Выступление Президента Республики Татарстан М.Ш.Шаймиева на расширенном заседании Правительства Российской Федерации 26 февраля 1998 года

26 февраля 1998 г., четверг
Уважаемый Борис Николаевич! Уважаемые Председатель, члены Правительства! Уважаемые участники заседания!

Республика Татарстан, начиная с 1995 года, ежегодно обеспечивает рост об'емов промышленной продукции на 3-4 процента и примерно на 1,5 процента - валовой региональной продукции. За 1997 год бюджет республики выполнен по доходам. У нас обеспечивается более ускоренный рост средней заработной платы, достигнуты лучшие в Российской Федерации результаты по агропромышленному комплексу.

Казалось бы, должно быть место для определенного оптимизма. Однако, рассмотрев прогнозы социально-экономического развития республики на 1998 год, мы пришли к выводу и сказали населению, что текущий год будет очень сложным и, пожалуй, не лучше предыдущего. Почему же? Прежде всего это проблема эффективности содержания и качества самого роста. Мы в республике не удовлетворены качеством роста. Как очень метко подмечено в послании Бориса Николаевича Ельцина, "мы на сегодня застряли на середине моста: инфляционное прошлое, действительно, осталось позади, а вот к инвестиционному будущему приблизиться не удается". Из-за недостатка инвестиций не происходит обновление оборудования, внедрение соответствующей мировой передовой технологии, без чего, к сожалению, нет будущего. Хотя Татарстан находится по об'емам инвестиций, как показывают итоги 1997 года, в первой пятерке регионов России, это не дает оснований успокаиваться. Этого мало, сейчас требуется вкладывать в производство значительно больше, чтобы мы могли быть интегрированы в мировую рыночную экономику.

Некоторый рост производства в половине регионов Федерации, о котором мы в последнее время говорим, я считаю, есть результат того, что отдельные руководители предприятий и губернаторы, адаптируясь к рынку, стали понимать его и предпринимать определенные шаги. Говорить о более кардинальных изменениях пока, к сожалению, преждевременно.

Получилось так, что отечественный финансовый рынок на сегодняшний день существует отдельно от инвестиционного процесса. Банки, заработав за эти годы средства на ценных бумагах (практически без налогов), сейчас используют их на приобретение крупных нефтяных и иных компаний. Больше чем уверен, они их покупают для дальнейшей выгодной перепродажи, а не для того, чтобы инвестировать и поднять там производство. Пока они капитал на производство не направляют, да и ожидать этого не приходится, так как опять государственные казначейские облигации подорожали. Процентные ставки Центрального банка товаропроизводителям сегодня недоступны. О каком же увеличении инвестиций может идти речь в этих условиях? Любая экономика имеет инерционность, тем более экономика большой страны. Уже прошло два месяца, но каких-либо заметных улучшений в этой сфере мы не наблюдаем. Естественно, сложно говорить и в целом по 1998 году. Время проходит очень быстро. Фактически получается, что немалые бюджетные деньги крутятся в этой сфере, нанося ущерб самому бюджету. По этой важнейшей, судьбоносной проблеме для отечественного производства, как и было сказано в докладе Виктора Степановича Черномырдина, у Правительства должен быть четкий и твердый план действий, без этого нам не поправить положение.

Всем известно, сегодня экономику душат неплатежи. И это, пожалуй, одна из основных причин некачественного роста или его отсутствия. Крупных товаропроизводителей облепили коммерческие структуры и, я скажу, жадно пьют их кровь. Они на этих предприятиях зарабатывают, а те нищают. А мы еще собираемся с них более жесткими мерами брать налоги.

Неденежная форма расчетов - товарообмен - лучшая среда для криминала. Это видно и по данным Прокуратуры Российской Федерации. Только за 1997 год этот оборот составил порядка 60-70 триллионов рублей. Поэтому правоохранительным органам, наряду с другими мерами, о которых было сказано в докладе, надо очищаться от криминала. Мы у себя это делаем. Например, у нашего об'единения "Нижнекамскнефтехим" огромный офис, и там всегда полно было народу. Когда мы ставили туда нового генерального директора, я сказал ему: освобождайся от тех, кто облепил ваше предприятие. Недавно я был на совете директоров об'единения. Директор говорит, что стало легче дышать, раньше по офису нельзя было пройти, кто только здесь не ходил. А ходили те, кому надо было делать свои личные дела.

