Минтимер Шаймиев: «По Основному Закону, Татарстан - полномочная президентская республика

18 марта 2011 г., пятница

В эти дни прошлого года народ республики жил в ожидании инаугурации нового Президента. Значит и уходу с поста Президента Минтимера Шаймиева, 20 лет руководившего республикой, тоже исполняется год. Даже те люди, которые год назад думали, что «эпоха Шаймиева» закончилась, вынуждены признать: в Татарстане, среди защитников федерализма в масштабе страны, нет человека авторитетнее, чем Государственный Советник РТ. Его убедительные мнения время от времени появляются в разных СМИ. На этот раз он дал интервью газете «Ватаным Татарстан».

У меня нет намерения кого-либо критиковать

- Год назад, когда ушли с поста Президента республики, Вы говорили, что потихоньку приучаете себя отдыхать в субботние дни. Теперь уже привыкли?

- Я много лет был в руководящей работе, поэтому редко удавалось отдыхать. Суббота всегда была привычным рабочим днем. Было счастьем, если в субботу удавалось пораньше закончить дела и освободить время для бани. Год назад, когда я ушел со своего поста, сказать, что было легко привыкнуть к новому образу жизни - было бы неправильно. В первые нерабочие субботы я чувствовал себя виноватым. Это не лукавство и не красивые слова. Так привык по жизни. Мой отец 26 лет работал председателем колхоза и сельского Совета, когда он ушел на пенсию, часто бывало так: он в холодные и метельные ночи уходил на колхозные фермы, потому что беспокоился, ведь если в такие ночи случались отёл или окот, нужно было особое внимание. И вправду, я и сам теперь убедился в том, что ответственная работа превращается в образ жизни. В последние три месяца, если нет особых событий, я стараюсь по субботам отдыхать. Для меня огромное значение имеет моя работа по возрождению Болгара и Свияжска. Перед тем как взяться за неё, я даже не представлял себе, что объем работ будет таким огромным. Это же не так просто: организовал Фонд и начал работать. Здесь нужно иметь в виду научно-исследовательские работы, не допускать ошибок во время строительства, быть очень осторожными с памятниками истории. Я не представлял себе, до какой степени позитивно подействует на меня это занятие.

- Вы, действительно, отличаетесь от экс-губернаторов, только отдыхающих и окончательно превратившихся в пенсионеров, своей деловой активностью. Среди бывших руководителей есть и такие, которые не могут ужиться с пришедшими им на смену новыми руководителями и ссорятся с нынешней властью. Что нужно предпринимать для того, чтобы жить с новым руководством в мире и согласии? Мне кажется, что Вы можете дать такой совет.

- Да, в жизни такое явление наблюдается часто. Смену руководства я бы вообще не называл легким процессом. При такой ситуации и выясняется: кто есть кто, и с позитивной, и с негативной стороны. Кто-то видимо думает, что всю жизнь будет руководить. С этой точки зрения, власть - это очень страшная вещь. В эти дни поднялся народ в арабских странах, и мы видим, как тяжело уходят главы государства, бывшие у власти по 30-40 лет, дело даже до жертв доходит.

Причина моего ухода со спокойной душой ясна, потому что Президентом республики был утвержден Рустам Минниханов, успешно проработавший руководителем Правительства более 11 лет. Как известно, Государственный Совет возглавляет опытный Фарит Мухаметшин. Главой Правительства назначен тоже подготовленный человек - Ильдар Халиков. Наши руководители городов и районов, в основном, опытные, ответственные люди. Уходя, я заявил: «Я не намерен кого-либо критиковать или поучать». Критиковать легко, а попробуй, поработай сам! Каждую ошибку воспринимаешь как личную. Я всю жизнь работал, сплетнями не занимался, это - не мужское дело.

Руководитель не должен жаловаться

- Хотя критика должна стать привычным явлением для руководителя…

- Жизнь устроена так, что власть часто ругают: и справедливо, и несправедливо, но, в то же время, без неё вообще невозможно жить. Например, сегодня некоторые представители национальной интеллигенции часто выражают недовольство тем, что в свое время не смогли добиться полной независимости. Так может говорить только тот, кто не понимает, не знает ситуацию изнутри. Какая была тогда политика, какая была ситуация - досконально знали, наверное, только 2-3 человека. Невозможно рассказывать обо всем. Тогда не было простых решений. Но что бы ни говорили, для того времени мы сделали все возможное. А самое большое достижение - мы подняли авторитет нашего народа, в корне поменяли негативный взгляд на нашу нацию. Наша республика отличается от других регионов твердой позицией и развитой экономикой.

