Сильную Россию не построят слабые регионы

23 мая 2000 г., вторник
- Президент Владимир Путин на минувшей неделе предпринял ряд законодательных инициатив, Минтимер Шарипович, как вы их восприняли?

- Пришел новый президент, который располагает двумя ресурсами - властным и стратегией социально-экономического развития страны. Вот он и должен был два этих ресурса привести в действие. Владимир Путин начал с первого, хотя это, пожалуй, не главное сейчас. Но без этого тоже нельзя, потому что в масштабах Федерации власть потеряна на всех уровнях.

- На ваш взгляд, России нужна сильная рука?

- России нужна сильная власть. Возможно, татарстанцы это не столь остро ощущают, поскольку в республике удалось сохранить четко выстроенную власть, но подобная ситуация еще в одном-двух регионах. В других же наблюдается стойкое и открытое противостояние между органами местного самоуправления и региональными руководителями, особенно между мэрами крупных городов и губернаторами. Эта конфронтация проецируется на более высокий уровень - между региональными лидерами и федеральной властью. Да и сам президент в условиях избираемости всех руководителей на всех уровнях лишен особых полномочий в отношении глав регионов.

- Кое-кто считает, что семь федеральных округов - это способ давления на региональных лидеров.

- На мой взгляд, это попытка найти более эффективные формы взаимодействия центра с регионами. Ведь округа - те же полномочные представительства президента России, только более укрупненные.

Знаете, я не раз высказывался по поводу бесполезности деятельности региональных представителей президента России, которые были в каждом суб'екте Федерации, за исключением Татарстана и Башкортостана. Этот институт себя не оправдал. И по простой причине: если эти представители были в хороших отношениях с губернатором, - информация оказывалась не до конца об'ективная, если в плохих - тем более. Сейчас же придут люди, не зависимые от региональных руководителей.

Кстати, не разделяю мнения, будто Россию чуть ли не поделили на семь новых административно-территориальных единиц, и теперь пойдет-поедет. Даже если у кого-то возникло желание перекроить карту России, управлять столь малым количеством огромных территорий невозможно. Помните, было много форм правления Россией и даже губернии разной величины, но никогда их не сводили к такому минимуму.

Может быть, кого-то путает слово "округ"? Наверное, более удачного слова не нашли. К тому же это всего лишь границы влияния семи полномочных представителей президента.

- Но ведь, помимо семи новорожденных федеральных округов, в стране уже давно существуют ассоциации экономического взаимодействия типа "Большой Волги". Перспективно ли взаимодействие между этими территориальными образованиями или это чисто декоративные структуры?

- Не уверен, что на общественных началах можно серьезные дела делать. Это не те структуры, на которые можно делать ставку. Использовать их нужно, если есть интерес в этих ассоциациях. Но сейчас они ни во что не вписываются.

- Ваше отношение к тому, что руководителем Приволжского округа назначен Сергей Кириенко?

- То, что в Приволжском округе появился Сергей Владиленович, я только приветствую. Хотя он и молод, знает всех здешних руководителей. Ведь этот округ - наиболее сложный по национальному составу и самый мощный по промышленному потенциалу. Для такой территории, которая располагает огромным научно-техническим, промышленным, сельскохозяйственным и кадровым потенциалом, требуется именно такой знающий человек. Если Сергей Кириенко в свои годы оказался премьер-министром такой страны, как Россия, это о чем-то говорит.

- Как известно, предлагается наделить президента России правом отстранения руководителей регионов в случае нарушений ими Конституции и других законов, а также правом роспуска региональных парламентов. Это не встречает противодействия?

- Считаю, и я не одинок в этом мнении, президент должен иметь такое право. Интересно, когда главам регионов предложили дать аналогичные полномочия в отношении нижестоящих органов власти, губернаторы с ходу согласились. Потому что им тоже надоело это безвластие.

Это, конечно, сложный процесс, который будет осуществляться, скорее всего, судебным путем, поскольку все должно быть в рамках Конституции.

- Не угрожают ли эти шаги региональной самостоятельности?

- Вряд ли. По-моему, не один здравомыслящий президент республики или губернатор не желает, чтобы был беспредел. Ведь абсолютное большинство руководителей - люди ответственные. Поэтому бояться того, что кто-то обязательно будет нарушать или будут ограничены чьи-то права, не стоит.

Хотя, не скрою, такие попытки кремлевскими чиновниками время от времени предпринимаются. Но если местная власть на уровне республик, краев, областей будет слабой и не будет иметь достаточной самостоятельности, это может привести только к ухудшению дел в регионах, а значит, и по России. Например, все федеральные назначения по закону могут происходить и без нашего участия. Но с точки зрения региональных руководителей эти кандидатуры должны быть согласованы. По моим ощущениям, взаимопонимание в этом вопросе достигнуто.

- А как вы оцениваете стремление сформировать Совет Федерации на иной основе?

