостроение, а также другие отрасли промышленности.
Татарстан целиком обеспечивает себя сельскохозяйственной продукцией. Н, как это пи удивительно, за последние три года, когда по всей России снижается урожайность, мы получаем рекордные урожаи.
Да, у нас огромный промышленный потенциал, но мы жили в такой системе, когда население не могло пользоваться всеми этими возможностями в полную силу и устроить достойную жизнь из-за чрезмерной централизации экономики. Это всегда вызывало чувство обиды за свой неоплаченный труд.
Я опытный чиновник. Как бывший Председатель Совета Министров могу привести для иллюстрации чрезмерной централизации экономики в прошлом один пример. Без разрешения Москвы нам нельзя было устанавливать даже жирность молока, идущего в торговлю. Отсюда можете себе представить, насколько была сильна централизация и каково было бесправие на местах.
И вот наступил 1985 год - долгожданное время, и началась перестройка нашего общества. Как бы мы сегодня ни относились к роли Михаила Горбачева, - это первый человек, у которого хватило смелости сломать старую машину. Впоследствии его постигла судьба многих реформаторов. Сегодня уже можно однозначно сказать, что пути назад нет. Если бы даже и хотели, это невозможно сделать. За прошедшие годы люди уже почувствовали, что они ЛЮДИ. Мы всегда удивлялись, почему же американское государство, правительство, американцы очень много говорят о правах человека. Я вам скажу, до перестройки это до нас не совсем доходило, не совсем было ясно. И вот только сейчас мы поняли, насколько глубоко его значение. Вот что дала перестройка. На мой взгляд, это самое ценное. Хотя сегодня народ еще испытывает много трудностей, связанных с ломкой старого общества.
Через данный тезис я хочу вернуться к основной теме. Когда стало возможным свободно обо всем говорить, вспоминать свое прошлое и настоящее, произошли очень серьезные изменения в сознании людей. Люди в Татарстане задумались: а почему же мы так должны жить? Мы должны быть самостоятельными, мы должны иметь свое государство. Процесс перестройки сознания людей быстро развивался.
Надо сказать, что в Республике Татарстан очень высокий образовательный уровень. Татарстан и Казань всегда были историческим, культурным, научным центром между Европой и Азией. Мне называли данные о количестве студентов в Бостоне. Это действительно поразительно. Но я могу также сказать это и о Казани. У нас около 1 млн. 200 тысяч жителей, и каждый десятый казанец - студент вуза или техникума. Так сложилось исторически. Из работающих на производстве каждой тысячи человек 922 - люди, имеющие высшее и среднее образование. И вот весь этот многонациональный народ заговорил о своих правах. Я в то время был Председателем Верховного Совета - нашего парламента. Учитывая волю народа, парламент в 1990 году принял Декларацию о государственном суверенитете и объявил Татарстан суверенным государством. После этого события приняли еще более быстрый оборот.
Вы знаете, что в 1990 году Татарстан посетил, будучи председателем Верховного Совета Российской Федерации, Борис Ельцин. На митингах он принародно бросил фразу, ставшую позже крылатой: "Вы можете брать суверенитета столько, сколько проглотите". И получилось так, что мы действительно успели за эти годы много его взять. Когда в России в 1991 году был принят закон о выборах Президента, первого Президента России, наш парламент поставил вопрос о том, что Татарстан для защиты своего суверенитета также должен иметь Президента. Выборы были назначены на тот же день, что и выборы Президента Российской Федерации, - 12 июня 1991 года. Были созданы все условия для выборов, и получилось так, что и в России, и в Татарстане в один день появились первые президенты. Надо сказать, что в этот день у нас в Татарстане Президент России не был избран.
По мере развития процесса в марте 1992 года мы вышли на референдум о государственном статусе Татарстана. Вопрос был сформулирован так: "Согласны ли Вы, что Татарстан - суверенное государство, ассоциированное с Российской Федерацией на основе Договора о взаимном делегировании полномочий?" Решение было принято. День референдума был назначен. И вот тут началось настоящее противостояние и грубое давление. Я не хочу обвинять отдельно кого-либо из российских руководителей, но тогда заработала в полную силу сложившаяся за годы тоталитаризма инерция мышления. Как же так: вдруг этот народ объявляет о своем суверенитете? Но мы были уверены, что только народ может решить этот вопрос, больше никто. Потому что мы Декларацию приняли от имени всего многонационального народа Татарстана.
Когда осталось несколько дней до референдума, Конституционный суд России возбудил дело, что это якобы неправомочный референдум и его надо отменить. Верховный Совет Российской Федерации организовал бурное заслушивание спикера нашего парламента. В республику была направлена группа российских прокуроров, в то время у нас было 2611 избирательных участков, и всем председателям этих участков было дано письменное предписание, что если они в день референдума откроют избирательные участки, то будут привлекаться к суду. Накануне референдума Президент России Борис Николаевич Ельцин выступил но телевидению с обращением к татарстанскому народу, отговаривая его от участия в референдуме, и призвал к бойкоту. Если на референдуме народ Татарстана ответит положительно на поставленный вопрос, утверждал он, это может при вести к кровопролитию.
