Минтимер Шаймиев: "Главные принципы я не меняю"

8 июля 1998 г., среда
Москва. 8 июля. Расширению сотрудничества в информационной и телекоммуникационной сферах, об'ективному и всестороннему освещению жизни Татарстана будет способствовать соглашение между ИТАР-ТАСС и Республикой Татарстан. Этот документ 8 июля подписали Президент Татарстана Минтимер Шаймиев и генеральный директор ИТАР-ТАСС Виталий Игнатенко.

После подписания соглашения между Республикой Татарстан и ИТАР-ТАСС об информационном взаимодействии состоялась пресс-конференция московских журналистов с главой Татарстана.

Было бы недальновидно, заявил Президент Татарстана, не использовать огромный потенциал ИТАР-ТАСС. Это первый договор в России, он служит одинаково выгодно как интересам России, так и Татарстана.

Вопрос корреспондента "Радио Маяк":- Сегодня вы встретились с Сергеем Кириенко, о чем шел разговор?

- Это моя вторая встреча с Сергеем Владиленовичем, разговор шел об АО "Татнефть". Ситуация с "Татнефтью" такова, что можно провести параллель с "Газпромом". Можно понять рвение налоговой службы получить больше средств. Но здесь ситуация иная: долги федерального бюджета намного больше, чем у "Татнефти". Тут нужно в рабочем порядке налоговым и финансовым ведомствам совместно сесть и рассмотреть взаимозачеты. Доступ "Татнефти" к экспортной трубе тоже разрешен. Экспорт татарстанской нефти, 700 тысяч тонн в месяц, стопроцентно идет на погашение внешних кредитов.

"Радио России":- Недоразумение вокруг "Татнефти", "Газпрома" - экономическая или политическая проблема?

- Во-первых, рассмотрим экономическую сторону. Она рождается от несогласованности финансовых и налоговых органов. Нельзя же из-за этого вставать по разные стороны баррикад и искать виноватых. Нужно создать оперативную группу, которая должна рассмотреть предварительно проблемы. Тогда меньше будет скандалов, поводов для политических выпадов. Нападки на "Газпром", на Рема Вяхирева непозволительны. Это - государственный человек, а "Газпром" - опора страны. Категорически нельзя допустить расчленения "Газпрома".

Программа "Время":- Каково сегодняшнее положение на "КамАЗе"?

- На "КамАЗе", одном из крупнейших товаропроизводителей страны, ведется борьба за преодоление кризиса. Отрабатываются новейшие подходы. Мы с Кириенко говорили и об автозаводе. Получено согласие от крупнейших партнеров, банков, Министерства финансов России о выпуске дополнительных акций в об'еме долгов акционерного общества. Все они станут совладельцами "КамАЗа". Разумеется, нелегко раскручивать махину главного конвейера, у которого сотни поставщиков. Расширяем выпуск легковых автомобилей "Ока". Тут сдерживает ВАЗ, поставляющий двигатели к микролитражкам. Прорабатывается зарубежный партнер, который бы поставлял двигатели для "Оки". Недавно приобрели оборудование для покраски автомобилей.

ИТАР-ТАСС:- Складывается такое мнение: если Чечня отделится, теперь это не повлияет на развитие федерализма...

- В интересах Чечни - остаться в составе России, но с особым статусом. Надо смотреть дальше, подумать о благополучии народа, восстановлении республики. Кроме России никто не может помочь Чечне. Есть же народ Чечни, тысячами нитей связанный с Россией. Безусловно, высока в республике озлобленность, нетерпение. Несмотря на финансовые трудности, Россия должна помочь Ичкерии. Нужно терпеливо договариваться, это в интересах России и Чечни.

ИТАР-ТАСС:- Не получается в стране со сбором налогов, может, правительство право, что принимает резкие меры?

