Минтимер Шаймиев, Президент Республики Татарстан: Мансуров - эрудит высшей пробы

16 января 2003 г., четверг
В Большом театре в Москве состоялось чествование Фуата Мансурова. В день своего 75-летия маэстро встал за пульт — давали «Евгения Онегина». Мансуров работает в Большом театре уже тридцать пять лет, около двадцати лет он также возглавляет Государственный симфонический оркестр Татарстана. Поэтому из Казани в Большой театр прибыла целая делегация с памятными подарками и традиционным татарским угощением чак-чак. Делегацию возглавлял президент республики Минтимер Шаймиев, который ответил на вопросы обозревателя «Известий» Екатерины Бирюковой.

— Вы давно знакомы с юбиляром?

— Около 20 лет. Он был главным дирижером нашего Большого театра, а последние 17 лет возглавляет наш оркестр. Благодаря своему таланту он сумел его сохранить, удержать планку. Кроме того, он еще с советских времен работает в Большом театре в Москве. Ему удается это совмещать. Он человек удивительной работоспособности. И вообще я бы сказал, что это эрудит высшей пробы. Он талантлив во многих областях: мастер спорта по альпинизму, конькобежец, владеет многими языками, одновременно с Консерваторией закончил физико-математический факультет. А впервые я о нем узнал из публикаций в печати. Очень хорошо было написано об этом всесторонне развитом человеке.

— Часто ли случается его слушать?

— Я вообще люблю искусство, стараюсь поддерживать культуру. Мы построили в Казани великолепный концертный зал, сейчас идет реставрация нашего Большого театра. Накануне Нового года мы открыли культурно-досуговый центр «Пирамида» — он не имеет аналогов. Михаил Ефимович Швыдкой был у нас и сказал, что много ездил по миру, но ничего подобного еще не видел. Мы постарались собрать там все лучшее, что есть в мире по части оснащения, без этого ведь сейчас нельзя.

— Вы знаете, что другая ваша знаменитая землячка, София Губайдулина пару дней назад была номинирована на «Грэмми»?

— Да, я читал об этом.

— И как раз с тем сочинением — «Страсти по Иоанну», — которое вы слушали год назад в своей филармонии в исполнении Гергиева. Как вы относитесь к ее музыке?

— В прошлом году я отнесся к ее музыке лучше, чем в самый первый раз, — не знаю уж, каким образом это случилось. Она и раньше у нас бывала. Трудно было ее понять. А когда Гергиев был — послушал, понравилось. Как всегда, первопроходцам очень тяжело. В свое время и в живописи это происходило, она завоевывала себе право на жизнь — были времена, когда бульдозерами по ней прошлись. К счастью, музыка Софии Губайдулиной сейчас уже нашла признание во всем мире как перспективное, авангардное направление. Но моя оценка не является критерием. Для этого надо, видимо, быть очень продвинутым знатоком такой музыки, а не просто любителем.

Все материалы сайта доступны по лицензии:
Creative Commons Attribution 4.0 International