- Значит, у Вас нет сожалений о том, что чего-то не сделали?

- В основном, нет. Не давая пустых обещаний, мы реализовали много успешных проектов. Потому что если ты знаешь жизнь, то не можешь обмануть самого себя. Руководители, старающиеся на все вопросы дать положительный ответ и дающие нереальные обещания, не могут долго работать. Да, от тебя ждут только хорошее слово. Да и хочется говорить только хорошее! Порой даже трудно промолчать. Особенно на митингах. К примеру, там требуют: «Свободу! Азатлык!». Выходят с лозунгами: «Шаймиев, ты татарин?», «Дудаев - герой, а ты - тесто!». Это так раздражает! Но понимаешь: говорить-то они говорят, но ведь не знают, что ждет впереди. Работать с народом нелегко. Но жаловаться нельзя, потому что знаешь, где работаешь. Руководитель не должен думать, что кто-то ему должен.

У меня нет желания избираться куда-либо

- Создается впечатление, что Вы сейчас яснее и свободнее выражаете свой взгляд на политику. Скоро будут выборы. Вы собираетесь участвовать в них в какой-либо форме? Вы ведь раньше были «паровозом» в «Единой России». А в этом году?

Что касается выражения взгляда, то в политике, касающейся интересов республики, мы свое мнение всегда открыто доводили до общественности страны.

Если речь идет о выборах, то я ответил бы так: у меня нет желания куда-либо избираться, я не собираюсь избираться. Я являюсь сопредседателем Высшего Совета, потому что я один из организаторов партии. Это ведь не так было: появилась партия «Единая Россия» и мы в нее вступили. Мы её основали. Так как я один из организаторов партии, являюсь там сопредседателем.

-Вы сейчас собираетесь помогать партии «Единая Россия»?

- Сопредеседателем оставаться не собираюсь. У партии есть Высший Совет, Президиум, там ведь надо работать. А я на отдыхе. У меня нет намерения активно участвовать в деятельности партии. Оставаясь в партии, собираюсь уйти с её руководящего органа. Думаю, что подам заявление в ходе очередного Съезда.

- Вы сказали, что эту партию основали Вы вместе с другими лидерами. У Вас сегодня не создается впечатления, что создали какой-то монстр? Татарстан - один из регионов, вложивших самый большой вклад в развитие «Единой России». По количеству членов партии Татарстан на первом месте по России. На выборах мы всегда отдаем рекордно большие проценты голосов в пользу «Единой России». Значит, мы вправе ждать от партии пользу для себя, но в действительности все то, что порождает недовольство в Татарстане - исключение национально-регионального компонента из образовательных стандартов, отмена выборов региональных руководителей, лишение республик «президентов» - все делается руками «Единой России». Раз так, то зачем нам нужна такая партия? Может, надо рассчитывать на другую?

- Ваш вопрос правильный, этот вопрос рождается и у нас. Но, в то же время, те стремления, которые Вы перечислили, все равно появились бы в какой-нибудь другой форме. В этом у меня нет сомнений. Появились бы даже в худшей форме, чем подобные тому же Жириновскому. К сожалению, пока нет партии, которая не покладая рук работала бы на то, чтобы проводилась национальная политика, на то, чтобы Россия строилась как многонациональное, федеративное государство. Но тем, что много членов партии из Татарстана; тем, что в руководство партии входят наши руководители; тем, что в Госдуме много наших депутатов мы все же стараемся открывать возможности для республики. Но было бы хуже, если бы мы не участвовали ни в одной партии (а «Единая Россия» все же самая большая!). В то же время, несмотря на то, что «Единая Россия» составляет большинство в парламенте, у неё не хватает необходимого влияния на экономику и политику страны. Вот об этом надо думать. Она принимает решения в Госдуме, но ей не хватает своей позиции и твердости в осуществлении своих программных целей, у неё пока не появилось своего лица. Она почему-то до сих пор в некоторых политических направлениях тянется в «левую» сторону, к нише коммунистов. А я уже давно и аргументированно говорил: «Единая Россия» должна быть правоцентристкой партией».

