Закон о льготах. Горький опыт

31 января 2005 г., понедельник
"Двойной портрет" закона о замене льгот

Первым испытанием при реализации закона о замене льгот денежными компенсациями стала неразбериха с проездом на общественном транспорте. Под конец первого месяца реформы эту проблему вроде бы решили. На подходе - ребус о льготных лекарствах. Но эту проблему наученные горьким опытом федеральные и местные власти намерены решать уже не "задним числом", а заранее.

"Вести Недели" готовы сделать такой вывод, понаблюдав за тем, как менее суток назад в столице Татарстана прошла встреча группы высших федеральных чиновников и руководителей республик и областей Приволжья. Повод для встречи - подготовка к тысячелетию Казани. И вот любопытная сцена: осмотр главной предъюбилейной стройки - казанского метро. Обычный проездной от льготного способны будут отличить современные компьютеризированные турникеты. Насколько новая механика эффективна? Занятно, что прорваться через преграду получается у представителя федерального центра. До сих пор федеральные центр и регионы спорили заочно.

В выпуске "Вестей недели" - первая с начала года публичная очная встреча ключевого федерального министра и именитого регионального руководителя. Это министр финансов Алексей Кудрин и президент Татарстана Минтимер Шаймиев.

- У меня к вам вопрос сразу к обоим в отношении того, что на дворе - конец января, первый месяц реформы. Наверное, можно подвести итоги, но я немножко по-другому сформулирую: успели ли вы за последние 2-3 недели наверстать то, что, наверное, нужно было наверстывать в декабре в плане разъяснений этой реформы? Какие у вас впечатления? И прежде всего, конечно, успели ли вы наверстать не столько для правительства, сколько для самих льготников? Алексей Леонидович, наверное, с вас начнем, потому что федеральный взгляд - сначала.

Алексей Кудрин: - Можно сказать, что все регионы, включая и Москву, и Петербург, и Чечню, и север, и юг подписались под условиями: первое – для всех льготников - и федеральных, и региональных - вводятся единые правила проезда, не делим льготников на категории, второе - всем этим льготникам продается льготный проездной, который примерно равняется сумме денежной компенсации, и третье - все эти регионы вводят учет проданных билетов, чтобы нам разобраться и в 2006 году уже ввести уточненную схему дотирования каждого федерального льготника с учетом не просто 50 рублей на каждого, а с учетом проданных билетов...

- Вот это очень интересно. В данном случае я хочу переобратить вопрос Минтимеру Шариповичу.

Минтимер Шаймиев:
- Во-первых, я хотел бы сказать, что мы для себя определили с самого начала, когда был принят 122-й закон, закон о монетизации, что откладывать монетизацию - дело бесперспективное. Почему пошли протесты, недопонимание, недовольства? Получилось, что людей как бы разделили как на федеральных льготников и на местных, что недопустимо, - трамвай-то один.

Самым острым моментом стало то, что когда мы начали переходить на монетизацию, в федеральном законе о ветеранах оказалось не предусмотрено бесплатное обеспечение пенсионеров. Они оказались как бы за бортом. Они не входят ни в категорию федеральных льготников, не входят и в категорию региональных льготников. У нас таких оказалось порядка 200 тысяч. Но после рассмотрения этого вопроса у Владимира Владимировича Путина решили распространить одинаково и льготы, и проездные билеты, включая всех пенсионеров. Это и было сделано. И я должен сказать, что президент обстановку смягчил.

- Вы, наверное, обратили внимание, и социологические опросы это засвидетельствовали, что митингующие сейчас стали выдвигать несколько иной лозунг. Уже больше разговоров не "за" и "против" реформы. Естественно, ее продолжают обсуждать, это остается горячей темой. Но появилась мысль, все более популярная, о том, что вообще-то выходом из ситуации были бы куда более достойные пенсии. Была бы больше пенсия, и не было бы необходимости льготы отстаивать. Известно, что с 600 до 900 рублей поднимается базовая пенсия, но ведь было обещание еще раз проиндексировать в августе. Будет еще одна индексация пенсий или нет?

Алексей Кудрин:
- Да, во-первых, безусловно, будет индексация и соответствующих денежных компенсаций, которые тем самым с 1 января до августа накопят некую инфляцию, и надо будет проиндексировать. Во-вторых, будет индексация не только базовой, как сейчас, с 1 марта, но и трудовой части пенсии. Это первый шаг.

- Но он не отменяет последующую индексацию еще раз в августе?

Алексей Кудрин:
- Безусловно. И, во-вторых, мы будем индексировать и базовую часть, и трудовую с опережением инфляции и в этом году, и в следующем году. Но я бы еще один момент отметил. В 90-е годы, с 90-го по 2000 год - практически 10 лет, - экономика России падала каждый год. И, по сути, пенсионные выплаты не только оставались низкими, они зачастую по полгода в ряде регионов не выплачивались, а где-то и до года доходило. Даже и эти маленькие пенсии не получало население. Кстати, потому и вводили эти льготы, чтобы компенсировать простые, жизненные потребности в неденежной форме. Потому что деньги не успевали за этим процессом как, кстати, и за инфляцией.

Уже 4 года мы не только каждый год повышаем пенсию: за 4 года пенсия возросла в номинальном выражении в 4 раза, а с учетом того, что еще и инфляция росла, реальная покупательная способность пенсии возросла в 2 раза. Понятно, что часть "съела" инфляция, но тем не менее в 2 раза пенсионер стал жить лучше.

Мы, конечно, понимаем, что нужно и выше пенсию иметь. Мы, конечно, понимаем, что нужно достойную сделать пенсию. Но это не сделать в один год, потому что пенсия - это производное, это зависит от экономики, от количества произведенных товаров, от уплаченных налогов в виде единого социального налога в Пенсионный фонд. Поэтому это прямая пропорция от роста экономики в целом. И наша задача - обеспечить рост экономики и повышение пенсий.

