2 февраля в зале заседаний Академии наук Татарстана Президент РТ М.Ш.Шаймиев встретился с участниками семинара редакторов районных и городских газет республики, работниками Министерства информации и печати, журналистами республиканских и российских газет, радиовещания, телевидения.
Свое выступление Президент посвятил актуальным проблемам общественной, политической и экономической жизни Татарстана, их взаимосвязи с процессами, происходящими в Российской Федерации. Он подчеркнул возрастающее значение известного Договора между Татарстаном и Россией, который открыл путь процессу установления подлинно федеративных отношений в РФ. Предстоящие выборы Президента Татарстана он охарактеризовал как важнейшее из ожидаемых политических событий, сказал также о том, что после них в апреле будет сформировано Правительство РТ.
Оценивая итоги выборов в Госдуму РФ на территории Татарстана, М.Ш.Шаймиев сказал, что народ Татарстана проголосовал за демократический выбор и стабильность. Придавая большое значение предстоящим выборам Президента Российской Федерации, он отметил, что с возможным переизбранием Б.Н.Ельцина связывает продолжение позитивных демократических процессов.
Далее М.Ш.Шаймиев подробно рассказал о социально-экономическом положении Татарстана. Сегодня мы можем твердо сказать, что избранный нами Путь так называемого мягкого вхождения в рынок полностью оправдал себя, подчеркнул он. В Татарстане отмечается меньшее в сравнении с большинством регионов снижение жизненного уровня. Президент РТ проиллюстрировал сказанное убедительными цифрами статистики.
М.Ш.Шаймиев коснулся проблем дальнейшего развития экономики Татарстана, рассказал об инвестиционных процессах, о том, как руководство республики способствует выводу из кризиса предприятий военно-промышленного комплекса. При этом была подчеркнута решающая роль федерального Правительства. Только оно, имея в руках налоговые и иные экономические рычаги, способно реально помочь продвижению конверсионных процессов, сохранению наукоемких производств.
Касаясь проблем своевременной выдачи заработной платы, особенно работникам бюджетной сферы, Президент сказал, что руководство Татарстана принимает все меры для ликвидации этого важного социального долга.
Затем М.Ш.Шаймиев ответил на многочисленные вопросы журналистов республиканских и российских средств массовой информации.- В Нижегородской области по инициативе губернатора Бориса Немцова собран миллион подписей против войны в Чечне. Выступит ли Татарстан с подобной или своей собственной инициативой по этому поводу?
- Как вы знаете, с самого начала я был против боевых действий в Чечне. Потом мне не раз предлагали выступить посредником в переговорах между Москвой и Грозным. Можно согласиться стать посредником, если от этого будет польза. Но в данном случае федеральные власти сами начали войну, и от них во многом зависит ее прекращение. Посредник тут ничего не сделает. Посмотрите, сколько усилий приложили правозащитник Сергей Ковалев, демократически настроенные депутаты, лидеры политических движений, а результатов-то нет.
В этой ситуации Татарстан выступил с инициативой провести еще одну встречу в Гааге. Помните, в прошлом году там состоялись переговоры руководителей Молдовы, Гагаузии и Приднестровья, а также Грузии и Абхазии, Украины и Крыма? Вот и на предлагаемой встрече полезно усадить за стол переговоров все конфликтующие стороны.
Что касается инициативы нижегородцев, то я ее полностью одобряю. Сама жизнь заставила их пойти на этот шаг, поскольку много военнослужащих из области участвуют в боевых действиях в Чечне. Было бы очень хорошо, если бы и жители Татарстана поддержали инициативу нижегородцев.
Сегодня руководству России найти мирное решение чеченского вопроса сложнее, чем вчера. Если раньше был возможен вариант прямого диалога с Дудаевым, то теперь, будем считать, появилась законная власть в этой республике. Как же быть России? Сказать Дудаеву и Завгаеву: сами договаривайтесь? Но тогда Дудаев поставит вопрос о законности недавно избранной власти в Чечне.
Как бы ни было сложно, нужно найти варианты мирного решения конфликта. Не хотелось бы, чтобы в стране, где избирается Президент, шла война. Она может, на мой взгляд, превратиться в гражданскую войну. В этой связи Госсовет РТ выступил с инициативой, и я ее поддержал, изменить законодательство России о применении вооруженных сил для решения внутренних конфликтов. Вот тут нужно проявить настойчивость.
- Почему вы не отвечаете на письма читателей? Через вашу канцелярию они до вас не доходят?
Может быть, жители республики и не получают прямого ответа на письма, но мы реагируем на все выступления в печати, коллективные обращения. Правда, встречаются публикации, на которые невозможно реагировать.
Сейчас мы завершаем реконструкцию Большого зала консерватории. Недавно читаю в газете: там, оказывается, строят специальный лифт для Президента, который стоит столько же, сколько орган. Я живу на восьмом этаже в квартире, которую получил еще будучи министром мелиорации, и обхожусь без лифта. Лифт в консерватории действительно есть - для пожилых музыкантов, чтобы поднимать инструменты. Если разрешите, то и я иногда им воспользуюсь.
Или другой пример. Мы приняли программу ликвидации ветхого жилья в столь сложных экономических условиях. Когда-то газета «Вечерняя Казань» остро выступала в защиту «трущобников». Теперь пишут, что многие из них не хотят уезжать из ветхих домов. Где же логика?
- Кого вы лично поддержите на выборах Президента России?