Я должен сказать, что непосредственно с этой проблемой связана необходимость реального бюджета. Последствия дефицитного бюджета при таких неплатежах, именно при таких неплатежах, более губительны, чем при любой другой экономической ситуации. Бюджеты всех уровней из года в год перегружены невыполнимыми, к сожалению, социальными льготами, о которых сегодня уже говорилось. Дума принимает не без помощи Совета Федерации из года в год привлекательные для населения законы. Это все превращает бюджет, мы должны открыто смотреть на эти вещи, в большой российский собес. При этом из-за таких споров сам бюджет вовремя не принимается. А это влечет за собой то, что льготы, законы становятся чуть ли не предметом политического шантажа. Только у нас в Татарстане из трех миллионов 800 тысяч жителей два с половиной миллиона пользуются различными льготами. Хотя у нас, начиная с 1992 года, адресность более отработанная, чем в целом по Российской Федерации. И при этом нам непросто. Действительно, льготников, причем среди хорошо зарабатывающих людей, очень много.

Возьмите все сферы налоговой, правоохранительной систем, включая и судей, которые очень неплохо зарабатывают и при этом пользуются льготой на бесплатный проезд на общественном транспорте. Я отменил это дело. И сказал соответствующим ведомствам республики: платите сами, если вы даете такие льготы. Почему перекладываете эти расходы на местные бюджеты? Бюджетная система для всей России одна. Потом, Борис Николаевич, эти льготы для судей мы снова ввели, узнав, что вы их назначаете, включая всех районных судей Российской Федерации. Это абсурд, о котором я уже неоднократно говорил. Тем более что этих судей не вы освобождаете. Оказывается, когда нужно, они освобождают от работы сами себя. Это несовершенство всей судебной системы. Как это об'яснить?

Или взять закон о государственных служащих. Идя к выборам в новый парламент или в дальнейшем в другие органы власти с действующим законом о государственных служащих, мы дадим такой повод оппозиции для обоснованной критики! Существующие льготы государственным служащим входят в большое противоречие с теми пенсиями, которые получают наши пенсионеры. Если государственный служащий сегодня, уходя на пенсию, получает 2,5-3 миллиона рублей, одного этого факта достаточно, чтобы вызвать недовольство всего населения. Я считаю, что на эти вещи мы должны на определенное время наложить мораторий.

В послании Президента Б.Н.Ельцина подчеркнуто: "Вялость в реформах оборачивается ущербом. Потерянное время имеет свою цену". Действительно, лучше не скажешь. Полностью разделяя такую оценку, я бы предложил, начиная с 1999 года, более радикальный подход к дальнейшему продвижению реформ. Во что бы то ни стало надо принять только реальный бюджет и принять правила игры минимум на 2 года, приостановив при этом все, что перегружает бюджет, все, что нереально. Если необходимо, нужно принять и дополнительные нормативные акты для решения этого вопроса. И нужно договариваться всем ветвям власти, на это нужно идти, иначе ждать оздоровления не приходится. В послании Президента и в докладе Виктора Степановича правильно было сказано, ни к чему не придерешься, что, каждый год политизируя, перегружая бюджет, мы оздоровления не добьемся. И надо наконец-то найти силу воли, отработать правила игры.

Поэтому Правительству необходимо дать такую возможность, чтобы все намеченное оно могло претворить в жизнь. И не будет хорошего Правительства, если мы и дальше будем искать какого-то крайнего, на котором можно отыграться. Состав Правительства хороший. Недостатки в работе Правительства есть, и сама жизнь показывает, в какой степени нужно изменять его. Но надо дать возможность самому Правительству, установив нормальные правила игры, провести их в жизнь и, в конечном счете, отвечать за оздоровление экономики Российской Федерации.