- Не вижу ничего страшного. Ведь сейчас мы; руководители регионов, возглавляя исполнительную власть, на уровне федеральном участвуем в законодательном процессе. То есть формируем законы, которые должны сами же исполнять. Безусловно, здесь происходит смешение.

Вот, чтобы уйти от этого, и предусматривается делегирование в верхнюю палату российского парламента двух региональных политиков, представляющих местные законодательный и исполнительный органы власти. Предполагается, что члены Совета Федерации будут работать на постоянной основе.

При этом речь не идет об ослаблении Совета Федерации. Если я от имени исполнительной власти республики предлагаю в верхнюю палату своего кандидата, то этот человек по уровню своей компетенции и знанию жизни в Татарстане должен быть, образно говоря, не слабее Шаймиева. То же самое, думаю, будет сделано и по линии законодательного органа - Госсовета Татарстана.

Поскольку главы республик и председатели законодательных органов не будут членами Совета Федерации, для рассмотрения судьбоносных вопросов в государстве все равно нужен какой-то орган. Я предложил создать при президенте России Совет глав регионов. Это позволит представить интересы суб'ектов и на этом уровне. Время от времени его члены буду собираться и рассматривать предлагаемые законопроекты. Одновременно должна быть создана возможность для встреч в правительстве России, чтобы главы исполнительной власти могли решать конкретные социально-экономические вопросы с председателем правительства, как это было на Совете Федерации во время правительственного часа. К этим предложениям Владимир Путин отнесся с интересом.

- Легко ли вы откажетесь от участия в работе Совета Федерации и есть ли кандидатура не слабее Шаймиева?

- Думаю, Татарстан будет представлен надлежащим образом. Две фамилии одинаковые, конечно, не найти, но должна быть власть, которая станет работать при любой личности.

- Следующими шагами центра в укреплении власти вполне могут стать, например, упразднение договоров о взаимном делегировании полномочий между Москвой и регионами, нивелирование их конституций. Вы прогнозируете свои ответные действия?

- Неурегулированность между суб'ектами и центром во всех отношениях - наследие "перестроечных лет". Вызвана она целым рядом об'ективных и суб'ективных причин. Эту серьезную проблему надо решать, и о такой необходимости говорим именно мы - Татарстан, Башкортостан.

Но при всем желании создать единое правовое поле в одностороннем порядке невозможно. А уж тем более сделать это в одночасье. Необходима длительная и терпеливая работа. В тупик такие вопросы нельзя загонять. Поэтому я призываю к конструктивному диалогу.

- Услышан ли наверху ваш призыв?

- Со стороны Москвы понимание есть. Со своей же стороны, мы будем принимать очередные законы так, чтобы не множить противоречий.

А существующие проблемы... Многие из них снимаются самой жизнью. Например, когда в Татарстане было принято решение по детским пособиям, из Москвы посыпались упреки, что эти пособия предназначены не всем малышам. Мы возражали: такая поддержка должна быть адресной. А сейчас уже на федеральном уровне готовятся подобные законопроекты.

В общем, время - лучший судья. Поэтому надо спокойно двигаться, упорядочивая конституции или уставы регионов. В любом случае, это должен быть двусторонний процесс, предполагающий совершенствование всего российского законодательства. Только через формулу взаимного согласия, идя навстречу друг другу, регионы и центр придут к единому закону, к единству в самом широком его понимании.

- Но ведь не исключено, что в адрес Татарстана поступит запрос, аналогичный тому, который получило руководство Башкортостана, - о приведении Конституции республики в соответствие с Основным законом страны?

- Как мне известно, власти Башкортостана сами обратились с письмом к Владимиру Путину о создании совместной комиссии и готовности приступить к работе. Вот, исходя из этой просьбы, они и получили письмо президента России. Видимо, есть определенное превышение полномочий в части соблюдения договора с центром.

Мы же договор между Россией и Татарстаном со своей стороны соблюдаем очень строго. У нас все делается в рамках этого договора.

- Существует мнение, что Татарстану по договору с центром предоставлены слишком большие льготы в части перечисления налогов в федеральный бюджет, есть и другие преимущества по сравнению с другими суб'ектами федерации. Так ли это на самом деле?

- Особо подчеркну для тех, кто по незнанию или каким-то другим причинам утверждает, что Татарстан, мол, берет из федерального бюджета деньги, а сам туда ничего не платит: наша республика остается регионом-донором. Даже при условиях, когда на территории Татарстана не осуществляется никаких федеральных программ за счет федеральных средств, не получая ни копейки трансфертов, мы ежегодно платим в федеральный бюджет более четырех миллиардов рублей. И при этом осуществляем за свой счет программы российского масштаба: строительство моста через Каму на трассе федерального значения Москва - Челябинск, реконструкцию международного аэропорта "Казань"- Если у кого-то повернется язык назвать все это привилегиями... На самом деле это огромная ответственность, которую мы взяли за свою республику, за свой народ, сняв ее тем самым с федеральных властей.
Все материалы сайта доступны по лицензии:
Creative Commons Attribution 4.0 International