Россия в новом тысячелетии последовательно возвращает себе статус одной из ведущих держав мира. Решающую роль в этом возрождении играют так называемые регионы-доноры, наращивающие свой инновационный и производственный потенциал, успешно реализующие национальные проекты. К их числу, несомненно, относится Татарстан.
До недавнего времени эта республика была известна в экономической сфере главным образом благодаря своей нефти, ряду нефтехимических и машиностроительных предприятий. Однако сегодня Татарстан становится тем субъектом федерации, где, опираясь на сырьевые ресурсы и традиционно крепкую научную и инженерно-техническую кадровую базу, формируют новую экономику, диверсифицированную, открытую внешнему миру и способную быть конкурентоспособной в нем. Наглядный пример тому - особая экономическая зона (ОЭЗ) "Алабуга", стремительно становящаяся центром притяжения инвестиций и приложения сил для отечественных и зарубежных компаний.
О том, что значит ОЭЗ "Алабуга" для Татарстана, насколько ее опыт способен повлиять на конкурентоспособность России в целом, мы беседуем с Президентом республики Минтимером ШАЙМИЕВЫМ.
- Минтимер Шарипович, судя по тому, что Вы часто бываете на территории ОЭЗ "Алабуга", причем с самыми высокими гостями, руководство республики видит в ОЭЗ нечто большее, чем просто промышленно-производственное образование…
- Мы стараемся вообще смотреть на вещи шире. Ведь на любом производстве или в учреждении работают люди - наши люди. Они же работают, чтобы жить, а не наоборот, как в стране было в недавнем прошлом. И задача властей любого уровня - сделать все, чтобы в подведомственной им сфере формировалась нормальная социальная и культурная среда, была здоровая атмосфера…
Но Вы правы в том, что "Алабуга" для Татарстана, да и для России в целом, думаю, имеет особое значение - с точки зрения новизны задач, которые здесь решаются, и последствий этих решений.
- Вы сказали "новизна задач". В чем она, ведь известно, что ОЭЗ "Алабуга" возникла на месте несостоявшегося еще в советские времена гигантского Елабужского тракторного завода - КамТЗ - и базируется на близости ресурсной базы Нижнекамского нефтехимкомбината, это привлекает сюда резидентов. То есть все традиционно…
- Знаете, вот такая постановка вопроса (она ведь часто звучит применительно к России) меня просто удивляет! Говорят: Россия стала зажиточной, потому что эксплуатирует свои "традиционные" природные богатства - нефть и газ, цены на которые на мировом рынке неуклонно растут. Смысл такой, что это плохо. А чем плохо? Что, лучше пренебречь естественными конкурентными преимуществами, закрыть промыслы и занимать по всему миру деньги на развитие отраслей с высокой добавленной стоимостью? Это же за гранью здравого смысла! То же относится и к Татарстану. Да, у нас есть нефть, но она высокосернистая, тяжело, затратно дающаяся, но все же приносящая порядка 30 процентов доходной части бюджета республики. Мы стабилизировали добычу на уровне 30-31 миллион тонн в год и задумались в свое время (по-моему, своевременно) о том, что надо развивать в республике глубокую переработку - опираясь на самые лучшие мировые технологии. У нас есть "Нижнекамскнефтехим", "Нижнекамскшина", "Казаньоргсинтез", Завод синтетических каучуков, они модернизируются, но этого мало, - мы заложили в Нижнекамске новый, суперсовременный нефтехимический комплекс с объемом ежегодной нефтепереработки 7 млн. тонн тяжелой высокосернистой нефти. Он позволит выпускать моторные топлива мирового качества, перейти от полупродуктов к выпуску полноценной гаммы полимерной продукции, в том числе той, которая никогда ни в СССР, ни в постсоветской России не выпускалась. Аналогичный комплекс по объему нефтепереработки будет построен также и с участием малых нефтяных компаний. Поэтому неудивительно, что зарубежные фирмы, в том числе с мировым именем, отдают должное открывающимся перспективам и приходят в "Алабугу". Что касается площадки несостоявшегося КамТЗ, то там была только зачаточная инфраструктура, важно само географическое положение.
