Минтимер Шаймиев: Россия вне цивилизованного рынка уже немыслима
9 ноября 2001 г., пятница
Минтимер Шаймиев из числа тех региональных и федеральных лидеров, которые в дополнительном представлении не нуждаются. Это и понятно: пожалуй, никому не удалось сохранить свое лицо и в то же время отстоять интересы республики во времена Ельцина, как это сделал Шаймиев. Благодаря его авторитету и природной гибкости Татарстан более чем органично вписался в выстраиваемую ныне Владимиром Путиным новую вертикаль управления страной. Наконец, трижды с оглушительным перевесом над своими соперниками Минтимер Шаймиев побеждал на выборах президента Татарстана. Такое единодушие избирателей в наше не слишком располагающее к доверчивости время, согласитесь, бывает не часто.
Чем обусловлен этот результат? Во-первых, тем, что в самое сложное для России время, когда иные пессимисты предсказывали скорый распад страны, именно благодаря виртуозной политике Шаймиева Татарстану удалось остаться на позициях здравого смысла и в известной степени способствовать сокращению центробежных тенденций во всей стране. Именно тогда Минтимер Шаймиев и обнародовал свое политическое кредо: центризм, стабильность межнациональных отношений, гражданское согласие во имя созидания. Кредо, верность которому он сохранил на все эти годы.
И еще об одном. В былые годы Татарстан и его лидера часто упрекали в том, что республика не проявляет повышенного энтузиазма при реализации провозглашавшихся тогда реформ. Шаймиев действительно "поспешал медленно". Он сначала наладил в республике механизм социальной защиты наиболее уязвимых слоев населения, а затем проводил реформы так, чтобы они не стали, как повсеместно по России, бранным словом. А что в итоге?
Татарстан первым в стране ввел свободную куплю-продажу земли и при этом не только не потерял за годы реформ ни одного гектара пашни, но и смог добиться максимально эффективного ее использования. Чего стоит только один факт: в этом году Татарстан собрал без малого 6 миллионов тонн зерна при урожайности в 40,1 центнера с гектара. И это - в зоне так называемого рискованного земледелия! С констатации этого незаурядного факта и началась наша беседа с президентом Республики Татарстан Минтимером Шаймиевым.
- Это действительно событие, выдающееся достижение всех тех, кто принимал непосредственное участие в формировании большого татарстанского каравая. На душу населения произведено зерна в два с лишним раза больше, чем в среднем по Российской Федерации. Такой сбор, как принято считать в мировой практике, сполна обеспечивает основу продовольственной безопасности.
Шутка ли сказать: работая в зоне рискованного земледелия, мы стали получать кубанские урожаи. Значит, не только погода, но и люди, их мастерство определяют конечные результаты.
- Ну, насколько я знаю, дело еще и в постоянном, на протяжении многих лет, внимании руководства республики к нуждам и проблемам сельских товаропроизводителей?
- А "по щучьему велению" чудеса происходят только в сказках. За нынешними результатами земледельцев республики - тонкий и точный расчет. Мы исходили из того, что на селе у нас живет около 30 процентов населения. И бросить их на произвол судьбы в период радикальных перемен, безусловно, мы не смогли и не хотели. Вот почему финансирование села в Татарстане ведется не по остаточному, а по приоритетному принципу.
Что это такое? Два с лишним миллиарда рублей бюджетного финансирования плюс еще два с половиной в виде товарного кредита, которые, между прочим, аккуратно возвращаются зерном или другой сельхозпродукцией. За последние два года хозяйствам на лизинговой основе выделены 3 тысячи тракторов - почти пятая часть приобретенных в целом по России, тысяча зерноуборочных комбайнов. Да и в самой республике налажено производство важнейших видов сельскохозяйственной техники.
А разве не об эффективности государственной поддержки села говорит тот факт, что в Татарстане на гектар пашни вносится удобрений в шесть раз больше, чем в среднем по России? Вот поле в ответ на такую заботу и возвращает все сторицей. Это плоды каждодневной и целенаправленной работы по экономической поддержке сельских товаропроизводителей, убедительное доказательство правильности нашего курса на приоритетное внимание к аграрной сфере.
- Недавно Президент Путин подписал Закон о земле, при обсуждении которого было сломано немало копий в Государственной Думе. Противники закона утверждают, что с его принятием в России как бы дали "зеленый свет" различного рода спекулянтам и олигархическим структурам, мечтающим прибрать эту землю к рукам и поживиться за счет крестьянина. Между тем в Татарстане уже несколько лет действует собственная законодательная база, разрешающая и регулирующая куплю-продажу земли. Что в этом плане показал опыт Татарстана?
- Я буду предельно откровенен. Если у нас не будет купли-продажи земли, то тогда вообще нет смысла говорить о каком-либо развитии рыночных отношений в России. И следует забыть о каком-либо притоке инвестиций в наше село. Те, кто уверяет, что наши земли хотят скупить какие-то злодеи, или заблуждается сам, или намеренно вводит в заблуждение других.