- Мы у себя тоже жестко спрашиваем за налоги, но поступаем последовательно. Нет налога - нет государства. Усилия по улучшению сборов налогов нужны, но только фискальными методами поправить экономическое положение нельзя. Ибо производство в стране не работает. Отсюда низкий сбор налогов, высока безработица. Как поднять производство - я затрудняюсь дать рецепт. Несколько лет тому назад мог, а теперь не могу. Все это - результат непоследовательного проведения реформ. Потеряли время, не поддерживали отечественного товаропроизводителя. Большинство предприятий Татарстана адаптировалось к условиям рынка, потому что мы держали курс на государственное регулирование промышленности. Например, снизили тарифы на электро- и тепловую энергию, а в результате не дали упасть производству каучука, полиэтилена и сохранили свою нишу на мировом рынке. От местных налогов освобождены тысячи нерентабельных нефтяных скважин. Сохранили тысячи рабочих мест.

Я за принятие Госдумой законов по борьбе с коррупцией. Без этого у нас не будет развития в экономике. Пропагандируя "ножки Буша", загубили птицеводство страны. В Татарстане нам удалось сохранить птицеводство. Нельзя давать селу деньги, говорили нам, а мы давали. И сегодня даем. Нынче большая засуха в Поволжье, а мы говорим: не должна отражаться засуха на жизни населения. У нас есть запас хлеба и кормов, и численность скота не должна снижаться. "ОМАРА", Египет:- Как вы смотрите на просьбу многих регионов России об отставке Ельцина?

- Не многие, а два-три региона. Большинство суб'ектов страны заключили договор с Центром. Но многие забывают, что взяли на себя ответственность решать проблемы своего региона. У кого не получается, те кричат, ругают Центр. Мы Центр не критикуем. Есть Президент, всенародно избранный. Сейчас нужно не с политическими лозунгами маршировать, а экономические проблемы сообща решать.

ИТАР-ТАСС:- Почему в Татарстане нет федеральной системы казначейства?

- Это предмет обсуждения. Мы руководствуемся Договором с Москвой, где нет пункта о казначействе. Из недр республики добыто 2,6 миллиарда тонн нефти. Это очень большая нагрузка на каждый квадратный километр территории республики, допущен экологический дисбаланс. Для восстановления экологической среды в Договоре были оговорены особые межбюджетные отношения между Российской Федерацией и Республикой Татарстан.

"Интерфакс":- Почему вы собираетесь сложить полномочия Премьер-министра?

- Я взял обязанности Премьера временно, в связи с избранием Фарида Мухаметшина Председателем Госсовета. Республика большая, сложная, и совмещать должности очень тяжело. Властвовать можно, но работать нельзя, а я привык работать.

"Радио России":- Возвращение Мухаметшина в Парламент означает укрепление позиции Президента?

- У нас непростой состав Парламента, и нужно постоянно с ним работать. Нелегко было нам прийти к стабилизации и теперь нужно дорожить стабильностью. На должность Премьера выдвигается министр финансов, это волевой человек, за полтора месяца навел порядок в финансах республики, сделал прозрачными все финансовые потоки. Создана молодая команда. Это, к сожалению, не всем нравится. Три года мы боролись за государственную монополию производства и сбыта алкогольной продукции. И вот за минувшие шесть месяцев собрано 250 миллионов рублей акцизов, 96 процентов из них - деньгами.

"Эхо Москвы":- Возможен договор Центра с Чечней, аналогичный татарстанскому?

- Аналогичный - нет, более радикальный - возможен. Надо Центр сделать более привлекательным для Чечни. Другого пути, увы, нет.

"Коммерсант-Дейли":- Вы были главным сепаратистом страны, теперь стали главным другом Москвы, почему?

- Я основные принципы никогда не меняю. Вспомним историю: перестройка пошла, народу дали свободы и гласность. И вдруг Москва заявляет: нельзя. Государственную декларацию о суверенитете не мы приняли первыми, а Россия. А когда принял Татарстан - об'явили сепаратистами. Надо исходить из реалий, цивилизованными методами находить пути решения проблем. В том числе и с паспортами. Мы вступаем в новый век, новое тысячелетие, пора научиться договариваться.

Спасибо за внимание.

Информационное агентство "Татар-информ"
Все материалы сайта доступны по лицензии:
Creative Commons Attribution 4.0 International