Минтимер Шаймиев: люди сами должны выбирать губернаторов

21 января 2012 г., суббота

Программа «Вести в субботу с Сергеем Брилевым»

По какому и чьему времени мы заживем весной? По последним данным ВЦИОМ, уверенно лидирует Владимир Путин. У него уже 52%. На втором месте по-прежнему - лидер коммунистов Геннадий Зюганов с 11%. Замыкает тройку Владимир Жириновский - 9%. Далее идет лидер справедливороссов Сергей Миронов - 4%. Замыкают список Григорий Явлинский и Михаил Прохоров - их, как и раньше, разделяет всего 1%. При этом 9% опрошенных затруднились с ответом, а 10% заявили, что и вовсе не намерены участвовать в выборах.

Таким образом, цифры еще могут измениться, особенно при совершенно новой динамике общественной жизни. И дело не только в новых поворотах вокруг того, где, когда и в каком составе пройдут следующие массовые акции оппозиции. Оформился и такой дополнительный сюжет для дискуссий, как грядущий возврат к прямым выборам губернаторов. И хотя и у русских, и у татар не принято поздравлять с днем рождения заранее, этот законопроект президента Медведева стал своего рода подарком для человека, который в свое время не скрывал своего отрицательного отношения к отмене прямых выборов, - для Минтимера Шаймиева. 20 января ему исполнилось 75 лет.

Два года назад многие гадали, уйдет Шаймиев из президентов Татарстана или нет. Оказывается, он ответил на этот вопрос тогда, когда, еще работая президентом, купил себе лайку. Гулять с ней, останься Шаймиев во главе республики, времени не было бы.

Почему на Шаймиеве лыжный костюм? Да потому, что первую встречу "Вестям в субботу" он назначил на лыжне.

- Я никогда не думал, что я, человек, занимающийся лыжами почти каждый день, с трудом буду поспевать за лыжником, которому 75 лет!

Еще мгновение - лыжня уходит в лес, где ехать еще сложнее, так как постоянно меняешь ритм. Отдышаться удалось на опушке.

- Минтимер Шарипович, президентские выборы - это гонка или лыжная прогулка?

- Конечно, гонка.

- Нам предстоит вновь перейти с назначения губернаторов глав регионов на прямые выборы. Что лучше?

- Прямые выборы. Всегда. Тяжело? Да. Это ответственно. Борьба. Но чтобы снять напряжение общества, надо идти на это. Люди должны иметь выбор. Но в то же время нам надо учиться, если уж мы выбрали, отвечать за свой выбор. А то получается, что избрать изберем, а потом скажем: что же мы наделали?!

Для простоты участие граждан в прямых выборах губернаторов Шаймиев сравнивает с правилами поведения в общем дворе. "Говорят, машину поставили во двор - никто не хочет убрать. Снег не убран, мусор не вывезен, а машина-то у жителей", - отметил Шаймиев.

У себя дома, сидя за шахматным столом, Шаймиев поднял еще один вопрос, который его явно очень волнует.

- Когда говорят, что "Россия для русских" - это вообще...

- Это мракобесие!

- Это люди, которые хотят разрушить Россию?

- Абсолютно. Чьими руками может быть развалена Российская Федерация, когда говорят, что Россия для русских? Идет, например, футбольный матч в Казани. Впереди - лозунг: "Россия, вперед!" Я сижу однажды на VIP-трибуне и задаю вопрос: "Россия - вперед, а мы куда?"

Шаймиев помнит всякое. На редких кадрах середины 80-х - он, как скажут сейчас, премьер-министр советской Татарии. Тогда он, конечно, и знать не знал, что вскоре страна посыплется, а новый Татарстан охватит сепаратизм. Но только ли в политических страстях было дело? Оглядываясь назад, понимаешь, что в 90-е смутило Казань и в радикальных экономических реформах Москвы.

"Придумали ваучеры. Когда их раздавали, в стране была огромная инфляция - 1020%. Почему задарма получили предприятия на основе ваучеров? Вот какая степень инфляции была!" - вспоминает Шаймиев.

В Татарстане свои ваучеры разрешили "отоварить" только тогда, когда инфляция спала. В результате республике приватизация дала не только деньги, но и новый класс своих собственников. Но, как вспоминает Шаймиев уже в своем рабочем кабинете, во многом это означало параллельное существование. Съели столько суверенитета, сколько могли.

У себя в кабинете он хранит фото не только с женой и внуками, но и со многими своими именитыми гостями - Хиллари Клинтон, Владимир Путин.

Путин впервые оказался в Казани, будучи еще исполняющим обязанности президента. Тогда между ними был достигнут такой уговор: отказ от сепаратной экономической политики в обмен на федеральную программу развития республики.

Доволен ли Шаймиев тем, какой стала страна за последние 12 лет? И да, и нет. Взять хотя бы количество федеральных чиновников.

- Их слишком много. Их количество оказалось столько, сколько чиновников самого Татарстана.

- Серьезно? В Татарстане столько федеральных чиновников, сколько республиканских?

- Это по всей России.

Полномочия центра и регионов, считает Шаймиев, еще только предстоит разделить по новой.

- Допустим, что чиновник отвечает за колодец. Этот колодец - источник жизни для деревни. Для него эта проблема поважнее, чем что-то иное.

- Чем что-то наверху абстрактно федеральное?

- Абсолютно. Ему надо, чтобы в колодце была чистая вода. Водные ресурсы, говорят федеральные органы, наши, а никто не финансирует.