- Минтимер Шарипович то, о чем Вы говорите, называется хозяйским подходом к использованию природных ресурсов. Однако в данном случае этот подход требует гигантских, насколько я понимаю, капиталовложений, в том числе - на обеспечение экологической безопасности…
- Да, конечно. Сохранение окружающей природной среды в условиях развития таких производств - это серьезный вопрос. Но когда я говорил, что мы строим новый нефтехимкомплекс на основе суперсовременных технологий, то имел в виду и это: такие технологии по определению, как говорится, являются щадящими природу. Совокупная стоимость проекта нефтехимкоплекса составляет около 9 миллиардов долларов США, и значительную часть этих затрат составляют природоохранные компоненты - чтобы не было вредящих экологии выбросов ни в атмосферу, ни в почву. Хищнического, паразитного отношения к родной земле мы не позволим никому, это относится и к резидентам "Алабуги".
- Хорошо, давайте теперь обратимся непосредственно к площадке Особой экономической зоны. Что она собой должна представлять по замыслу и представляет на сегодняшний день?
- Постановление Правительства России о создании на территории Елабужского района Татарстана ОЭЗ промышленно-производственного типа "Алабуга" было подписано в декабре 2005 года. Не просто так подписано, - большой конкурс был, многие регионы хотели иметь у себя такую зону. Но Минэкономразвития РФ, проанализировав заявки, утвердил на всю страну две ОЭЗ такого типа, в настоящее время работает еще Липецкая зона аналогичная нашей.
На сегодняшний день ОЭЗ "Алабуга" занимает территорию в 20 квадратных километров, которая разделена на определенное число земельных участков или модулей. Площадь модуля может составлять 5, 10, 20 и более га. На территории ОЭЗ инвесторы получают подготовленные участки со всей необходимой инфраструктурой. Уже функционируют железнодорожная ветка протяженностью свыше 5 км. и контейнерная площадка на 1500 сорокафутовых контейнеров. На территории построена сеть автомобильных дорог, длиной свыше 30 км. К каждому участку подведены электричество, газ, тепло и другие необходимые инженерные коммуникации общей протяженностью более 200 км.
Всего за 2006-2008 годы были созданы объекты инфраструктуры на сумму свыше 5 млрд. рублей. С апреля 2008 года начал работать Елабужский таможенный пост. В Административно-деловом центре расположены офисы 16 государственных регулирующих органов, которые работают в режиме "одно окно". Так что созданы практически все необходимые условия для работы резидентов.
А для того, чтобы стать резидентом ОЭЗ компании-резиденту необходимо подписать с органом управления ОЭЗ "Алабуга" соглашение о ведении промышленно-производственной деятельности и инвестировать в свои производственные фонды, расположенные в зоне не менее 10 миллионов евро.
- Что подразумевается под числом десять миллионов евро?
- Эта сумма - "входной билет" в зону для резидентов. Порог высокий, и сейчас обсуждается возможность понизить его до 3-4-х миллионов евро, но идеология ставки понятна - на первом этапе надо было привлечь в ОЭЗ относительно крупных инвесторов. Логика еще и в том, что республика должна создать для компаний, входящих в зону, соответствующие условия, а это дорогостоящее мероприятие. Сырьевая база, как мы видим, есть, нужна инфраструктура. В принципе она тоже есть: аэропорт Бегишево под Нижнекамском, это около 40 километров от "Алабуги", сеть дорог, выходящих на федеральную автотрассу Москва-Казань-Уфа-Челябинск, порты с грузовыми терминалами в Елабуге, Набережных Челнах, Нижнекамске, обеспечивающих перевалку грузов по Каме, Белой, Вятке и Волге и, значит, выходы водного транспорта в Черное море и на Балтику, железная дорога со станцией под Челнами, обеспечивавшая в свое время строительство КАМАЗа… Другое дело, что все это надо развивать, доводить до уровня современных требований логистики.
