Интервью Государственного Советника Республики Татарстан Минтимера Шаймиева каналу «Россия 24»

30 декабря 2011 г., пятница

Один из тех, кого принято назвать политическими тяжеловесами - бывший Президент Татарстана Минтимер Шаймиев заявил, что при всех трудностях предстоящих реформ, альтернативы Путину как будущему главе государства он просто не видит. Почему так - Шаймиев рассказал нашему обозревателю Андрею Медведеву. Своим видением необходимых в России политических и экономических реформ, ощущениями от уходящего года и надеждами на развитие Татарстана Минтимер Шаймиев поделился в большом эксклюзивном интервью нашему телеканалу.

- Минтимер Шарипович, прежде всего я хочу поздравить Вас с наступающим новым годом. И раз уже декабрь и в декабре обычно принято подводить итоги года. С Вашей точки зрения, каким был год 2011-й для России в целом и для Татарстана: легким, трудным, удачным, неудачным?

- Так получилось, что на встречу с Вами я приехал с подведения итогов года по республике, говорили о том, как развивалась экономика, как решались социальные вопросы. Мы довольны результатами нашей работы. Бывает, что год на год не приходится. Но, тем не менее, в целом все то, что было намечено на этот год - выполнено, все выдержано, включая показатели социально–экономического развития, финансовые показатели, выполнение бюджета и другие. По Татарстану введено 2 миллиона 400 кв. метров жилья. Такого ещё никогда не было. Даже в те годы, когда строился «КамАЗ», «Нижнекамскнефтехим», развивалась нефтяная промышленность, строились Набережные Челны, Нижнекамск и нефтяные города. Тогда мы жилья вводили много, но такого показателя не достигали. И надо ещё учесть и то, что по специальной татарстанской программе социальной ипотеки за год на 14 миллиардов рублей построили жильё для бюджетников, молодых семей и малообеспеченных семей на льготных условиях: ставка 7 процентов годовых, сроком на 25 лет. При этом первичный взнос - по возможности. Огромный объем работы выполнен по капитальному ремонту жилья. Я должен сказать, что активно строятся дороги, что очень важно, современные развязки на улицах Казани. О газификации Татарстана мы уже, по сути дела, начинаем забывать. Шесть-семь лет тому назад мы полностью завершили газификацию, обеспечив сетевым газом всю нашу республику. За истекший год выполнена программа по полному обеспечению городов детскими садами. Сдан в эксплуатацию новый нефтехимический комплекс ТАНЕКО стоимостью более 200 миллиардов рублей, единственный в стране, построенный за годы перестройки. Динамично развивается агропромышленный комплекс республики.

- Вот уже два года, 25 марта, по-моему, будет два года, как Вы покинули пост президента республики. Как Вам в нынешнем Вашем статусе, как Вы себя ощущаете, комфортно?

- Я как раз хотел ответить Вам именно словом «комфортно». Действительно комфортно. Я об этом всегда говорю, потому что, во–первых, республику возглавил Рустам Нургалиевич Минниханов, человек, который работал со мной 11 лет в качестве премьер-министра республики. Ему было оказано доверие Президентом Российской Федерации, Премьер-министром и нашим населением. Он взял очень хороший старт.

Во-вторых, сейчас я занимаюсь делом, до которого раньше руки не доходили. Иногда я сам себе задаю вопрос, впрочем, и люди могут задать вопрос (хотя мне никто не говорил): почему же, господин Шаймиев, ты этим раньше не занимался? Просто пришло время и появилась возможность заняться тем, о чем мечтал давно. Сейчас я занимаюсь восстановлением Болгарского городища - это исламская цивилизация, Х век: дозолотоордынский и золотоордынский период и города Свияжск - это православная культура середины XVI века. Это целый остров, когда его увидел Александр Сергеевич Пушкин, он сказал: по-моему, это остров Буян, о котором я писал. Это масштабные работы, безусловно требующие и интеллекта, и немалых средств на археологические исследования, реставрацию, консервацию исторических ценностей.

- Кстати, о команде. Знаете, есть такое мнение, говорят: Шаймиев ушел, осталась команда Шаймиева. Видно, что Вы работали со многими из этих людей, подбирали их. Команда молодая, больше именно управленцы-менеджеры. Не политики, а именно люди, ведущие какое-то свое дело, очень хорошо знающие свой сегмент. Вы довольны работой вот этой молодой команды?

- Я горжусь этой командой. Сегодня, выступая на форуме, где состоялось подведение итогов, поощрение руководителей, были названы руководители года, я сказал, что с гордостью присоединяюсь к поздравлениям с этими большими успехами. Невозможно не гордиться, это же действительно та команда, которую поддерживает население. Это не громкие слова.