- Желательно, чтобы Президентом России был избран Борис Николаевич Ельцин, но без войны в Чечне. Почему? Основным итогом последних четырех лет политической жизни, республики является известный Договор России и Татарстана. И мы договорились с Борисом Николаевичем Ельциным, что будем соблюдать его.
Договоры, которые сейчас заключает Россия с областями, носят в основном экономический характер. В нашем Договоре Россия признает Конституцию Татарстана, а Татарстан - Конституцию России, несмотря на имеющиеся в них противоречия. И нынешний Президент РФ является гарантом соблюдения этого Договора.
- Не боитесь ли вы, что, поддержав Ельцина, вы осложните себе положение перед президентскими выборами в Татарстане?
- Политику такого масштаба, в данном случае Президенту Татарстана, всегда трудно делать выбор. Если руководитель не делает его, то общество находится в растерянности. Я принимаю решения исходя из интересов населения республики.
- Могут ли избиратели где-либо ознакомиться с официальным бюллетенем о состоянии вашего здоровья?
- Положение Президента тем и сложно, что ему нельзя даже гриппом болеть. (Смех в зале). Но судя по сегодняшней встрече, я форму приобрел. Не говоря о том, что лифтом пока не пользуюсь. Что касается здоровья, то если после сорока ты утром встал и ничего у тебя не болит, то надо бы проверить: а жив ли ты? (Смех в зале). Когда мне предложили избираться Президентом на второй срок, я не нашел для себя убедительных аргументов, чтобы отказаться, в том числе и по состоянию здоровья.
- Произойдут ли изменения в Правительстве, если вы будете избраны Президентом?
- Нынешнее Правительство мы сформировали недавно, и оно набирает положительный опыт работы. Хотя структурные изменения в нем, конечно, могут быть.
- Как вы относитесь к референдуму о выборах глав администраций городов и районов?
- Тут нет предмета для референдума. Главы администраций назначаются указом Президента, если они избраны депутатами местного или Государственного Совета. Народ уже один раз оказал им доверие, зачем это делать во второй раз? Если же глава администрации не является депутатом, то тогда предусмотрены выборы. Эта норма заложена в нашем законодательстве. Читайте внимательно законы и Конституцию.
- Почему на встречу в Давосе поехали не вы, и даже не Премьер-министр, а вице-премьер?
- На эти дни у меня запланирован очень плотный график работы. В понедельник - встреча с предпринимателями, во вторник - промышленный актив, в среду - выступление с годовым посланием в Госсовете. Поэтому в Давос поехал заместитель Премьер-министра Равиль Фатыхович Муратов, он должен был ехать вместе со мной, поскольку курирует внешнеэкономические отношения. В Давос не поехали ни Председатель Госсовета, ни Премьер-министр по той простой причине, что мы просто не успевали переоформить документы. Для этого требуется много времени.
- Нужна ли депутатская неприкосновенность честному депутату? Может, хватит за нее прятаться, как за ширму?
- Я тоже считаю, что депутатам она не нужна. Хотя в России есть факты, когда некоторые кандидаты выдвигаются в депутаты, чтобы избежать ответственности. Неприкосновенность Президента должна быть, поскольку это в какой-то степени неприкосновенность государства. Но и у нее должны быть рамки, заложенные в Конституции.
- Как вы отнеситесь к тому, что некоторые главы администраций злоупотребляют своим служебным положением, превышают свои полномочия?
- У меня есть такие факты и сигналы. По моему предложению (и это дело я взял под личный контроль) все главы должны отчитаться перед жителями городов и районов о своей работе. Пусть люди выскажут своим руководителям претензии, предъявят обвинения. Сейчас такие отчеты идут в районах и городах. Выводы сделают и главы администраций, и я.
Вы знаете, что не так давно был снят глава администрации Мамадышского района. Он очень хорошо работал, но его методы - из арсенала 1937 года. Нам успехи, достигнутые такими методами, не нужны. Зачем тогда мы затевали реформы, если действуем по-старому?
- Все ли возможности исчерпаны для освобождения казанских летчиков, удерживаемых талибами в Афганистане? Может быть, пойти на выкуп или что-то в этом роде?
- У нас есть надежда, что летчики будут освобождены. Экипаж стал заложником политического конфликта между оппозицией и официальными властями Афганистана. Ситуацию осложнили межгосударственные отношения России с этой страной. Трудность в том, что каждый раз меняются условия освобождения летчиков. Мы выполнили все первоначальные условия, которые выдвигались. Но поскольку у моджахедов нет единства, то они не могут договориться еще и между собой.
- Минтимер Шарипович, не боитесь ли вы стать заложником своей собственной охраны? Подчас она осложняет журналистам работу, искусственно ограничивает доступ к вам.
- По-моему, охрана боится происшествий больше, чем я (смеется). И я делаю замечания ее сотрудникам, когда они перегибают палку. Но сейчас началась предвыборная кампания, и я допускаю усиление их бдительности.
- Можем ли мы теперь надеяться на лояльное отношение вашей охраны к журналистам?
- Надеяться и верить надо. (Смех в зале).* * *
Были даны ответы и на многие другие вопросы.
М.Ш.Шаймиев вручил награды работникам печати, радио и телевидения, удостоенным звания «Заслуженный работник культуры Республики Татарстан».
Во встрече Президента РТ с журналистами участвовал заместитель Председателя Госсовета РТ Р.М.Харисов.
Е.Таран