Вот я сказал - "логистика". Мудреный для многих термин - что такое, зачем? А если посмотреть внимательно - все понятно. Скажем, нам предстоит провести реконструкцию существующих автодорог и построить новую, она составит примерно 23 километра, речной порт новый надо построить, вторую железнодорожную ветку в 25 километров длиной, нарастить мощности елабужской ТЭЦ на 180 гигакалорий в час. Все это требует больших денег- затраты на названные объекты оцениваются сейчас почти в миллиард рублей. Но ведь все это предназначено не только для тех, кто в особой зоне сидит (не сидит, конечно, работает), этой инфраструктурой все будут пользоваться. Значит, и бизнес, и жизнь в Закамской зоне республики будут более комфортными.
- Извините, Минтимер Шарипович, неужели нет никаких проблем в этом сложнейшем деле?
- Почему нет? У нас разве есть что в стране, что без проблем решается? Например, для того, чтобы растущие производства ОЭЗ были обеспечены электроэнергией с гарантией, так скажу, на вырост, надо ввести подстанцию "Кама" на 500 мегаватт. Находятся люди в РАО "ЕЭС", в федеральных министерствах, которые дают понять - вам надо, вы и вкладывайтесь. А разве это только нам, Татарстану надо? Какой-то местечковый подход наоборот. Но мы работаем, разговариваем, обсуждаем… Думаю, эту подстанцию включим все же в инвестпрограмму Федеральной сетевой компании.
- Еще о проблемах. Я посмотрел материалы по "Алабуге" и отметил, что в зоне через пять лет будет около 30 тысяч рабочих мест. Прекрасно в условиях трудоизбыточности, но у нас-то дефицит трудовых ресурсов. Кто встанет к станкам, упрощенно говоря?
- …Больная тема, это правда. Вопрос даже не в том, где взять работников, а в том, где взять толковых, высококвалифицированных и - что не менее важно - готовых трудиться в современном ритме производства, жестком ритме, требующем большой самодисциплины и готовности постоянно совершенствоваться. Мы сегодня - я имею в виду Россию в целом - столкнулись с тем же, что является головной болью всех развитых стран, со структурной безработицей. Это значит, что физически работники есть, а нет по тем или иным специальностям, соответствующей квалификации. Что говорить - развалили за 90-е годы систему профтехобразования… Одновременно есть трудоизбыточные регионы и испытывающие острый дефицит кадров - очень низкая в России готовность населения к трудовой миграции - традиционно, испокон веков. В определенных исторических условиях это было большим плюсом, сейчас - минус.
Мы думаем над этой проблемой, ищем варианты. Одним из них - мне уже приходилось эту мысль высказывать - является организация вахтового метода работы в пределах одной отдельно взятой республики, то есть Татарстана. Но это в целом по трудовым ресурсам в Татарстане. Что касается ОЭЗ "Алабуга", то мы предвидели, конечно, возникновение такого вопроса и готовились к нему. Программа формирования ОЭЗ предусматривает для начала строительство более 3 тысяч квартир, детсада, школы, медицинских и оздоровительных учреждений - всего, короче говоря, необходимого для нормальной жизни вновь прибывающих работников и их семей. Это на первом этапе, а по мере вхождения новых резидентов, уверен, объемы социального строительства будут нарастать.
Кроме того - и это будет, не сомневаюсь, предметом нашей гордости - в Елабуге затевается строительство университета мирового уровня - "Инженерная академия Sollers", выпускники которого будут получать "двойные" дипломы, признаваемые не только в России, но и на Западе. Будут построены новые корпуса Казанского технического университета имени Туполева (там есть факультеты и специализации по автомобилестроительной тематике) и, конечно, развитие Елабужского профессионально-технического училища, там тоже поставим новый корпус и общежитие, чтобы расширить прием на рабочие специальности.
- И все же вопрос остается: откуда возьмутся люди, которые придут в цеха фирм, пополняющих список резидентов "Алабуги", в аудитории вузов, готовящих ИТР для зоны, в мастерские ПТУ?