Аграрный бизнес работает во всем мире по тем же законам и правилам, что и любой другой бизнес. Инвестор, если он не глуп, всегда все просчитывает: и возможные риски, и возможную прибыль, и возможность залога той же земли под банковские кредиты. Это нормальные рыночные отношения.
Татарстан уже живет по этим суровым, но во многом и справедливым законам. И я вас уверяю: в республике не найти ни гектара заброшенной земли, где инвестор не пытался бы получить максимум продукции с площади, за которую он заплатил своими кровными деньгами.
Что меня особенно поражает, так это то, что против купли-продажи земли в основном выступают в тех регионах, где десятки тысяч гектаров пашни вообще позабыты-позаброшены. И они утверждают: продавать нельзя, потому что... нельзя. Готов согласиться с такой постановкой вопроса, но при одном условии: найди для своего села серьезные инвестиции сам, вкладывай в ниву. А в этих регионах по-прежнему уповают на финансовые инъекции государства. А у государства денег нет и вряд ли в обозримом будущем появятся.
- Выходит, выход в поиске именно частного инвестора?
- Только так. Причем не только отечественного. У нас в Татарстане разрешено продавать землю и иностранцам. Правда, с одним существенным условием: земля приобретается не путем выкупа пая, а из земельного ресурсного фонда и по разрешению Госсовета республики. И еще одно ограничение: продаваться земля может только для сельхозназначения. В противном случае договор расторгается. На наш взгляд, здесь выстроены все возможные механизмы защиты земельных угодий от использования ее не по назначению. В результате инвесторы, которые хотят делать нормальный агробизнес, эту землю приобретают, а шелуха, как это и положено, отсеивается сама собой. И очереди из олигархов и иностранцев, надеющихся пустить нашу землю на ветер, пока в республике не замечено.
Вместе с тем, если хозяин пая желает его продать, но не находит желающего, мы идем ему навстречу. В этом случае пай выкупается земельным ресурсным фондом. И не только для того, чтобы подыскать для него подходящего инвестора. В том случае, когда в село приезжает новая молодая семья, а все паи уже распроданы, она может купить для себя землю на определенных условиях именно из этого фонда.
- И все же, наверное, успехи Татарстана в земельной реформе во многом обусловлены тем, что республика к этому готовилась в отличие от многих других регионов России?
- Это действительно так. Нужно четко и досконально знать, что ты продаешь и что покупаешь. "Втемную" такие сделки совершают картежники и шулеры, а не бизнесмены. Это обязательное условие для создания подлинного рынка. Так вот, на протяжении нескольких лет мы упорно работали не только для того, чтобы создать соответствующую законодательную базу, но и завершили формирование базы данных Государственного земельного кадастра, создали автоматизированную систему его ведения. А в итоге получили развитую систему государственной регистрации прав на землю и другое недвижимое имущество.
- И вместе с тем вы, насколько мне известно, считаете, что такие законы, как землепользование, должны носить "рамочный характер" и по мере готовности к нему того или иного региона должны регулироваться местными законодательными актами. А что вообще вы думаете о сегодняшнем развитии федерализма в России?
- Конечно, те регионы, где не имеют представления о том, какой землей они владеют, к земельной реформе, мягко говоря, еще не подготовлены. И тем не менее федеральный закон о землях сельхозназначения принимать нужно и как можно быстрее. Он простимулирует нерадивых глав регионов поскорее определить, чем они в действительности владеют, и как этим богатством нужно эффективно управлять.
Что же касается сегодняшнего состояния федерализма, то вопрос этот исключительно сложен и деликатен. Да, я поддерживаю Президента Путина во многих его начинаниях. И считаю, что инициированная им реформа вертикали власти во многом обусловлена тем бедственным состоянием России, которую он получил в наследство. У руководства многих регионов РФ, к сожалению, оказалось немало не очень состоятельных в управленческом плане людей, в результате многие дельные реформы пробуксовывали. В результате перед Владимиром Путиным встал вопрос: а как обустроить эту огромную страну? Так родилась идея создания семи федеральных округов.
К сожалению, эта концепция не очень сочетается с принципами истинного федерализма. Да, в стране нужно наводить порядок, да, Россия должна быть управляемой. Здесь все мы - по одну сторону баррикад, единомышленники. Но при этом я исхожу из основополагающего тезиса: Россия не может быть нефедеративной. Все остальное - самообман, поиск любого иного пути к наведению порядка в стране - это не путь к демократии. Если мы начали перестраивать наше общество и хотим войти в семью развитых стран, мы, безусловно, должны заниматься выстраиванием взаимоотношений между различными уровнями власти. Но на базе демократических ценностей.
- Вы имеете в виду вопрос о разграничении полномочий между центром и регионами?