- Еще один вопрос один к президенту Татарстана. Как федеральный центр сейчас выполняет свои обещания по переводу денег на обеспечение льготных выплат?

Минтимер Шаймиев:
- У нас по федеральным льготникам проблем нет. Ведь большая часть льготников…

- У вас региональных льготников больше, чем своих?

Минтимер Шаймиев:
- Я считаю, их везде больше. Но, к счастью, повышение пенсий с 1 марта, безусловно, это хорошая мера, и она несколько, с моей точки зрения, смягчит ситуацию. Мы решились и на монетизацию жилищно-коммунального хозяйства. Мы к этому вынуждены были придти. Как и транспортные службы с транспортными льготами. Все это - рыночная экономика. Новые структуры должны быть, потому что никакой конкуренции нет, когда они не видят денег.

Алексей Кудрин: - Нельзя, по сути, конкурировать за убыточный тариф. Абсолютно никто не хочет конкурировать за убыточное обслуживание.

Минтимер Шаймиев: - Болезненность есть. Но если мы хотим улучшить и стать со временем довольным жильем и тем, что нас окружает в доме, в нашей квартире, на это придется идти. Это реальная неизбежность.

- Газеты на этой неделе приводили высказывания вашего бывшего заместителя по Минфину, он сейчас работает в Центробанке, о том, что 50 миллиардов вливаний в экономику означает намного большую инфляцию, чем запланировали. Значит, сейчас федеральное правительство собирается срочно довнести. Сколько? 105-115 миллиардов?

Алексей Кудрин:
- 115 миллиардов платежей по дополнительному увеличению пенсий и соответственно 8 с половиной миллиардов по доплате по транспорту.

- Огромные деньги. Так что же будет с инфляцией? Не съест ли она все то, что сейчас - как выразился председатель правительства – будет аварийно ремонтироваться?

Алексей Кудрин:
- В данном случае представитель Центрального банка абсолютно правильно сказал: очень важно, откуда берутся деньги, которые будут направлены на это повышение. Правильнее их брать из доходов в виде налогов, которые мы ожидаем, - придет больше, чем на 100 миллиардов рублей дополнительно, и нам не потребуется даже стабилизационный фонд трогать. Но с учетом других видов расходов, которые мы собираемся осуществить, я не исключаю, что небольшую часть, но не 100 миллиардов рублей, нам придется взять и в стабилизационном фонде. И, может быть, незаметно для глаза, но какие-то дополнительные элементы инфляции могут возникнуть.

Минтимер Шаймиев: - Самое главное: мы должны добиться такого положения - и незамедлительно, - чтобы никто не имел право бесплатно ездить. Если этого не будет, тогда мы потеряем разницу между монетизацией и сохранением натуральных льгот.

- Ну да, получается: из того не вышли и в другое не пришли, да?

Минтимер Шаймиев:
- Ведь что получается? Это мы в первые же дни января прочувствовали - сотрудники МВД, например, заходят в общественный транспорт и тоже не платят. И объясняют: а почему я должен платить? А ведь такой же закон принят. А как же увеличение зарплаты военнослужащему и другим категориям, которые раньше не платили? Это работники МВД, это и работники ФСБ, и работники прокуратуры, и судьи - все же бесплатно ездили. Их набирается где-то тысяч 30 - только у нас. И часть из них, если брать, например, судей, работников прокуратуры, неплохо оплачиваются. Я хочу это сказать и в отношении депутатов всех рангов. Они должны с себя начинать это делать. Какой же ты депутат, если бесплатно будешь ездить?

- Депутатов у нас совсем немного ездят на общественном транспорте…

Минтимер Шаймиев:
- Дело не только в этом. Есть депутаты разных рангов, во-первых. И потом - это нравственная сторона вопроса.

- Когда все заработает, по вашему мнению?

Минтимер Шаймиев:
- Надо с населением продолжать работу. Я считаю, что уже заработало. Другой вопрос - надо очень внимательно сейчас относиться к реализации. Мы сегодня говорим о транспорте, потому что это самый резонансный был момент. Кто сказал, что по лекарствам разговора не будет? Я до конца так и не знаю, какие компании привлечены на обеспечение лекарствами. Сегодня еще мне не подтвердили, что лекарства, которые поставляют посреднические компании, определенные не нами, а федеральным центром, соответствующими министерствами, ведомствами, будут дешевле. Мы пока этого не видим. И, к сожалению, не все наименования лекарств, которые нужны нашим льготникам, которые мы заявили, мы до конца еще не получили.

Алексей Кудрин: - Мы выделили существенно больше денег на обеспечение лекарств, чем выделяли все регионы раньше, когда исполняли эту функцию для всех льготников. Теперь очень важно, чтобы они дошли до каждого льготника в виде лекарств и более расширенного списка этих лекарств. Кстати сказать, теперь этот список для федеральных льготников единый для всех - и для Москвы, и для Владивостока, и для Мурманска. И мы надеемся, что это выправит ситуацию, но очень важно проконтролировать, как эти деньги дойдут. Поэтому у нас, в Министерстве финансов, есть служба финансового бюджетного надзора, и в том числе эта служба будет осуществлять надзор за тем, как эти деньги дойдут до льготника.

- По принципу "да/нет", ожидали, что будет так сложно?

Алексей Кудрин:
- Я не ожидал.

Минтимер Шаймиев: - Я ожидал.

- Спасибо.



Все материалы сайта доступны по лицензии:
Creative Commons Attribution 4.0 International