- А то, что озеро зарастает? Воды нет - деревня умирает.

- Проблема возникала тогда, когда у гусей нет разрешения и они без лицензии лезут в это озеро, так я говорю. Мы местные органы дискредитируем.

- Вы видели бы это как часть "перезагрузки" Путина? Сейчас говорят: "Путин 2.0". Должно ли это стать, на ваш взгляд, частью повестки дня следующего президента?

- Я считаю это одним из самых важных.

Своего рода "перезагрузка" требуется, по мнению Шаймиева, и правящей партии. Он, многолетний сопредседатель "Единой России", он ведь еще в КПСС и знает все опасности, которые подстерегают правящий класс. "Почему партия очень быстро сдала позиции, когда началась перестройка? У нее не было никакого опыта политической борьбы", - уверен Шаймиев.

Еще когда "Единая Россия" впервые получила большинство в Думе, Шаймиев предлагал, чтобы она и формировала правительство. То, как в итоге было сделано, по его мнению, неудачно.

"Все время сидеть и смотреть, что предложат, какой законопроект, - отметил президент Татарстана, - практически без твоего участия. А потом его одобряем? Но так не должно быть в партии".

Выехав из президентского дворца, Шаймиев продолжает работать в Казанском Кремле в другом корпусе. Государственный советник республики, он возглавляет фонд, который собирает деньги на возрождение мусульманской святыни Булгар и православного острова-града Свияжск. Это он вручает памятные подарки благотворителям, среди которых и крупный бизнес, и целые семьи, в том числе такие, где воспитывают приемных детей.

Стоит сказать, что его собственная фамилия - случай уникальный.

- Признайтесь, вы же не Шаймиев?

- Да, я должен был быть Шариповым.

- Почему?

- Еще говорят Шаймухаметов.

- Как это получилось?

- У нас был очень состоятельный род. Всех раскулачивали. Деда, правда, не сослали, но раскулачили по полной. Дед был Шаймухамат. У татар вообще так коротко не бывает.

- Надо иметь навык произносить татарские имена и отчества.

- Да, неодносложные. В деревнях всегда сокращали.

- А фамилия Шаймиев раньше в Татарстане существовала? Или это новообразование получилось?

- Нет.

- То есть это был ваш первый вклад в историю государства?

- Так получается. Я же тогда не знал, что...

- Что будете президентом?

- С фамилией так получилось случайно.

В свои 75 он в курсе всего.

"Главное - что он делает. Несколько лаек идут. Но он как настоящий вожак навстречу выходит. Он идет лоб в лоб с кабаном", - рассказывает Шаймиев про свою собаку.

- Может быть, вы этому его научились, исходя из своего политического опыта?

- Нет. Это у них в крови. Если они чувствуют себя мощными, они действительно наперекор идут и приостанавливают движение кабанов.

- Опять про себя рассказываете.

Такой вот взгляд на прошлое и будущее от юбиляра Шаймиева.

- Я никого не хочу уподоблять пешкам, и никто этого не заслуживает, но если взглянуть на нынешнюю президентскую кампанию, кого бы вы назвали по-настоящему основными фигурами? Конкуренция, на ваш взгляд, есть?

- Основная фигура - это Путин. Ведь надо думать о стране. Другой фигуры нет. Выборы пройдут - 5 марта надо начинать жить. А представьте себе, что сделал бы, например, Зюганов? Я понимаю, он опытный человек.

- Наверное, неслучайно прошел до заместителя заведующего отделом ЦК.

- Безусловно, в те времена быть заместителем заведующего отделом по идеологии - это непросто. Попробуйте, чтобы он пришел к власти. Он ничего не сможет сделать, потому что мы уже все другие. Он и сам это понимает.

- А из молодых кто-нибудь привлекает внимание? Прохоров, например?

- Прохорову надо создавать партию. Пока это все - не более. Мы в обществе, к сожалению, дискредитировали правую идею. Хотя там есть люди, знающие и хозяйство, и страну, но они настолько разобщенные - ни один съезд не могут провести. Мы всех их хорошо знаем.

- Касьянова того же самого.

- Всех знаем. Но не могут объединиться. И Борис Немцов то же. Всем, видимо, хочется быть у власти. Но так не бывает.

- Не буду вам задавать вопрос про Жириновского - знаю ваше к нему отношение.

- Я остаюсь при своем мнении. Жириновский красиво говорит, но верить ни во что нельзя и нельзя делать по нему.

- В интервью "Вестям в субботу" Евгений Примаков сказал, что было бы неплохо, если бы коммунисты и "Справедливая Россия" объединились на основе левоцентристского взгляда на жизнь. Думаете, это реалистично? Зюганов от такого альянса отказывается.

- Зюганов, пожалуй, прав на данном этапе, потому что у него есть реальный электорат. У Миронова его нет. У Миронова - электорат, который случайно появился.

- Вы думаете?

- Это протестный электорат. Уверен в этом. Они осмеливаются говорить: "Давайте отменим результаты выборов". Отменяйте. А почему вы не приняли решение у себя сдать все мандаты, что вы не согласны? Эти партии в ближайшем будущем столько голосов, пожалуй, уже не получат. И на площадь они не очень-то шли.

- Вообще туда другие люди вышли?

- Безусловно.

- Всякий ли шахматист политик?

- Нет. Причем тут политик и шахматы? Это умная игра.

Все материалы сайта доступны по лицензии:
Creative Commons Attribution 4.0 International