Очень важны проблемы поддержки отечественного товаропроизводителя. О них мы много говорим, но практически делаем мало. Защита товаропроизводителя является одной из важнейших составных частей оздоровления экономики. Я хочу привести один пример. Сколько шумели о защите отечественного самолетостроения, где есть технология, которая может конкурировать во всем мире как по военным, так и по пассажирским самолетам. Ульяновские самолетостроители освоили Ту-204, мы - Ту-214. Воронежцы тоже осваивают новую машину. Все признают, что на этих машинах можно и нужно летать. Но на сегодня складывается странная обстановка, когда сертификаты на разрешение полетов в воздушном пространстве зарубежных стран мы не можем получить, а на полеты в нашем огромном российском воздушном пространстве иностранные авиакомпании получают легко. Это должно делаться на паритетных началах. Для того, чтобы мы начали выпускать свои самолеты и они могли летать, необходимо решать эти вопросы. А что означает освоение новых самолетов? Это ведь ещё и рабочие места. Главное, мы уже подняли в воздух эти самолеты. Хорошие самолеты. Если кому-то нужны иностранные, а кому-то отечественные двигатели, давайте дадим, кому какой нужен, но надо же решать эти проблемы.

Или возьмем вопросы военно-промышленного комплекса. Действительно, в этой области в 1998 год мы вошли с тем же старым грузом. Может быть, ситуация изменилась даже в худшую сторону. Да, сейчас министерствами экономики и финансов, остальными федеральными органами работа ведется. Наконец-то появляется какая-то определенность на основе военной реформы, выясняется, чем оборонные заводы будут заниматься, чем нет. Мы, те регионы, где сосредоточены крупные военно-промышленные комплексы, тоже со своей стороны готовы создать все условия для того, чтобы обеспечивать безопасность Российской Федерации. Тем более что мы по Договору с РФ эти полномочия делегировали центру и при этом не снимаем с себя ответственности.

У нас в республике расположен единственный в бывшем СССР и России комплекс предприятий по разработке и производству аппаратуры системы государственного опознавания об'ектов на море и в воздухе. Специалисты знают, что это нужно не только для обеспечения защиты, но и для того, чтобы иметь определенное влияние оборонного характера. Без этой системы не может быть гарантирована безопасность страны, тем более такой крупной, как Российская Федерация. Почему я об этом говорю? Ведь это же программа центра. Поэтому нам надо определиться по данной тематике и совместно с другими республиками, краями, областями реализовать ее. В конечном счете, мы не можем отмахнуться от военно-промышленного комплекса в целом. В Татарстане 40 оборонных предприятий, а дают они всего около 5 процентов об'ема выпускаемой республикой промышленной продукции. Но если мы допустим их полный развал, то потом должны будем потратить на их возрождение столько средств, что трудно себе представить.

В позапрошлом году с этой трибуны была поставлена, и правильно поставлена, проблема дисциплины во власти. Дисциплина должна быть на всех уровнях, как и ответственность. В этом, как говорится, наше предназначение. Но, к сожалению, и указы Президента Российской Федерации, и постановления Правительства как не выполнялись, так и не выполняются до сих пор.

По Елабужскому автомобильному заводу, например, приняты два указа Президента Б.Н.Ельцина, два Правительства Российской Федерации. Есть четыре постановления Правительства по производству самолетов Ту-214, Ту-324, Ту-330 на Казанском заводе имени Горбунова. Но эти решения саботируются различными федеральными ведомствами и не выполняются. Татарстан может, в конечном счете, прожить и без этих проектов, но ведь речь идет о том, чтобы поддержать отечественного товаропроизводителя, используя тот потенциал, который создан многими поколениями и всей мощью страны, СССР. Почему же мы его не используем? Никто не может сказать в отношении Татарстана, что не в коня корм. Мы знаем, как зарабатывать деньги в такой ситуации и как ими распоряжаться.

Есть Договор между Российской Федерацией и Татарстаном, подписанный в очень непростое время, и наша республика на основе взаимного делегирования полномочий и их разграничения четко выполняет все свои обязательства. Ревизоров много, есть кому ревизовать, есть кому собирать российские земли, поэтому, выполняя все пункты Договора и взятые полномочия, осознавая свою ответственность, мы рассчитываем на то, что они должны выполняться так же строго всеми структурами и федеральной власти.

Все, что мною было сказано, проникнуто большой озабоченностью за состояние дел. Оно дальше так продолжаться не может. Мы не можем тратить ещё долгие годы на оздоровление экономики. Исходя из тех постановок вопросов, которые были в послании Президента Российской Федерации и в сегодняшнем докладе Председателя Правительства, надо пойти на более решительные меры. Спасибо за внимание.

Все материалы сайта доступны по лицензии:
Creative Commons Attribution 4.0 International