В тот же вечер, после его выступления, я тоже обратился к своему народу. Я объяснил недемократичность такого давления. Я сказал, что свою судьбу может определять только сам народ. Я твердо заявил, что только через положительный ответ на вопрос референдума придет мир и покой в каждую семью. Па другой день после референдума я в семь часов утра получил первые данные. Все участки до единого были открыты для избирателей. И более шестидесяти процентов принявших участие голосовали "за". Я это все рассказываю для того, чтобы подчеркнуть, какой сложный путь нам пришлось пройти на пути к демократии.
На основе итогов референдума мы приняли новую Конституцию Татарстана. Мы подключили зарубежных экспертов, и по их оценкам Конституция Татарстана является конституцией демократического общества, где соблюдены права личности, права народов, признаются все виды собственности, а наша экономика является социально-рыночной. Я считаю, самое главное - мы объявили два государственных языка: татарский и русский. И записали в Конституцию, что все граждане Татарстана обладают и гражданством Российской Федерации. Я могу сегодня сказать: это были главные стабилизирующие факторы. Вы знаете, события в Молдавии в основном развивались негативно только из-за того, что они объявили один государственный язык. Вы знаете также, что сегодня такие же требования возникают и на Украине, и в Казахстане. И я считаю это важнейшим моментом.
Главное, при этом надо понять, что ведь русский язык и сегодня язык межнационального общения. Когда мы объявляем два государственных языка, в конечном итоге выигрывает родной язык, потому что его надо подтянуть, ему надо создать условия для развития. Это я говорю просто в порядке напутствия будущим молодым политикам, сидящим в зале.
Время шло. И российская общественность, и международное сообщество постепенно по мере развития демократических процессов начали воспринимать все, что сделано было в Татарстане. Мы с Президентом Ельциным вели три года тяжелые переговоры о характере взаимоотношений Татарстана с Россией. Это были очень тяжелые дни. Но надо отдать должное Президенту Ельцину. Нам удалось после трех лет переговоров 15 февраля 1994 года подписать Договор о взаимном делегировании полномочий, что соответствует нашей Декларации о государственном суверенитете. Договор, безусловно, двусторонний документ. Мы пошли друг другу на уступки. Главное, мы не нарушаем целостность Российской Федерации. И мы вышли на формулу, что Татарстан объединяется с Российской Федерацией па основе этого Договора, разграничивая полномочия между органами государственной власти РТ и РФ, признавая обе конституции, как Российскую, так и Конституцию Татарстана. И в рамках уточнения и реализации этого Договора мы одновременно подписали 14 межправительственных соглашений. Они касаются вопросов собственности, военного строительства, банковского дела, бюджетных дел, подготовки кадров и так далее.
Я могу сказать, что Договор большинством населения был воспринят с удовлетворением, и он привел к полной стабилизации обстановки в республике. Главное политическое значение Договора заключается в том, что Россия, подписав Договор с бывшей автономией, лишила себя возможности развития по пути унитарного государства. И я считаю, что этот Договор - благо как для России, так и для Татарстана. Противников Договора было очень много. Обвиняли меня. Не в меньшей степени обвиняли и Президента Б. П. Ельцина. Но он как человек, приверженный демократическим принципам, взял на себя эту смелость. Сейчас уже подписан Договор Российской федерации и с Башкортостаном, готовятся договора с другими республиками. Значит, снизу, на демократической основе начала формироваться подлинная федерация. На мой взгляд, это очень большое достижение, потому что Россия но национальному составу, по этническому и по территориальному составу очень своеобразная страна.
Нужно сказать, что экономические реформы сегодня идут тяжело. Лично мое мнение - переходный период несколько затянулся, он мог бы быть и короче. И мы, политики, я включаю в это число и себя, не сумели с самого начала выработать такую концепцию перехода к рыночной экономике, чтобы она не допускала резкого снижения жизненного уровня населения. К сожалению, сегодня это имеет место. И спад производства пока продолжается. В этой части нам предстоит огромная работа.
Все учатся на своих ошибках и стараются впоследствии свести их к минимуму. Нужен был свой путь перехода к рынку. Ни одна страна в мире не переходила к рынку с такой монополизированной экономической базой и централизованной системой управления, какую имели Россия и другие страны СНГ. К сожалению, и сейчас, в условиях перехода к рынку, эти монополисты продолжают играть свою роль.
Ну, как бы там ни было, сейчас в экономике стало намного больше рыночных отношений. Сегодня делается главное - люди становятся собственниками, собственность уже распределяется между людьми. Это разрушает государственную монополию и уменьшает государственную собственность. И мы считаем, что этот процесс надо форсировать. Он делает общественные процессы в целом необратимыми.
Как я уже сказал, мы сейчас устанавливаем очень тесные экономические отношения со многими крупными фирмами ряда стран, в том числе и с крупными компаниями Соединенных Штатов. Экономические возможности Татарстана таковы, что он может гарантировать устойчивость любого бизнеса на взаимозаинтересованной основе. Так что я приглашаю и молодежь, и всех остальных, если есть такое желание, к сотрудничеству с Татарстаном. Мы всячески будем вас поддерживать.
Спасибо вам за внимание.