Президент Татарстана Минтимер ШАЙМИЕВ:Не надо сталкивать правых с центром

31 августа 1999 г., вторник
- Минтимер Шарипович, давайте начнем с актуального: почему вы занялись партстроительством - созданием блока "Отечество - Вся Россия" и что стоит за вашим уходом из первой тройки блока?

- Давайте по порядку. Несмотря на неприятие отдельными силами этого блока, я уверен, он будет доминировать на выборах. Если мы сумеем обеспечить думское большинство, тогда будем, считать, что блок сыграл свою историческую роль. Главное же -это не допустить того состава Государственной Думы, который есть сейчас. Ради чего мы и вовлечены в этот политический процесс.

Казалось бы, ну что нужно Шаймиеву, сиди в Татарстане, когда кого нужно - поддерживай, что мы, кстати, и делали всегда, а народ, как правило, прислушивается к нашему мнению. Была бы обеспечена поддержка тех сил, которые мы бы сочли нужным поддержать в Татарстане. Нет, в этот раз регионам нельзя оставаться безучастными, учитывая, что КПРФ и чуть раньше ЛДПР удалось взять огромное количество голосов в Думе.

- Здравомыслящие политики у нас есть, но как их об'единить?

- Надо уходить от личных амбиций. Самого себя надо победить. Это вроде бы простые слова, но, к сожалению, это не всем удается. А надо, чтобы такими качествами обладали люди, которые берутся возглавлять политический процесс и в дальнейшем развитие нашего общества. Это своего рода испытание этих лидеров...

И потом, мне не нравятся нападки определенных СМИ на "Отечество - Вся Россия". Если мы хотим блага России, как мы можем бороться против своей столицы? В данном случае получается уже и против второй столицы, против крупных, если не сказать решающих, регионов?.. Если мы не получим конструктивное большинство в Госдуме, будем опять иметь противостояние между президентом, Госдумой и правительством - оно будет лежать в основе всех противоречий в государстве. Но сколько же можно мучить самих себя. Ну самих себя ладно, а людей? Общество же не может в такой неопределенности столько времени пребывать!

- У нас бюджет по скольку времени принять не могут!

- Да, и подкупом голосов занимаются иной раз, а потом сами же говорят - с коррупцией надо бороться...

- ...и известны расценки на принятие тех или иных важных решений...

- Поэтому сейчас необходимо, чтобы здравомыслящие силы решили дело, не надо противопоставлять блоку "Отечество - Вся Россия" ни НДР, ни "Правое дело", ни другие конструктивные силы. Это моя позиция, и я буду делать все для того, чтобы эти силы возобладали в политической системе, а в будущем, возможно, на их основе были бы созданы партии, которые были бы весомы и воспринимаемы населением.

После того как Евгений Максимович стал лидером нашего блока, я сказал: мы - люди, которые не только предлагают реформы, мы их делаем. Мы уже знаем, где ошибки, а где определенные результаты. Посмотрите Москву, посмотрите Санкт-Петербург, я не исключаю и Татарстан - у нас есть кое-какие результаты. Если у кого-то есть большие - покажите. Но их же нет. Москва-то была погрязшей в грязи, мусоре. Почему мы это так быстро забываем?

Со стороны кажется: Шаймиев - политик, но я не чувствую себя политиком, потому что я круглые сутки занимаюсь экономикой. Просто по ходу приходится подключаться, реагировать на политические процессы. И по занимаемой должности, и по необходимости видение и опыт не позволяют стоять в стороне. Если я не приложу силы, то кто еще - такая внутренняя мотивировка сейчас у многих. Можно по-разному к нам относиться, но мы же делаем дело...

- В то же время вы всегда с пониманием высказывались о молодых реформаторах...

- Когда "Правое дело" решило самостоятельно идти на выборы, даже не надеясь пройти 5-процентный барьер, я и тогда высказывался, и сейчас, что отношусь к ним с огромным уважением. Сколько бы раз Анатолий Чубайс не уходил со своих постов, я всегда говорил: этот человек еще займет свое место в обществе, потому что он подготовлен. Он такой, какой он нужен обществу в смысле молодости, знаний и характера. Очень полезную школу производства он сейчас проходит. Мне понравилось, и когда он говорил, что, "если даже мы не преодолеем 5-процентный барьер, мы не можем не подать свой голос". И действительно, такая сила должна быть. Если они преодолеют 5-процентный барьер, это будет благо для России. Их будет слышно в Государственной Думе, они будут закладывать необходимые сейчас мысли, идеологию, возможности. Не принимая шоковую терапию в Татарстане, я всегда говорил: Гайдар правильно поступает! Хотя у себя мы выбрали путь меньших издержек, но в полной мере использовали положительные факторы радикальных реформ.

- Помните: они кричат - нас обокрали! А у вас что-нибудь было? Нет. А что у вас тогда отняли?

