Приветствие Президента Республики Татарстан Минтимера Шаймиева на международной конференции "Исламская культура в Волго-Уральском регионе" 8 июня 2001 года

13 июня 2001 г., среда

Мехтэрэм конференцияда катнашучылар!

Кадерле кунаклар!

Уважаемые участники конференции!

Дорогие гости!

Сегодня собрались ученые, дипломаты, политики из России и других стран, чтобы обсудить проблемы, стоящие перед исламской культурой Волго-Уральского региона, обменяться мнениями о роли ислама в прошлом и настоящем. Открывая конференцию, позвольте пожелать всем успехов в благородном деле изучения ярких страниц истории ислама в Татарстане и России. Ведь сказал пророк Мухаммед: "Если кто-то встанет на стезю науки, то господь откроет ему дорогу в рай". Пусть наша научная конференция станет еще одним шагом к миру и взаимопониманию различных народов, культур и религий.

Россия - многонациональная страна, в которой мусульмане составляют более 20 млн. человек. Ислам на территории России появился около 1400 лет назад, а на берегах Волги - в начале Х века. Поэтому можно с уверенностью говорить, что Россия формировалась не только как православная, но и мусульманская страна, это - государство, имеющее прочные традиции совместного проживания двух великих конфессий.

Предки татар - булгары - приняли ислам в качестве официальной религии в 922 году, когда в столицу Булгарского государства прибыло посольство Багдадского халифа. Одновременно это событие стало актом международного признания Волжской Булгарии в качестве независимого государства. Таким образом, предки татар приобщились к самой передовой на то время цивилизации. Принятие ислама дало толчок быстрому развитию образования, культуры, науки и общества в целом. Начался рост городов на Каме и Волге. Булгарское государство стало одним из самых влиятельных в Восточной Европе.

Образование Монгольской империи, а затем Золотой Орды не затронуло положения ислама в Поволжье. По "Ясе" (Своду законов) Чингисхана все религии признавались равными, освобождались от налогов, а притеснение любой из существующих церквей и духовенства считалось преступлением, подлежащим наказанию. Поэтому как ислам, так и христианство свободно развивались в эпоху Золотой Орды. Даже, когда в 1312 году Узбек-хан объявил ислам государственной религией, это не коснулось русских княжеств, которые оставались православными. Как видим, уже в средние века в культуру татар закладывалась веротерпимость, нашедшая продолжение в последующие столетия.

Эпоха христианизации Казанского края в XVI-XVIII веках была наиболее сложным периодом в истории татар. Она сопровождалась непрерывными восстаниями мусульманского населения, пока Екатерина II в 1773 году не приняла Указ "О терпимости всех исповеданий...". Права мусульман были признаны официально, и с этого момента начинается возрождение ислама и всей татарской культуры.

Развитие ислама в Волго-уральском регионе достигло своего расцвета в XIX и начале XX веков. В это время строятся мечети, издается в огромном количестве религиозная и светская литература, обучение становится практически всеобщим, бурная деятельность татарских бизнесменов дает возможность содержать многие общественные структуры. Благодаря развитию сети медресе появляется ряд передовых центров исламской мысли в Казани, Уфе, Оренбурге, других городах России, которые предлагают реформаторские идеи. Курсави, Шигабеддин Марджани, Исмаил Гаспринский, Галимджан Баруди, Риза Фахретдин, Муса Бигиев и другие обозначили новое течение в исламской теологии и системе образования, получившее название джадидизма. Мы сегодня и завтра услышим немало докладов об особенностях развития ислама в Волго-Уральском регионе, но мне хотелось бы обратить внимание на один важный момент. Джадидизм в лице своих выдающихся теологов на рубеже веков искал ответы на вопросы, поставленные временем. Ведь пророк Мухаммед сказал:

"Воистину, Аллах в начале каждого столетия будет посылать умме человека для обновления религии". Такие люди, действительно, появились. Они в центр своей деятельности поставили вопросы образования и просвещения народов, открыто провозгласив необходимость изучения не только восточной, но и западной культуры.

Сегодня в начале XXI века нам волею судеб выпала аналогичная задача поиска ответов на сложные вопросы эпохи демократии и рынка, информационной, технической и технологической революций. Глобализация, открытость границ, современные средства коммуникации делают мир более тесным и в то же время более уязвимым. Сегодня любая идея благодаря средствам массовой информации становится более доступной и действенной. Это благо, но это требует и повышенной ответственности. В наше время крайне важно иметь традиции, которые могли бы противостоять дестабилизации общества, но вместе с тем давали бы ответы на злободневные проблемы. Ислам динамичен, он глубок в своем содержании и достаточно гибок, чтобы учитывать изменения, происходящие в мире.

Задача общественности Татарстана, на мой взгляд, состоит в том, чтобы закрепить и продолжить те традиции, которые уже сложились в республике и России. Создание Российского исламского университета можно рассматривать как важный шаг в направлении продолжения идей джадидизма в XXI веке.

2001 год знаменателен тем, что он объявлен Организацией Объединенных Наций Международным годом диалога цивилизаций. Мы со своей стороны можем и должны внести достойную лепту в это поистине святое дело.

Казань, чей тысячелетний юбилей будет отмечаться в 2005 году, расположена на стыке цивилизаций - исламского и христианского. В Казанском Кремле, наряду с реставрацией Благовещенского собора, идет восстановление Мечети Кул-Шарифа, тем самым создав в Кремле своеобразный символ взаимоуважения и мирного сосуществования двух религий на земле Татарстана.

Ислам мирная, толерантная в своей сущности религия. В Коране сказано, что не только те, кто уверовал в ислам, но и тех, кто следует иудаизму, а также христиан, тех, кто верит в Господа, в Судный день и на земле творит добро, ждет щедрая награда у Аллаха. Трудно подобрать более убедительные слова для доказательства терпимости ислама к другим религиям.

Сегодня в мире отчасти сложился негативный имидж ислама. В какой-то мере это провоцировали крайние политические организации, прикрывающиеся именем ислама, а фактически дискредитирующие его. Но в немалой степени распространению такого имиджа содействуют и некоторые политические круги, напуганные влиянием ислама. Я вижу нашу задачу в том, чтобы донести до людей правду о сущности ислама, формировать новый имидж ислама, как религии мирной, современной, толерантной, способной позитивно реагировать на вызовы времени. Я убежден, что и наша конференция сумеет сделать свой посильный вклад в это благородное дело.

Желаю всем успехов.

Все материалы сайта доступны по лицензии:
Creative Commons Attribution 4.0 International