Выступление Государственного Советника Республики Татарстан М.Ш.Шаймиева на торжественной презентации академического издания «Татарская история и цивилизация»

21 октября 2010 г., четверг
Дорогие друзья!

Я рад приветствовать в этом историческом зале Казанского университета членов Ученого совета, представителей научной и творческой общественности республики.

Разрешите мне выразить сердечную признательность за приезд в столицу Татарстана Генеральному секретарю Организации Исламской Конференции профессору, доктору Экмеледдину Ихсаноглу, директору IRCICA доктору Халиту Эрену, нашедших в своем плотном рабочем графике время для принятия участия в презентации книги "Татарская история и цивилизация".

Важно отметить, что идея создания книги нашими гостями была изначально близко воспринята и горячо поддержана. Они внесли неоценимый вклад в дело её подготовки и публикации на английском языке. Особая роль в реализации проекта принадлежит академику, профессору Казанского университета Миркасыму Абдулахатовичу Усманову, стоявшему у истоков создания этого ценнейшего научного труда.

Миркасым Абдулахатович с нетерпением ждал появления настоящего издания, незадолго до кончины обсуждал предстоящую презентацию, готовил свое выступление. Но так распорядилась судьба, что его сегодня нет с нами. Прошу Вас, почтить минутой молчания память этого выдающегося сына татарского народа, ученого и педагога.

Уважаемые участники презентации!

Говоря о книге "Татарская история и цивилизация" нельзя не отметить, что этот фундаментальный научный труд, на страницах которого нашли свое отражение результаты многолетних исследований ведущих ученых республики и за её пределами. Тут раскрываются наиболее важные, ключевые проблемы истории татарского народа, его социально-экономического развития и культуры. На мой взгляд, очень важен комплексный, концептуальный подход авторского коллектива в оценке основных этапов существования татарского этноса в контексте общемировых процессов.

Действительно, история России немыслима без уникальных государственных образований Тюркского, Кимакского, Хазарского каганатов, Великой и Волжской Булгарии, Золотой Орды, Казанского и других ханств, оказавших определяющее воздействие на судьбы евразийского континента. Государственность помогла объединиться средневековым предкам татарского народа на огромных просторах Центральной Евразии от Прииртышья до Крыма и от казанских земель до Каспия, создав на этой обширной территории пассионарную тюрко-татарскую цивилизацию.

Сегодня трудно переоценить гигантский политический и социальный опыт этих великих образований, оказавший серьезное влияние на мировоззрение и гуманистические идеалы человечества. Достаточно упомянуть проведение толерантной государственной религиозной политики, что, безусловно, остается актуальным и для современной действительности. Материалы книги дают полное и доказательное представление об этих уникальных социокультурных процессах.

Благодаря интенсивному обмену с Европой, Золотая Орда непосредственно соприкоснулась с европейской культурой, соединив интересы Востока и Европы. Огромный потенциал к воспроизводству татарской культуры был заложен именно в эпоху Золотой Орды.

Безусловно, важной концептуальной целью книги является оценка роли и места татар в истории ислама, его уникального вклада в сокровищницу мусульманской культуры. Татары никогда не участвовали в религиозных войнах, не занимались насильственным навязыванием своей веры другим, что хорошо подтверждается фактами истории как Волжской Булгарии, так и Золотой Орды, Казанского ханства. Иными словами, стремление защищать свое законное право на сохранение веры и традиций предков было и является проявлением внутренней культуры народа в постоянно меняющихся условиях. Эта идея красной нитью проходит через все содержание презентуемого сегодня научного труда.

Принятие Волжской Булгарией в 922 году ислама в качестве официальной религии, безусловно, является поворотным этапом в истории нашего народа. В память об этом, ежегодно проводится Болгар Жиены и как вы знаете, Парламентом Татарстана принято решение о включении даты официального принятия Ислама волжскими булгарами (21 мая) в календарь памятных дат республики.

Возрождение татарского народа начинается именно с религиозного реформаторства. Джадидизм обозначил несколько важных фактов, а именно: способность татарской культуры сохранить свою самобытность, возможность противодействия миссионерскому давлению, трансформацию прежнего уклада жизни российских мусульман в соответствии с требованиями нового времени. Джадидизм стал существенным вкладом татар в современную мировую культуру, демонстрацией способности ислама к модернизации. Определяющий вклад в эти реформы внесли выдающиеся татарские просветители и богословы: Габденасир Курсави, Каюм Насыйри, Шигабутдин Марджани, Ризаэтдин Фахрутдинов, Галимджан Баруди, Муса Бигиев и другие представители научной и педагогической общественности.

В начале XX века начался расцвет всех форм татарской культуры. Профессиональная литература, театр, музыка, изобразительное искусство пользовались огромной популярность не только у татарского населения, но и у других народов России.

Книга "Татарская история и цивилизация" посвящает этим проблемам специальный раздел, в котором раскрывается специфика формирования новой материальной и духовной культуры.

Одним из важных выводов книги, на мой взгляд, состоит в том, что татары, сохранившие свою национальную и культурную самобытность, сыграли важную роль в укреплении Российской державы.

Образование в 1920 году ТАССР ознаменовало начало нового этапа в истории нашей многонациональной республики. Провозглашению Татарской автономии предшествовала многолетняя многогранная деятельность национальной интеллигенции, предпринимательства, духовенства, выразившаяся в проекте Идель-Урал штата, Татаро-Башкирской республики.

Создание ТАССР стало этапным событием к национальному самоопределению, способствовало появлению феномена полиэтнического государственного образования в рамках Российской Федерации.

Успехи и достижения Татарстана очевидны. Расцвет культуры, стремительное развитие промышленности и сельского хозяйства, формирование крупных научных школ, выдвинуло республику в число самых передовых регионов страны. Высокий социально-экономический и культурный потенциал стал одним из определяющих факторов провозглашения в 1990 году Декларации о государственном суверенитете Республики Татарстан.

Для татарской истории с ее сложными поворотами судьбы непросто дать цельную картину, так как взлеты сменялись регрессом, вплоть до необходимости физического выживания и сохранения элементарных основ культуры и даже языка. Затем вновь начиналось возрождение. Народ сохранил свою идентичность и сегодня в ХХI веке готов к самым серьезным вызовам времени.

Следует отметить, что интерес к Татарстану в мировом сообществе неуклонно растет. Весьма позитивно воспринимается опыт республики в формировании этноконфессионального диалога в контексте культуры мира. Наши уважаемые гости смогли сегодня воочию убедиться в масштабности проводимой в республике политики по сохранению исторического и культурного наследия, реализации проекта по возрождению Болгарского городища и Острова-града Свияжска.

Думаю, что выход книги "Татарская история и цивилизация" на английском языке будет способствовать дальнейшей популяризации в международном сообществе сложной, богатой истории татарского этноса, его самобытной культуры, гуманистических традиций ислама, бесценного опыта созидательного взаимодействия народов Татарстана. Особенно это актуально сейчас, в период подготовки к крупнейшим спортивным событиям, связанным с проведением в Казани в 2013 году Всемирной летней Универсиады и новым масштабным проектам.

Спасибо за внимание.

Все материалы сайта доступны по лицензии:
Creative Commons Attribution 4.0 International