- Ну жизнь же не стоит на месте, рождаемость вот растет… Серьезно, ну не бывает так, чтобы люди не потянулись туда, где им созданы хорошие условия для жизни и работы, гарантирована достойная зарплата. Престиж тоже будет играть свою роль. По моим ощущениям, а они меня редко обманывают, мы со всей страной уже почти переболели такой болезнью, когда ребята молодые гордились тем, что они "менеджеры зала" в какой-то торговой точке (вообще-то, обыкновенные продавцы) или охранники в частной фирме. "Секьюрити", что ли, они называются? Посмотрите, какой конкурс в последние годы на технические специальности в вузах, посмотрите, наконец, кто сейчас работает в цехах той же "Северсталь-Авто- Алабуга", одного из ключевых резидентов нашей ОЭЗ - молодые, умные, знающие себе цену ребята. И они понимают, что делают настоящее дело.
Между прочим, знаете, какие расчеты провели менеджеры "Северсталь-авто"? Они посмотрели, кто есть в радиусе 500 и 1000 километров от нашей ОЭЗ. Получилось, что в круге первого радиуса живут более 21 миллиона человек, а в 1000-километровой транспортной доступности - вообще 49 процентов населения России! Вот вам и кадровый вопрос, и потенциал сбыта.
Замечу еще вот что: резерв кадров создают изменения, происходящие в Татарстане на селе. Слава Всевышнему, мы в нашей республике уберегли село от разорения в 90-е годы, не стали рубить с плеча, чтобы поспеть за модными реформами. Сейчас это воздается сторицей, - пришли на село крупные инвесторы, внедряют современные технологии в животноводстве и растениеводстве, мегафермы строят… Это, помимо всего прочего, что значит? Что производительность труда в аграрном секторе выходит на принципиально новый уровень, и там, где еще 3-4 года назад нужны были десятки работников, сегодня управляются считанные единицы. То есть идет высвобождение рабочей силы. Вообще, когда говорят, что село - это основа жизнестойкости любого государства, это правильно. Только надо иметь в виду, что речь идет не только о хлебе и молоке, о земле-кормилице, но и о людях, которые подпитывают собой городскую цивилизацию.
- Минтимер Шарипович, Вы упомянули в качестве "якорного", как принято говорить, резидента "Алабуги" "Северсталь-авто". Есть - сегодня или будут в перспективе - в ОЭЗ инвесторы, сравнимые с этой компанией по объему инвестиций и производственных программ?
- По объему инвестиций с этой компанией - она теперь называется Sollers- сравнить кого-то пока трудно: только в производство в ОЭЗ коммерческих автомобилей "Fiat Dukato" и грузовиков "Isuzu" (совместный с японцами проект) они уже вложили почти 170 миллионов долларов и планируют вложить еще около 70 миллионов. Компания намерена выйти на годовой объем выпуска названных автомобилей в 120 тысяч штук в год. Точнее, там так будет: 75 тысяч - "Дукатов" и 50 тысяч - "Исузу". И это ещё не всё. В рамках прошедшего в начале июня этого года в Санкт-Петербурге экономического форума было подписано соглашение, предусматривающее создание совместного предприятия компании "Sollers" и итальянского автомобильного гиганта "Fiat Group". Это предприятие по производству и дистрибуции легковых автомобилей "Фиат" будет построено на территории особой экономической зоны "Алабуга". В первое время мощность производства составит ежегодно около 50 тысяч автомобилей типа седан "Fiat Linea" с перспективой выхода на уровень объемом в 150 тысяч машин.
Так что с учетом КАМАЗа Закамская зона республики превратится в "татарский Детройт", как уже сейчас говорят, примерно к 2012 году. Не случайно в конце мая на церемонию запуска в "Алабуге" в серийное производство"Fiat Dukato" приезжал Премьер-министр России Владимир Владимирович Путин. Это к вопросу о значении ОЭЗ "Алабуга" для всей российской экономики.
