Президент Татарстана Минтимер Шаймиев выразил, мягко говоря, недоумение по поводу статьи в газете "Financial Times" под заголовком "Татарстан пользовался прикрытием для займов в иностранных банках" (с ее переводом читатели "ВиД" познакомились в минувшую пятницу). Авторы статьи обвинили Татарстан в проведении "скрытых финансовых операций" по привлечению иностранных кредитов и предположили, что этот факт может быть "рычагом политического влияния" на Президента республики. Минтимер Шаймиев в эксклюзивном интервью "Интерфаксу" заявил, что данная публикация "бросает тень на Татарстан и что "в кратчайшие сроки" он ждет публичных извинений от английской газеты.
- Минтимер Шарипович, как бы Вы прокомментировали появление этой статьи?
- Мне не ясно, какую цель преследуют ее авторы, что они хотели сказать? Может быть, это попытка бросить тень на деятельность правительства Татарстана, которое заимствовало иностранные кредиты через "Татнефть" для развития республики? Но я считаю, что это внутреннее дело Татарстана и "Татнефти".
Взаимоотношения внутри республики прозрачны, но никто не в праве в них вмешиваться. Тем более, что по Договору о разграничении полномочий и предметов ведения между Российской Федерацией и Татарстаном недра и природные ресурсы республики являются собственностью Татарстана.
Действительно, правительство Татарстана имеет в "Татнефти" контрольный пакет акций и право "золотой" акции, и мы не скрываем, что на этом основании оно как акционер строит отношения с этим предприятием. Не стоит ревизировать их и пытаться связывать с какой-то формой давления республиканской власти на "Татнефть".
- А как Вы относитесь к такому тезису: правительство республики предоставило "Татнефти" самой решать проблемы с внешними долгами, хотя утяжелило их на $230 миллионов?
- А кому же решать, ведь она заемщик? В то же время "Татнефть" является кредитором республики, и Татарстан обслуживает свою часть в сумме внешних долгов компании. И, надо сказать, что "Татнефть" нам не пред'являет никаких исков. Необходимо отметить, что помощь, которую оказывает Татарстан этой нефтяной компании, больше, чем кредиты, заимствованные республикой у нее. А авторы статьи должны были поинтересоваться, поддерживает ли правительство Татарстана "Татнефть" в ее производственной деятельности? Об этом нет ни слова.
Ведь более 7 миллионов тонн нефти в Татарстане добывается из низкорентабельных скважин на основе налоговых льгот, предоставленных республикой. Только благодаря таким благоприятным условиям - и это тоже наше внутреннее дело, которым мы занимаемся не один год, - "Татнефть" сохраняет уровень добычи нефти. Иначе он мог быть не больше 16-17 миллионов тонн, а не свыше 25 миллионов тонн, как сегодня.
Без этой поддержки "Татнефти" было бы сложно обслуживать свои кредиты, которые она как одна из наиболее крупных нефтедобывающих компаний - причем не только в России - направляет на внедрение новых технологий. Она ведь работает на истощенном Ромашкинском месторождении, из которого уже добыто 2,6 миллиарда тонн нефти.
Проблема погашения кредитов после 17 августа появилась не только у Татарстана, не только у "Татнефти", но и у других компаний и регионов, потому что соотношение рубля к доллару поднялось в четыре раза. "Татнефти" на основе постоянных консультаций удалось найти приемлемое решение по обслуживанию кредитов.
Сегодня говорить о миллиардных суммах не приходится, $900 миллионов долгов - не совсем точная формулировка, потому что из этой суммы $300 миллионов - еврооблигации компании, срок погашения которых еще не наступил, а купонные выплаты она осуществляет в срок. В частности, за минувшее полугодие "Татнефть" уплатила в качестве купонного дохода $13,5 миллиона.
Я думаю, что "Татнефть" в состоянии обслуживать свои долги, и она это делает.
Говорить, что правительство Татарстана сегодня находится в состоянии дефолта, как это делают авторы английской газеты, тоже неверно. Сегодня нет судебного решения о признании Татарстана несостоятельным. Республика ведет переговоры по срокам погашения по кредиту $100 миллионов, полученных у банка ING Barings, никаких судебных разбирательств не проводится.
Что же касается Радика Шаймиева, о котором упоминается в статье, - он, действительно, в течение одного года был членом совета директоров "Татнефти" по просьбе компании ТАИФ, которая является владельцем части акций "Татнефти". Сын был приглашен как очень подготовленный менеджер в составе прежней команды во главе с председателем бывшим вице-премьером и министром экономики Губайдуллиным, которого позднее сменил Премьер-министр Минниханов, чтобы сделать более прозрачными финансовые потоки компании. И это удалось.