- Раз есть потребность в политических преобразованиях, то отразится ли она на предстоящих выборах?

- Когда началась перестройка, в 90-е годы, на площадях было мало молодежи. Больше было представителей среднего поколения, в основном интеллигенция. Тогда нельзя было говорить вслух, но я все время беспокоился: как бы ни поднялись студенты. Молодые люди могут погорячиться, выйти на улицы в нетрезвом виде. К примеру, если бы подрались два парня разных национальностей, то эта маленькая искра привела бы к большому огню! Я вот этого боялся. К счастью, такого ни разу не случилось. Поэтому, может даже было к лучшему, что молодежь не вышла. А сейчас молодежь активизировалась, они не равнодушны к происходящему. Сегодняшнее поколение, которое выросло и созрело в уже свободные годы, понимает политику, видит, что без молодежи нет будущего. Развитие СМИ и интернета сильно развило общественное самосознание. Сейчас влияние молодежи будет сильным.

- Могут ли повториться у нас волнения, возникшие сейчас в арабских странах? По мнению некоторых специалистов, в тех странах, например, в Египте политический режим похож на наш.

- Я не думаю, что наша страна похожа на них. Россия довольно-таки глубоко продвинулась по пути демократии. Президент страны избирается, время его нахождения у власти ограничено Конституцией, хоть и тяжело, но все же создается многопартийность. В тех странах, о которых говорите Вы, уровень жизни значительно ниже, в то же время, с помощью интернета стало гораздо легче воздействовать на народ и формировать общественное самосознание. Не удивительно, что народ, которому нечего терять, начинает протестовать. В России всё совсем по-другому. К тому же, в России - 100 процентов образованных людей. В нашей истории и так было много революций, испытаний, с нас, пожалуй, хватит.

Закон, где велено не называться президентом - не бесспорный!

- А с чем тогда связано усиление межнациональных разногласий в последнее время? Или весь мир идет к этому? Мы видим, что самые развитые страны Европы стали отказываться от идеи создания мультикультурного общества. Может быть, то, что народы не могут ужиться друг с другом - это историческая судьба многонациональной России? А может кто-то перед выборами решил использовать национальную карту?

- Корни этой проблемы лежат очень глубоко. Я всегда говорил: «В России должна быть национальная политика. Потребность в национальной политике у России сильнее, чем у других стран. Хотя Президент России Дмитрий Медведев и говорит, что национальной политикой должны заниматься регионы, эта задача не сможет найти своего решения без участия руководства страны. При условиях демократического развития мы все равно придем к этому. Нас не надо сравнивать с США. Это совсем другой мир. Их история насчитывает лишь более 200 лет. Никто из тех, кто переселился туда, не думал о национальности, а пришел завоевать другой мир и нажить богатство. Конечно, они называют себя только «американцами». Но выдумывание у нас таких вздорных словосочетаний как «россиянин татарского происхождения» - это абсурд. Мы же не пришли сюда откуда-то, мы всегда жили здесь. Как говорил наш великий Тукай: «Здесь родились мы, здесь росли, вот здесь мы встретим смертный час». Ведь никто не отрицает, что он «россиянин». Посмотрите 26-ю статью Конституции России (в ходе беседы Минтимер Шаймиев встал, вышел и принес «Конституцию Российской Федерации». На некоторых страницах были видны закладки, некоторые статьи были подчеркнуты им карандашом. В дальнейшем Госсоветник РТ для аргументации своих слов стал использовать текст Конституции. - И.М.). Там сказано: «Каждый вправе определять и указывать свою национальную принадлежность. Никто не может быть принужден к определению и указанию своей национальной принадлежности». Вот ответ тем, кто хочет создать новую национальность. Люди, занимающиеся политиканством, стараются создать общественное мнение. Нет ничего лучше, чем сказать им: «Не чешите там, где не чешется». Если хотим жить в демократических условиях, то должна быть федерация в полном смысле. В унитарной России демократии быть не может. Мой родной язык, моя национальность - это мое право с рождения, никто не может до него дотрагиваться.