- Я хотел бы спросить, потому что было бы странно, если бы я сейчас не спросил, потому что какая была в декабре митинговая активность. Ваше отношение к тому, что люди вышли на Болотную площадь и на проспект Сахарова. Кстати, и в Казани тоже был небольшой митинг и во многих городах…

- Конечно. Вот мы с Вами как бы сами по себе вышли на вопрос о самоуважении - самоуважении человека. Мы начали заниматься перестройкой общества в 1985-м году. Уже 30-32 года тому, кто пошел в первый класс в 1985 году. А эти люди выросли уже в условиях свободы. Все равно мы обрели свободу за эти годы. Я-то уж знаю по условиям жизненного опыта, что мы имели и что мы сейчас в этой части обрели. Вот такое свободное поколение мы имеем. Они больше надеются на себя. Когда человек больше надеется на себя, он нуждается и в уважении, и в самовыражении. За него особо никто уже не думает, действительно, он должен сам заботиться о себе и отвечать за свои поступки. Когда говорят, что человек сам должен свою судьбу решать, то условия для этого должно создавать, безусловно, государство и общество, в котором он живет. Поэтому они почувствовали более уважающими себя людьми и пользуются своими конституционными правами. Они сейчас больше интересуются политикой. Это никому не запретишь и не надо препятствовать, они же активные члены общества. Вот то, о чем Вы говорите, отношение к митингам. Любые выборы, и местные, и всероссийские, тем более выборы в Государственную Думу через каждые четыре, сейчас через каждые 5 лет, и предвыборная борьба имеют большой резонанс. Так и должно быть, потому что меняется состав законодательной власти. Здесь очень много тех, кто хочет избираться и тех, кто их поддерживает. Те или иные представители партий, руководствуясь своей идеологией, начинают борьбу за победу на выборах и заметно активизируют общество. И после любых выборов всегда есть недовольные. Не было ещё выборов, чтобы все были бы довольными. Но обратите внимание, те традиционные для России партии, которые участвовали в выборах – Компартия, ЛДПР, «Справедливая Россия», хотя и выражают недовольство, но их рьяного, протестного голоса особо не было слышно ни на Болотной площади, ни на проспекте Сахарова, я имею в виду митинги, о многочисленности которых все говорят. От их имени особо никто не выступал. В то же время мало кто говорит о том, что они на этих выборах голосов набрали больше, чем на предыдущих. Уменьшились голоса «Единой России». А у остальных партий их больше стало. Ведь руководители этих партий осознают, что если ты заявляешь о нарушениях, то за словами должны последовать поступки. Если ты требуешь провести новые выборы, то тогда, для начала, откажись от всех мандатов. Но такого нет, не наблюдается. Потому что понятно, что они набрали больше голосов, чем когда-либо и отказываться от этого не хотят.

Мы выбрали путь демократизации нашего общества. Но политическими реформами на данный момент мы несколько запоздали. Было время, когда политические реформы резко опережали экономические. Через это мы прошли. Когда они сильно отрываются друг от друга, появляются антагонистические противоречия в обществе. Но, мне кажется, в последние годы, конечно, ещё и кризис был, и требования людей в части улучшения жизни выросли. Мир открыт, есть страны, которые для своих людей создали лучшие условия, это те страны, которые всегда стабильно развивались. Но они не сталкивались с теми трудностями, что пережила наша страна и наш народ. Вот на этом фоне, конечно, политические изменения запоздали. Сейчас вот Дмитрий Анатольевич заявил об этом в своем Послании, да и последние годы, будучи президентом, об этом чаще стал говорить. Я считаю, что их надо было проводить в жизнь не упуская хотя бы несколько последних лет. Такое настроение в обществе есть и надо находить ответы. И ведь находим же. Вот в своем Послании он изложил проблемы и на основные вопросы ведь ответил. В части выборности губернаторов, были такие периоды, когда меня обвиняли, Юрия Михайловича Лужкова обвиняли за то, что мы считали, что не надо было отменять выборность руководителей регионов. Это сейчас, после того как Дмитрий Анатольевич заявил, все губернаторы начали высказываться об этом, но тогда мало кто говорил об этом. Безусловно, это было отступлением от демократических норм. Но, в то же время, оставаясь при своем мнении, что выборность не надо было отменять, реальные события в стране всё же заставляли серьёзно задуматься. Потому что путь становления демократического общества сложен и когда возникли события, грозящие разрушением страны, Президент страны вынужден был от выборности временно отказаться. Мы ведь не знаем, что было бы, если бы решение было иное. На этот вопрос ответа нет.