- В том числе и это. Главное - не доводить дело до абсурда. По закону о земле мы уже говорили: он не может быть одинаковым и для Татарстана, и для Кавказа, и для Камчатки. А вот другой пример: в Татарстане, где русских и татар почти поровну, государственными языками являются и русский, и татарский, а в федеральном законе это не предусмотрено. Но разве, приняв такой закон, мы угрожаем нарушить целостность России? Абсурд! Гораздо больше этой целостности угрожают те, кто пытается всю Россию, при том многообразии наций и народов, которые ее населяют и считают своей родиной, причесать под одну гребенку.
Еще пример. Был принят новый налоговый кодекс. Там сказано, что субъекты федерации или местные органы не вправе устанавливать свои налоги. А ведь это - прямое нарушение Конституции, открытое вторжение в компетенцию местных органов власти.
И вместе с тем я открыто говорил и продолжаю повторять: я поддерживаю Владимира Путина. В условиях рыхлой, неэффективной и неуправляемой страны он не мог не начать с укрепления вертикали власти. Уверен, что в самом скором времени он придет к идее соблюдения необходимого баланса: сильный центр - сильные регионы. Конечно, мы должны входить в единое правовое поле и жить по единым законам. Но это должны быть законы федеративного государства, в котором полномочия центра и регионов четко разграничены. Я убежден, что очень скоро Владимир Путин придет к необходимости демократизировать и либерализовать эти отношения.
- В заключение хотелось бы коснуться одной из самых горячих тем сегодняшнего дня: борьбы с терроризмом и той акции возмездия, которая осуществляется сегодня мировым сообществом в отношении Афганистана.
- Любой террор должен быть наказуем. Когда в нормальном обществе существует такое явление - это путь к страху, а значит, и к ограничению прав каждого человека. Но вместе с тем борьба с терроризмом сегодня ни в коем случае не должна сопровождаться - что, к сожалению, происходит - ростом антиисламских настроений. Ислам сам по себе не может быть угрозой для общества, государства или других религий. В Коране сказано, что тех, кто уверовал в Коран, и тех, кто следует иудаизму или христианству, верил в Господа и Судный день и творит добро, - всех ждет награда у Аллаха. Ислам в своей основе - исключительно мирная и толерантная религия. Он не привнесен в Россию, а одна из основ российского общества наряду с православием.
Что же касается борьбы с терроризмом, то скажу одно: есть террористы, которые совершают преступления, прикрываясь исламом. Они совершают тяжкий грех. Терроризм не имеет религиозного лица. Мы не должны поддаваться на этот шантаж.
Дорогие участники и гости Семейного фестиваля
«Сабантуй Дружбы и Единства»!
Уважаемый Муфтий Москвы, Глава Духовного собрания мусульман России Албир хазрат Крганов!
Кадерле дуслар, Сабан туе кунаклары!
Сердечно приветствую вас на нашем древнем национальном празднике Сабантуй!
Отрадно, что мы можем масштабно проводить свой национальный праздник в любой географической точке страны и мира, в каждом регионе, где живут татары и башкиры. Как известно, его название уже перекочевало во многие языки народов планеты. Сабантуй – это уникальное проявление народной дипломатии, это не просто песни-танцы, игры и веселье, он имеет глубокий и разносторонний смысл.
Уважаемый ученые – участники конференции!
Уважаемый Рифкат Нургалиевич!
Сердечно приветствую вас на Международной научной конференции, посвященной 95-летию со дня рождения выдающегося учёного современности, доктора филологических наук, профессора Мансура Хасановича Хасанова.
Прежде всего, хочу поблагодарить руководство Академии наук Республики Татарстан и всё научное сообщество республики за то, что бережно храните память о Мансуре Хасановиче, продолжаете традиции, основанные им и на его примере и бесценном научном наследии воспитываете новые поколения ученых.
Уважаемые депутаты!
Мөхтәрәм җәмәгать, бүгенге киңәйтелгән утырышта катнашучылар!
Хөрмәтле Фәрит Хәйруллович!
Сердечно приветствую вас – представителей разных поколений и разных созывов законодательного органа нашей республики. История нашей страны и республики такова, что в течение всего своего существования, представительному органу власти республики, каждому его созыву выпала честь принять важнейшие для нашего многонационального народа решения.
Уважаемые участники итоговой коллегии Комитета Республики Татарстан по охране объектов культурного наследия!
Уважаемый Иван Николаевич!
Мы в Татарстане одними из первых в стране задумались о сохранении своего культурного наследия и решили взяться за масштабное восстановление памятников истории и культуры на территории нашей республики. Это был не только серьезный деловой порыв, но и яркое свидетельство духовной зрелости нашего народа, который также активно включился в процесс возрождения исторических объектов не только федерального или республиканского значения, но и памятников местного уровня. Во многом этим и было обусловлено создание в 2018 году Комитета Республики Татарстан по охране объектов культурного наследия, который постепенно разворачивает свою деятельность, принимая под свое крыло всё больше и больше объектов, имеющих большую ценность для народов, живущих в нашей республике.
Все материалы сайта доступны по лицензии:
Creative Commons Attribution 4.0 International
Обнаружили ошибку?
Выделите слово или предложение и нажмите CTRL+ENTER