- Государственная политика принимает иные повороты. Есть и те, кто скучает по временам СССР и по интернационализму. Чувствуется стремление предать принципы федерализма. Упразднили наименование «президент», какие новости ждать в будущем? Упразднят и республики?..

- Насколько мне известно, широкая, влиятельная общественность республики с вопросом о наименовании «президент» ещё не торопится.

- ???

- Закон, где велено не называться президентом - не бесспорный! Потому что право решения каким быть государственным органам субъектов - исключительное право субъектов. Его, кроме решения Государственного Совета республики, никто не может изменить. Откройте статьи 73, 77, 85! (Первый Президент Татарстана снова открыл Конституцию РФ. 73-я статья: «Вне пределов ведения Российской Федерации и полномочий Российской Федерации по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации субъекты Российской Федерации обладают всей полнотой государственной власти». 77.1 статья: «Система органов государственной власти республик, краев, областей, городов федерального значения, автономной области, автономных округов устанавливается субъектами Российской Федерации самостоятельно в соответствии с основами конституционного строя Российской Федерации и общими принципами организации представительных и исполнительных органов государственной власти, установленными федеральным законом».- И.М., прим.- Ред.)

Если кто-то обратится в Конституционный суд, будет непросто дать четкий ответ на этот вопрос. Если какая-нибудь республика добровольно принимает решение - это её дело.

В 2001-2005 годы некоторые депутаты Государственной Думы (Ищенко, Харченко) внесли подобное предложение в Госдуму в форме законопроекта. В то время Правительство России было официально против этого законопроекта и на этой основе Государственная Дума своим решением, принятым 9 декабря 2005 года, отклонила данный проект. Правительство и Государственная Дума решили, что такой законопроект противоречит статьям 11 и 77 Конституции РФ. Это и сейчас также, потому что в эти статьи Конституции страны изменений не вносилось.

- В других субъектах работа по изменению наименования «президент» уже началась.

- Как известно, действительно, некоторые республики сами подняли этот вопрос и сами же осуществили это. Я внимательно следил за реакцией Президента России. Он ведь только рекомендовал. А у нас стоит рекомендовать - и пошло, поехало!

И республику никто не может упразднить. (Минтимер Шаймиев снова открыл Конституцию РТ и показал статью 5.1. Там написано: «Российская Федерация состоит из республик, краев, областей, городов федерального значения, автономной области, автономных округов - равноправных субъектов Российской Федерации». - И.М.) Поэтому я и сказал, что предложение Жириновского упразднить республики противоречит Конституции РФ. Для того, чтобы упразднить республику, сначала надо изменить Конституцию, а они на это не пойдут, потому что Конституцию можно изменить лишь проведя референдум. Это предложение было «пробным шаром».

- Минтимер Шарипович, Вы говорите, что национальные регионы не выразили недовольства и один за другим подхватили идею упразднения наименования «президент» и осуществляют его. Разве руководители республик совсем не советуются друг с другом, ничего не согласовывают, не строят общих планов? Может ли Татарстан, как самый авторитетный из национальных республик, быть инициатором организации таких встреч? Или же в условиях отмены выборности руководителей субъектов для таких «фантастических» намерений и места не остается?

- В годы перестройки, особенно в 1990-93-е годы, Борис Ельцин, при возникновении сложных политических проблем, отдельно встречался и советовался с руководителями республик. Постепенно это явление сошло на нет. Причин этому много, дело не только в выборности или назначении глав субъектов.

- Можно ли говорить о развитии политических отношений между двумя республиками после рабочего визита Рустама Нургалиевича в Башкортостан?

- По моему мнению, рабочая поездка нашего Президента Рустама Нургалиевича в Башкортостан имеет огромное политическое значение. Они с Президентом родственной республики Башкортостан Рустемом Хамитовым солидарны, у них на сегодня общий взгляд на отношения между нашими республиками. Сегодня самое главное - через конкретные дела действовать в интересах двух родственных народов.

Собеседник - Ильдар Миргалимов

Все материалы сайта доступны по лицензии:
Creative Commons Attribution 4.0 International