- Авторы статьи утверждают, что Татарстан уже испытывает давление московского Кремля. И тот факт, что Вы не вошли в тройку лидеров "Отечества - Вся Россия", по их мнению, является подтверждением этого.
шения этот факт к политическому давлению не имеет. Те, кто написал статью, должны были спросить меня, почему я не вошел в лидеры этого блока или хотя бы проследить более ранние мои заявления, когда блок только формировался.
Я с самого начала говорил, что в блоке будет коллективное руководство, все будут на равных. Это средства информации назвали меня лидером, но это их дело, их оценка моей роли. Я же никогда не заявлял о своем лидерстве, да и не мог этого сделать. Президент Татарстана не может быть депутатом, иначе я нарушу Конституцию Татарстана. Не может гарант Конституции нарушать ее.
Надо признаться, что на Президента Татарстана со дня принятия Декларации о государственном суверенитете каких только давлений не было. Они и сейчас время от времени возникают - но мы знаем, что делаем, и время показывает, что реформы, проводимые в Татарстане, более приемлемы для переходного периода в России. Реформы в Татарстане проводятся с человеческим лицом.
- Можете ли Вы предположить, что данная публикация - чей-то заказ?
- Я не хочу в эти дела вникать. Знаете ли, меня мало трогают такие вещи. Другое дело, если они бросают тень на Татарстан - в таком случае мы не из тех, кто будет мириться.
Цифры, которые указаны, верны, их никто никогда не скрывал. Но они поданы предвзято, поверхностно. Допускаю, что эта статья написана с целью оказать давление на ход переговоров Татарстана и "Татнефти" по иностранным кредитам.
- Как Вы будете реагировать на эту публикацию?
- Я жду публичных извинений. Если это не случится в кратчайший срок, то подам в суд. Почему бы нет?
Ольга КУДРИНД, "Интерфакс" - специально для "ВиД"
Газета "Время и Деньги" ¦ 172 (655), 14 сентября 1999 г.
Дорогие участники и гости Семейного фестиваля
«Сабантуй Дружбы и Единства»!
Уважаемый Муфтий Москвы, Глава Духовного собрания мусульман России Албир хазрат Крганов!
Кадерле дуслар, Сабан туе кунаклары!
Сердечно приветствую вас на нашем древнем национальном празднике Сабантуй!
Отрадно, что мы можем масштабно проводить свой национальный праздник в любой географической точке страны и мира, в каждом регионе, где живут татары и башкиры. Как известно, его название уже перекочевало во многие языки народов планеты. Сабантуй – это уникальное проявление народной дипломатии, это не просто песни-танцы, игры и веселье, он имеет глубокий и разносторонний смысл.
Уважаемый ученые – участники конференции!
Уважаемый Рифкат Нургалиевич!
Сердечно приветствую вас на Международной научной конференции, посвященной 95-летию со дня рождения выдающегося учёного современности, доктора филологических наук, профессора Мансура Хасановича Хасанова.
Прежде всего, хочу поблагодарить руководство Академии наук Республики Татарстан и всё научное сообщество республики за то, что бережно храните память о Мансуре Хасановиче, продолжаете традиции, основанные им и на его примере и бесценном научном наследии воспитываете новые поколения ученых.
Уважаемые депутаты!
Мөхтәрәм җәмәгать, бүгенге киңәйтелгән утырышта катнашучылар!
Хөрмәтле Фәрит Хәйруллович!
Сердечно приветствую вас – представителей разных поколений и разных созывов законодательного органа нашей республики. История нашей страны и республики такова, что в течение всего своего существования, представительному органу власти республики, каждому его созыву выпала честь принять важнейшие для нашего многонационального народа решения.
Уважаемые участники итоговой коллегии Комитета Республики Татарстан по охране объектов культурного наследия!
Уважаемый Иван Николаевич!
Мы в Татарстане одними из первых в стране задумались о сохранении своего культурного наследия и решили взяться за масштабное восстановление памятников истории и культуры на территории нашей республики. Это был не только серьезный деловой порыв, но и яркое свидетельство духовной зрелости нашего народа, который также активно включился в процесс возрождения исторических объектов не только федерального или республиканского значения, но и памятников местного уровня. Во многом этим и было обусловлено создание в 2018 году Комитета Республики Татарстан по охране объектов культурного наследия, который постепенно разворачивает свою деятельность, принимая под свое крыло всё больше и больше объектов, имеющих большую ценность для народов, живущих в нашей республике.
Все материалы сайта доступны по лицензии:
Creative Commons Attribution 4.0 International
Обнаружили ошибку?
Выделите слово или предложение и нажмите CTRL+ENTER