- Минтимер Шарипович, хотел ещё бы задать вопрос, касающийся митингов. На митингах, и на Болотной и на Сахарова нередко звучала критика Путина, и как политика, и как управленца, говорили, что Путин очень мало сделал для страны или вообще ничего не сделал. Вы в бытность свою Президентом Татарстана Путина критиковали и открыто на заседаниях, и порой говорили ему те вещи, которые другие руководители регионов не решались сказать. Как Вы относитесь к сегодняшней критике Путина? Вы считаете её справедливой, заслуженной?

- Я тем, кто критикует, задал бы один интересный вопрос. Некоторым не нравится дисциплина и порядок, которого добивается Путин. Когда ты отвечаешь за состояние страны, будучи президентом и будучи премьер министром, премьер министром тем более, идет критика в адрес исполнительного органа, так было во все времена. Мы хотим быстрее развиваться, быть достойно представленным и своими жизненными условиями. Но чудес не бывает. Страну, которая до этого десятки лет была направлена только на развитие обороны, перестраивать в два счета или за 500 дней как Явлинский в свое время предлагал, невозможно. Я ведь участник всех тех дискуссий. Путь сложен, недочетов в большом хозяйстве бывает и в малом, и в большом деле. По большому счету, как ни ему дальше вести страну. Почему я так говорю. Потому что, имея опыт политической работы и тем более опыт работы сейчас в правительстве, более подготовленного человека назовите мне. Назовите? Тем более, если б я Владимира Владимировича знал, как говорится, с чужих слов. Он аналитически впитывает происходящее очень мощно. Это все признают: Владимир Владимирович Путин человек способный впитывать обширную информацию. Всё это я знаю. У него сейчас такой колоссальный опыт. А разве легко было пройти кризис? Мы же на себе все испытали, тем более, Вы же знаете, когда случается кризис, в этот период падают цены и на нефть и газ, и на другую продукцию. Вышли же из кризиса. И потом, почему мы должны сегодня упрощать ситуацию? Мировой экономический и финансовый кризис ещё не миновал. Его искры или, скорее, его тление продолжается, он может и загореться. Вы видите, какие усилия прилагают европейские страны, да и Америка в задумчивости, проще говоря. Если таковое в какой-нибудь степени начнет сказываться, а времени ещё мало прошло с самого кризиса, да и у нас бесконечных запасов нет в стране, кто возьмет на себя эту ответственность? Кто должен разгребать проблемы? Кто, если не Президент, не Премьер–министр и их команда? Вот сегодня всем нам известно, что Владимир Владимирович Путин выдвинут кандидатом в президенты Российской Федерации. Я также знаю персонально тех, которые также выдвинуты. Кто заявлен, тот заявлен, по закону больше кандидатов не появится. И не вижу среди них никого, кто мог бы справиться.

- Минтимер Шарипович, в продолжение разговора о Путине, о критике, о том что есть другие лидеры. Михаил Сергеевич Горбачев, Вы прекрасно знаете его и его деятельность на посту президента СССР, буквально на днях сказал, что Путину хватит находиться во власти, что пора ему из власти уйти и в общем ничего страшного в этом нет. Вот он, Горбачев ушел и Путину следует последовать его примеру. Как Вы могли бы это прокомментировать?

- Михаил Сергеевич, говоря об этом, должен подумать: он «ушел» или «ушли» - так получилось, ситуация была такая в то время. Я же живой участник всех тех событий, с самого начала перестройки, включая моменты разрушения СССР, участник создания Договора об обновлении Союза от начала до конца, вплоть до путча 1991 года. Мне кажется, бывшему президенту СССР, коль он продолжает интересоваться политикой, так легковесно заявлять не стоило. Я бы отнесся к таким заявлениям критически. Тем более после тех сложностей, которые создались после разрушения СССР. И прежде всего надо благодарить наш народ. Мы так терпеливо и в большинстве случаев с пониманием прошли этот период. Мы сейчас находимся на пути к созиданию, перестраивается структура экономики и перестраивается очень серьезно наше общество. Мы практически освоили рыночный механизм. И я ещё раз говорю, сейчас богатый опыт Владимира Владимировича Путина надо использовать сполна. К примеру, я бы задал вопрос в данном случае Михаилу Сергеевичу: хорошо, уже известны имена всех кандидатов. Кого он считает подготовленным к тому, чтобы эту ношу возложить на себя, если говорить о благе государства, о благе нашего народа? При всех наших недостатках, возможно и определенных упущениях кто это может сделать? Надо быть всем нам ответственными. И очень важно думать об ответственности всем тем, кто критикует. Понятно, что часть критиков преследует иные цели: критикуя напролом, рассчитывает на то, что эта критика станет привлекательным лозунгом и люди его воспримут. Это безнравственно в отношении самих людей, особенно простых людей. Ведь люди завтра же спросят, кого мы избрали, почему не идет вперед экономика? Не дай бог, что в мировой экономике начнутся непредвиденные обстоятельства. Мы же подставим все население нашей страны. Почему об этом не думают? Амбиции одного человека или группы людей – это ничто. Такова ситуация. Мало ли что он хочет, я хочу или ещё кто-то хочет. Если бы мы шли с чистого листа и не знали бы этого человека, ещё раз скажу: не было бы у него опыта, приобретенного в эти сложные годы, тогда бы ещё в чем-то сомневались. И, зная весь масштаб, и то, во что выльется любой шаг или изменения общественного мнения перед судьбоносным событием как выборы президента нашей страны, я считаю, что заявления должны быть морально-нравственными и ответственными.