Кстати, тогда же, в присутствии В.В.Путина был подписан Протокол о намерениях создания в Елабуге образовательного центра "Инженерная академия Sollers", о котором я уже упомянул. Протокол подписали генеральный директор "Северсталь-авто" Вадим Швецов и вице-президент "Fiat" Эцио Бара. Образовательный центр будет создан в Елабуге "с нуля". Интеллектуальную поддержку инженерной академии, в том числе по созданию образовательных программ, окажет итальянский Туринский политехнический институт. Первоначально вуз будет ориентирован на подготовку сотрудников "Северсталь-авто", повышение их квалификации, позже вуз будет готовить инженеров-технологов для других автомобилестроительных предприятий. Планируется, что занятия в инженерном центре начнутся уже этой осенью.
Понятно, что автомобильное производство тянет за собой выпуск автокомпонентов. А это более чем устойчивый и прибыльный бизнес при правильной постановке дела. Например, если рассматривать всю продукцию нефтехимии, то она достигает 30% от стоимости автомобиля. А что будет завтра, когда в компоновке машин будут применяться ещё больше полимерных материалов?
Я хочу подчеркнуть, что это все "кумулятивный эффект" автостроения: локализация производства, то есть изготовление деталей, узлов и агрегатов здесь, у нас, означает вовлечение в процесс малого и среднего бизнеса не только из числа резидентов особой зоны, но и новых фирм, что предполагает новые поступления в местные, республиканский и федеральный бюджеты. К слову: по программе Sollers локализация производства в ОЭЗ через 3-4 года должна достичь 90 и более процентов.
Что касается других резидентов ОЭЗ (на сегодня их семь, а в перспективе 2011 года мы рассчитываем довести их количество до примерно сорока), то я бы в первую очередь отметил приход к нам всемирно известной датской, а по существу транснациональной, компании "Rockwool". 4 июня в торжественной обстановке был заложен первый камень в фундамент завода, который они здесь будут строить. Это, по оценке специалистов, - лучшее в мире по технологиям производство теплоизоляционных материалов. Первая очередь рассчитана на 100 тысяч тонн в год, а с вводом в строй второй очереди выпуск вырастет более чем в два раза. Излишне говорить, что в этих материалах очень нуждается наш строительный комплекс, но дело не ограничивается Татарстаном: хозяева "Rockwool" рассчитывают на сбыт своей продукции (выпуск начнется, по планам, в 2010 году) на Урале и в Сибири, а также и в Казахстане. Кстати, инвестиции в первую производственную линию составят 125 миллионов евро. Насколько я информирован, это крупнейшая в истории группы компаний "Rockwool" сумма, вложенная в создание нового производственного предприятия в мире.
- Судя по тому, что Вы рассказываете, инвесторов в "Алабугу" привлекают главным образом ее географическое положение и наличие сырьевой базы буквально под рукой. Налоговые льготы - дело второстепенное?
- Для кого как. Конечно, названные вами факторы имеют большое и, может быть, даже решающее значение для крупных инвесторов в сфере автомобилестроения и производств, существенно зависящих от нефтехимической продукции. Однако и финансовые преференции играют важную роль. Посмотрите: резиденты ОЭЗ работают в условиях свободной таможенной зоны, при котором иностранное оборудование размещается и используется в пределах зоны без уплаты таможенных пошлин и НДС, с них не взимается пошлина на вывоз произведенной продукции за пределы России. Это федеральная составляющая, а есть еще и республиканская: сроком на 10 лет резиденты освобождены от налогов на имущество, земельного, транспортного, а налог на прибыль снижен на 4%. По-моему, это все существенные плюсы.
- Вопрос о плюсах для Татарстана можно не задавать, Вы все очень подробно разъяснили, но все же - одно уточнение чисто финансового свойства, если можно: каков в целом объем государственных инвестиций в создание и развитие ОЭЗ "Алабуга", "отобьются" ли они и если да, то в какие сроки?
- По состоянию на начало текущего года из бюджетов разных уровней, начиная с федерального, в ОЭЗ "Алабуга" вложено 5 миллиардов рублей. До конца 2009 года планируется освоить еще 6 миллиардов. В то же время налоговые поступления от реализации только одного проекта - Sollers - за пять лет должны составить примерно 12 миллиардов рублей. Так что и в таком узком смысле создание особой экономической зоны вполне оправданно. Но главная "рентабельность" в другом, конечно, и я действительно постарался подробно разъяснить это.
