Стенограмма телемоста Москва - Казань, состоявшегося в авторской программе Сергея Доренко 20 мая 2000 года с участием Президента Татарстана Минтимера Шаймиева
20 мая 2000 г., суббота
Сергей Доренко: Отчасти обескураживающе выглядит согласие с предлагаемыми мерами Президента Татарстана Минтимера Шаймиева. Вот уж от кого не ожидали. Как только Минтимер Шаймиев поддержал законопроекты Путина, я подумал, что что-то тут не так. Президент Татарстана известен своим абсолютным политическим чутьем и способностью спокойным способом добиваться решительно любых целей. Если реформа государственного устройства не встревожила Шаймиева, значит либо он знает, как ее нейтрализовать, либо как ее использовать себе и своему региону не во вред.
Одним словом, мы попросили Президента Татарстана об интервью, которое провели сегодня утром по телемосту с Казанью. Минтимер Шаймиев подтвердил свою позицию. Он не против мер, предложенных Владимиром Путиным.
Минтимер Шаймиев: Пришел новый Президент, у него есть два ресурса: властный ресурс и ресурс стратегии социально-экономического развития страны, которые он должен привести в действие. Владимир Владимирович Путин начал с первого, хотя это и не главный ресурс. Это меньший ресурс из тех, что я назвал. Но без этого тоже нельзя, потому что власть это инструмент. Что интересно, сами губернаторы заждались этого. Я-то сам сильно особо не чувствовал отсутствие власти, я и своему населению говорю об этом, а российские регионы, губернаторы особенно - у них же не осталось никакой власти. У себя, прежде всего. В связи с тем, что появилось местное самоуправление - никто никому не подчиняется, никто никого не слушается, руководители больше энергии тратят на то, чтобы каким-то образом наладить отношения и найти общий язык. Когда не находят - это приводит к конфронтации. То же самое, по сути дела, в вертикали "регионы - Президент". Подчиненность из-за уважения к всенародно избранному Президенту - этот фактор всегда играл роль, а в остальном вертикали действительно нет. Но она необходима, и, прежде всего, я считаю, именно в переходной период. Очень много же неясностей, неурегулированности и в экономике, и в иных отношениях. Без действующей вертикали власти новому Президенту России нереально исполнить обещания, данные населению, и которые он действительно хочет исполнить.
Сергей Доренко: Минтимер Шарипович, но ведь относительная рыхлость власти приводит к тому, что и лично Вы, например, и Ваши коллеги - руководители регионов, получают большую самостоятельность, как мне кажется. Если Вы выстраиваете более законченную вертикаль, то в этой вертикали не Вы на самом верху окажетесь, и таким образом это отчасти серьезно угрожает Вашей самостоятельности, это серьезно угрожает Вашей власти.
Минтимер Шаймиев: Я бы не стал говорить, что это будет угрожать самостоятельности. Никто же, по-моему, не хочет, - если это нормальный человек, нормальный руководитель республики, губернатор - чтобы был беспредел. Я думаю, что абсолютное большинство руководителей ответственные люди. Поэтому бояться того, что будут ограничены права, не нужно. В последний раз, когда мы встречались с Владимиром Владимировичем Путина 17 мая, состоялся очень откровенный, конструктивный разговор. Многие губернаторы, руководители регионов, в том числе и я, высказали свое мнение. Меры, предложенные Путиным, не должны привести к ограничению самостоятельности руководителей на местах. Другое дело - в государстве должны быть единые правила.
Сергей Доренко: Вы говорите о том, что всеобщая избираемость на всех уровнях приводит к потере управления. Все же где же остановиться, кто должен избираться, по Вашему мнению? Кто не должен избираться, а должен назначаться? Каковы Ваши взгляды на этот вопрос?
Минтимер Шаймиев: Я сказал "не приводит", а "привела". Всеобщая избираемость привела к неуправляемости. Да, привела, я так говорил, и подтверждаю это. Поэтому-то сейчас нужны определенные меры, которые предложены Президентом, и которые мы обсуждали, прежде чем этот законопроект попал на рассмотрение Государственной Думы. Я считаю, что произошло опережение политическими реформами самих экономических реформ. Потому что прежде чем определиться с экономикой, продвинуть рынок мы с вами взялись за внедрение самоуправления. Это не требовало материальных затрат, легче давалось, было очень популярным.
Я за избираемость, это действительно должно быть конечной целью, потому что власть принадлежит народу. Но на данном этапе развития общества нужен определенный механизм взаимодействия различных уровней власти. Об этом идет речь.
Сергей Доренко: Я хотел бы сказать, что вот это самоуправление, свобода самоуправления, мэры против губернаторов. По существу вся эта система была создана как противовес губернаторам. Вы отлично понимаете, что в момент, когда Кремль понял, что он теряет контроль и слабо может влиять на губернаторов, был создан механизм, когда "дворяне против бояр" - давно известный в истории механизм, когда с помощью низов пытались шантажировать или угрожать промежуточному звену, в данном случае губернаторам, руководителям республик.
Минтимер Шаймиев: Да, я согласен с Вами. Хотели воспользоваться этим инструментом как инструмент давления. Хотя я этого не испытывал. Потому что у нас несколько иное строение власти. Я бы даже сказал так: то, что сейчас предложил Владимир Владимирович Путин, близко к той структуре государственной власти, которая существует в Татарстане.