- Татарстан - единственный регион, где впервые после распада СССР построили и запустили новый нефтеперерабатывающий завод по высшим европейским стандартам. В республике работает система электронного правительства, то есть обращения людей, заявки, письма приходят через интернет и контакт человека с чиновниками минимизирован. Ваши чиновники прошли обучение в Сингапуре. Именно сингапурская модель развития экономики была когда-то выбрана регионом и будет развита в ближайшие годы. Журнал «Форбс» неоднократно называл именно Татарстан в числе самых комфортных для ведения бизнеса регионов России. Либо в числе, либо ставил на первое место. Татарстан один из наиболее динамично развивающихся регионов в стране. Татарстан часто называют флагманом экономики, самым развитым регионом Поволжья. Вы когда все это слышите, что чувствуете?

- В подтверждение Ваших слов хочу сказать, что по итогам этого года инвестиции в основные фонды составили более трёхсот миллиардов рублей. Этот показатель говорит о многом, особенно специалистам, разбирающимся в финансах и экономике. С пониманием предмета реализуются инновационные проекты и информационные технологии. Объем валового регионального продукта за истекший год составил свыше одного триллиона трехсот миллиардов рублей. Я хочу сказать, что это длительный труд наших людей и нашей власти на всех уровнях за все эти годы. Поэтому нужна устойчивость. Не нужно бояться терпеливо шаг за шагом надо выстраивать страну, выстраивать её экономику и политическую систему. Порывами или урывками таких стабильных достижений, прогрессирующих положительных результатов невозможно добиться. Мы уж знаем, какова цена этих вопросов. Поэтому мы просто не имеем права ошибаться в своем выборе. Да, каждый из нас в состоянии делать выводы. Мы работаем в меняющемся мире. Как я уже сказал, мы несколько запоздали в данном случае изменением политической системы. Сейчас мы даем ответы на эти вопросы как бы вдогонку. Но осознаем же. Владимир Владимирович Путин сам призывает внести предложения для того, чтобы сделать эти выборы открытыми и честными. Для него это тоже важно. Любому человеку сложно себя оценить, какой ты есть на самом деле, не ошибаешься ли. Поэтому он проявляет готовность обсудить, что ещё надо сделать для улучшения избирательной системы. Безусловно, доверие к власти должно быть, в то же время для общества нужна действенная власть. А как же без властной дисциплины вести экономические и политические реформы? Я сам люблю справедливую дисциплину и за долгие годы деятельности в сложные времена убедился в том, что люди поддерживают порядок во всем. Смотрите, в демократических странах лидеры, например, Тэтчер разве была слабовольным человеком? Или Канцлер Германии. Или возьмите Президента Франции. Можно продолжить и привести ряд лидеров стран развитых, демократических. Да, надо соблюдать законы, обеспечивать их выполнение. Действительно, сегодня мы не можем допустить исчезновения управляемости до такой степени, что может опять обернуться провалом не только политики, но и, что очень важно, социальной жизни. Людям-то хочется лучше жить. Претензии населения всегда будут и должны быть. Как бы мы не улучшали жизнь, претензии должны быть всегда. Это - движущая сила. Надо успевать давать адекватные ответы уже исходя из возможностей и реалий. И потом, мы должны говорить людям обо всем откровенно, до конца и понятным образом. И надо обещать только то, что можешь реально выполнить.

- Спасибо за это интервью, Минтимер Шарипович! Я ещё раз выражаю мои поздравления с Новым годом от нашей команды. Спасибо Вам огромное.

Все материалы сайта доступны по лицензии:
Creative Commons Attribution 4.0 International