- Минтимер Шарипович, у меня остался один вопрос: срок определенного постановлением Правительства России существования ОЭЗ "Алабуга" 20 лет. Что будет потом?
- Я уже говорил, что к 2011 году мы рассчитываем привлечь в "Алабугу" около 40 компаний-резидентов. Чем они будут заниматься, мы примерно знаем уже сейчас: помимо уже налаженного выпуска автомобилей, автокомпонентов, различных материалов и оборудования для строительного и жилищно-коммунального комплекса это будут производства высокотехнологичного электронного оборудования, фармации, бытовой химии, компонентов для авиастроения и ряд других. В совокупности мы ожидаем получить инвестиций в экономику республики в сумме не менее 2,5 миллиарда долларов США. Даже если дело ограничится только этим, можно будет с чистой совестью сказать: особая зона свое дело сделала и больше не нужна.
Но я думаю, что она будет не нужна по другой причине. К тому времени весь Татарстан превратится в такую экономическую зону - особо привлекательную. Хотя наша республика и сейчас уже ведь такая, разве не так?
- Так, Минтимер Шарипович. Спасибо за беседу.
Интервью вел Юрий Алаев
Газета "Время и деньги" № 118-119, 27 июня 2008 года
Дорогие участники и гости Семейного фестиваля
«Сабантуй Дружбы и Единства»!
Уважаемый Муфтий Москвы, Глава Духовного собрания мусульман России Албир хазрат Крганов!
Кадерле дуслар, Сабан туе кунаклары!
Сердечно приветствую вас на нашем древнем национальном празднике Сабантуй!
Отрадно, что мы можем масштабно проводить свой национальный праздник в любой географической точке страны и мира, в каждом регионе, где живут татары и башкиры. Как известно, его название уже перекочевало во многие языки народов планеты. Сабантуй – это уникальное проявление народной дипломатии, это не просто песни-танцы, игры и веселье, он имеет глубокий и разносторонний смысл.
Уважаемый ученые – участники конференции!
Уважаемый Рифкат Нургалиевич!
Сердечно приветствую вас на Международной научной конференции, посвященной 95-летию со дня рождения выдающегося учёного современности, доктора филологических наук, профессора Мансура Хасановича Хасанова.
Прежде всего, хочу поблагодарить руководство Академии наук Республики Татарстан и всё научное сообщество республики за то, что бережно храните память о Мансуре Хасановиче, продолжаете традиции, основанные им и на его примере и бесценном научном наследии воспитываете новые поколения ученых.
Уважаемые депутаты!
Мөхтәрәм җәмәгать, бүгенге киңәйтелгән утырышта катнашучылар!
Хөрмәтле Фәрит Хәйруллович!
Сердечно приветствую вас – представителей разных поколений и разных созывов законодательного органа нашей республики. История нашей страны и республики такова, что в течение всего своего существования, представительному органу власти республики, каждому его созыву выпала честь принять важнейшие для нашего многонационального народа решения.
Уважаемые участники итоговой коллегии Комитета Республики Татарстан по охране объектов культурного наследия!
Уважаемый Иван Николаевич!
Мы в Татарстане одними из первых в стране задумались о сохранении своего культурного наследия и решили взяться за масштабное восстановление памятников истории и культуры на территории нашей республики. Это был не только серьезный деловой порыв, но и яркое свидетельство духовной зрелости нашего народа, который также активно включился в процесс возрождения исторических объектов не только федерального или республиканского значения, но и памятников местного уровня. Во многом этим и было обусловлено создание в 2018 году Комитета Республики Татарстан по охране объектов культурного наследия, который постепенно разворачивает свою деятельность, принимая под свое крыло всё больше и больше объектов, имеющих большую ценность для народов, живущих в нашей республике.
Все материалы сайта доступны по лицензии:
Creative Commons Attribution 4.0 International
Обнаружили ошибку?
Выделите слово или предложение и нажмите CTRL+ENTER