- Да-да, помню это у Жванецкого. Мощно сказано... А если серьезно, как бы ни относились мы к рыночным отношениям, все поняли -это возможность самореализации, это степень свободы. Я же ведь работал в партийных органах, один год работал даже первым секретарем обкома. Казалось бы, у меня должна быть какая-то ностальгия по прошлому, я же не обиженный властью человек... Нет у меня ностальгии. Я вам даже вот что скажу: когда я был первым секретарем обкома, мы одними из первых догадались разделить партийные и хозяйственные функции. Собрал я тогда секретарей горкомов и райкомов, давайте, говорю, не будем сидеть на двух креслах... Вы бы видели их реакцию - у меня более тяжелого случая для моего душевного восприятия не было в жизни. На меня чуть ли не как на предателя смотрели - это люди, с которыми я денно и нощно работал вместе.

Тем не менее я тогда твердо сказал: вы подумайте, мужики, кто пойдет в советы, кто останется секретарями партии. Я впервые об этом говорю. Тогда это был поступок. Как у Булгакова: герой правду говорит, а ему - какой далеко зашедший случай сумасшествия!..

А то, что я не вошел в первую тройку, то я никогда и не говорил, что войду, всегда отказывался, говорил, что я не лидер "Всей России". Я, наоборот, всегда говорил о принципе равенства. Зная психологию многих, я думал: обязательно амбиции погубят дело. И нам удалось реализовать этот равный подход. А потом у нас в Конституции записано: президент Татарстана не может быть депутатом. А писать заявление, баллотироваться в депутаты, если даже в дальнейшем и уступишь свое депутатское место, -это уже явное нарушение.

Вот в нашем законе о выборах есть один момент, за который нас могут критиковать, а могут и судить. Но в части нравственной чистоты это безупречно. Вот какой момент. В Татарстане, если выборы в местные советы совпадают с выборами в Госдуму, как в этом году, то кандидат в депутаты не может одновременно избираться и туда, и сюда, потому что в этом заложен прямой обман избирателя. Как так можно: вы идете в Татарстане по такому-то округу в Госдуму, а по другому - в местные советы. Вы даете обещания населению в двух несовместимых лицах. Выборы закончились, вы прошли и туда, и сюда. Как депутат Госдумы вы отбываете в Москву. Значит, бросаете избирателей того, другого, округа. Мы с этим несогласны и через закон запретили.

Или вот еше: у нас в Конституции Татарстана записано, что кандидат в президенты республики должен владеть обоими государственными языками - и русским, и татарским. Того, кто не знает татарского или русского, не регистрировать. По российским законам нас можно судить: это якобы ограничение прав. Но с точки зрения здравого смысла посыл безупречен: ведь большинство населения - татары и русские. Мы же не говорим, что обязательно татарином надо быть, - нет, у нас есть вице-премьер Владимир Швецов - он татарский язык знает лучше, чем многие татары. Пожалуйста, его будут регистрировать... Права национальностей ведь тоже НУЖНО учитывать - даже в тоталитарном Союзе были Палаты национальностей в Верховных Советах... Все это пытаются об'яснить экономическим положением, но Квебек в экономическом положении, наверное, не хуже, а проблем национального характера у них тоже хватает. Нельзя, строя демократическое общество, загонять нерешенные проблемы вглубь...

- Это как на войне оставить невзятый город - все, он у тебя в тылу партизанит.

- То же самое - история с новыми паспортами. Единый паспорт - все на русском языке написано... Я же не говорю: не надо на русском, если бы я так говорил, меня бы не поняли. Я говорю: напишите мое имя, как его писала, произносила моя мама. Я имею на это право от рождения, я же не виноват, что родился таким, не той национальности. Кто от этого что теряет? Ведь уважение к русской нации огромно...

- Два-три таких решения, и можно потерять все уважение.

- О чем и речь. Обидно, я вам скажу. Наш Госсовет своим решением запретил выдачу этих паспортов. Вот говорят - неудобный Шаймиев. Но мы же не говорим: нужно нарушать целостность России. Никогда мы этого не говорили. Это наше кредо, мы всегда это подчеркиваем. Но ведь есть и мы. Если мы не скажем свое слово, не будем иметь свою позицию, мы будем виноваты в том, что не смогли построить цивилизованное федеративное государство, не воспользовались этим историческим моментом. Вот ведь цена вопроса какая. Духовность, отношения между народами - вот это доброе суметь бы сохранить и в условиях рыночной экономики.

Беседу вели Римма АХМИРОВА, Владимир МАМОНТОВ. Газета "КОМСОМОЛЬСКАЯ ПРАВДА" ¦ 22138 (159), 31 августа 1999 г.
Все материалы сайта доступны по лицензии:
Creative Commons Attribution 4.0 International