Сергей Доренко: Я хотел бы спросить Вас о карте России. Когда мы режем Россию на эти семь регионов, семь представительств Президента, разумеется, это условность, это просто семь представителей вместо 89. Но, так или иначе, власть Президента будет проводиться через эти семь представительств, на эти семь регионов. И вот когда мы смотрим, как они нарезаны, у меня создается впечатление семи стран, семи государств. Рано или поздно экономическая целесообразность, экономическое сращивание этих областей, регионов внутри этих семи стран может привести к тому, что это будут семь стран. Они ведь самодостаточны, если Вы посмотрите на карту. Все, кроме Московского региона, который заперт между другими. Это не опасно для России?
Минтимер Шаймиев: Вы очень интересно начали задавать этот вопрос. Может быть, само слово "округа" пугает, возможно, более удачного слова не нашли. Но на данный момент я считаю, что разделение на округа - это определение границ взаимодействия представителей Президента и не более того. Безусловно, можно рассмотреть, как говорится, разные варианты дальнейшего развития событий, включая и тот, о котором Вы говорите. Но я думаю, что этого не произойдет - это слишком нереально. Я тоже очень внимательно посмотрел структуру населения, об'емы промышленного производства округов. Я подумал: если были предусмотрены далеко идущие цели в этом делении, тогда это должно было быть осуществлено несколько иначе. Может быть, по количеству побольше, и с большим учетом геополитических и иных факторов. Я считаю, что вообще попытки каким-то образом интегрировать регионы по интересам даже на уровне различных ассоциаций, которые существуют, не эффективны. Я думаю, что даже эти ассоциации отомрут, тем более сейчас они ни во что не вписываются-. Это нереально-. А то о чем Вы говорите, не появятся ли вдруг государства, тогда самое сильное будет Приволжское.
Сергей Доренко: Конечно, конечно. Но Сибирское с его ресурсами тоже не будет, наверное, слабым.
Минтимер Шаймиев: Ресурсами - да, но вот по сегодняшнему положению - я посмотрел - где-то более 30 миллионов население Приволжского округа, и по об'ему производства промышленной продукции на сегодня это самый сильный регион.
Сергей Доренко: Минтимер Шарипович, вот с учетом искренности нашего разговора я не могу не задать вопрос, который Вам может показаться неприятным, но все-таки нельзя оставлять недоговоренностей, как мне кажется, - в Приволжском округе очень много населения, который относится к Вам как к лидеру даже не в Вашем регионе, я имею в виду, что даже этнических татар в Приволжском округе чуть ли не больше, чем собственно в Татарии, не правда ли?
Минтимер Шаймиев: Да.
Сергей Доренко: Вы получаете не Татарстан в его нынешних границах, а вы получаете Татарстан по всей Волге.
Минтимер Шаймиев: Да, действительно, в Приволжском округе татар проживает больше, чем в самом Татарстане. Люди же считают: предварительная цифра - более четырех миллионов. Это действительно немало, если вообще в границах СССР татар было порядка 7 миллионов. Должен Вам сказать, что никто таких целей не ставит. Я не думаю, еще раз хочу сказать об этом, что именно на этой базе, в этих границах родится что-то новое, именно экономически интегрированное и политически претендующее на какую-то суверенизацию. Нет. Это не реально.
Дорогие участники и гости Семейного фестиваля
«Сабантуй Дружбы и Единства»!
Уважаемый Муфтий Москвы, Глава Духовного собрания мусульман России Албир хазрат Крганов!
Кадерле дуслар, Сабан туе кунаклары!
Сердечно приветствую вас на нашем древнем национальном празднике Сабантуй!
Отрадно, что мы можем масштабно проводить свой национальный праздник в любой географической точке страны и мира, в каждом регионе, где живут татары и башкиры. Как известно, его название уже перекочевало во многие языки народов планеты. Сабантуй – это уникальное проявление народной дипломатии, это не просто песни-танцы, игры и веселье, он имеет глубокий и разносторонний смысл.
Уважаемый ученые – участники конференции!
Уважаемый Рифкат Нургалиевич!
Сердечно приветствую вас на Международной научной конференции, посвященной 95-летию со дня рождения выдающегося учёного современности, доктора филологических наук, профессора Мансура Хасановича Хасанова.
Прежде всего, хочу поблагодарить руководство Академии наук Республики Татарстан и всё научное сообщество республики за то, что бережно храните память о Мансуре Хасановиче, продолжаете традиции, основанные им и на его примере и бесценном научном наследии воспитываете новые поколения ученых.
Уважаемые депутаты!
Мөхтәрәм җәмәгать, бүгенге киңәйтелгән утырышта катнашучылар!
Хөрмәтле Фәрит Хәйруллович!
Сердечно приветствую вас – представителей разных поколений и разных созывов законодательного органа нашей республики. История нашей страны и республики такова, что в течение всего своего существования, представительному органу власти республики, каждому его созыву выпала честь принять важнейшие для нашего многонационального народа решения.
Уважаемые участники итоговой коллегии Комитета Республики Татарстан по охране объектов культурного наследия!
Уважаемый Иван Николаевич!
Мы в Татарстане одними из первых в стране задумались о сохранении своего культурного наследия и решили взяться за масштабное восстановление памятников истории и культуры на территории нашей республики. Это был не только серьезный деловой порыв, но и яркое свидетельство духовной зрелости нашего народа, который также активно включился в процесс возрождения исторических объектов не только федерального или республиканского значения, но и памятников местного уровня. Во многом этим и было обусловлено создание в 2018 году Комитета Республики Татарстан по охране объектов культурного наследия, который постепенно разворачивает свою деятельность, принимая под свое крыло всё больше и больше объектов, имеющих большую ценность для народов, живущих в нашей республике.
Все материалы сайта доступны по лицензии:
Creative Commons Attribution 4.0 International
Обнаружили ошибку?
Выделите слово или предложение и нажмите CTRL+ENTER