Минтимер Шаймиев: Реальная многопартийность - это тоже гарантия народовластия

1 декабря 2006 г., пятница
Россия не "зависла" в своем развитии, как утверждают скептики, она лишь переживает процесс глобального "переформатирования" после острейшего кризиса и все более уверенно отвечает на критику извне. Международное сообщество уже не может не замечать серьезных темпов роста экономических показателей, активного становления молодой российской демократии. Но главное достижение заключается в том, что Россия не скрывает проблем и не скрывается от них, а действительно их решает. Важнейшую роль в этом сыграла "Единая Россия", которая за несколько лет зарекомендовала себя как партия реальных дел. На основе выработанных ею стратегий строят свою политику как федеральный центр, так и главы субъектов РФ. Об этом наша беседа с президентом Республики Татарстан, сопредседателем "Единой России" Минтимером ШАЙМИЕВЫМ.

- Минтимер Шарипович, раньше реформы были выражены в лозунге "Так жить нельзя!" Как бы Вы сформулировали сегодняшний лозунг?

- "Мы можем!" Вообще, лозунги надо формулировать так, чтобы они создавали позитивную мотивацию у людей, а не искали какого-то врага. Российская Федерация стабильна, уровень жизни людей постепенно повышается. Есть национальные проекты. Конечно, всегда хочется большего и быстро. Важно определиться с приоритетами в экономике и в обществе в целом. Если нельзя жить по-прежнему, тогда как надо жить? Если мы празднуем День народного единства, тогда надо определиться с общими ценностями. Они должны подходить всем народам, разным слоям населения и всем регионов.

- Обратная связь - от народа к власти, насколько сегодня она востребована?

- Для чего же тогда власть, если у нее нет связи с народом? Руководитель должен держать руку на пульсе времени и знать самочувствие людей разных слоев. Мне приходится много ездить по районам Татарстана, встречаться с людьми и слушать их. Порой вопросы бывают для меня сложными. Как молодым учителям купить квартиру? С сегодняшней зарплатой они за свою жизнь её не купят. Но такие проблемы надо решать, для этого мы разработали и реализуем социальную ипотеку.

Рыночная экономика заставляет всех самостоятельно искать ответы на вопросы, а многие продолжают жить старой психологией, когда государство оберегало людей и тем самым породило иждивенчество. Безусловно, и сегодня нельзя людей оставлять без опеки государства, однако нужно четко определить те сферы, куда оно вмешивается. Инвалиды, пенсионеры, дети должны быть защищены. Нужны стимулы для увеличения рождаемости. Здравоохранение, среднее образование нельзя делать только платным.

Я считаю, что недостаточно выслушивать официальные доклады или читать служебные записки. Нужно живое общение с людьми. Чтобы услышать их мнение, глядя в глаза.

- Недавние исследования социологов показали, что подавляющее большинство россиян (87%) не считают себя причастными к политической жизни России. Как это расценить? Раньше нам говорили: хорошо работает то правительство, о котором люди не вспоминают…

- Если много людей занимаются политикой, то это называется предреволюционной ситуацией и грозит большими проблемами. Задача у политиков - одна, у бизнесменов - другая. Причастность к политике нужна в том смысле, что люди не должны быть равнодушны к делам государства. Они могут участвовать в деятельности партий, голосовать во время выборов, высказывать свое мнение в СМИ. Меня не удивляет, что большинство россиян не считают себя причастным к политической жизни. Значит, они занимаются своим делом.

- Оппоненты "ЕР" и президента говорят, что страна "зависла", останавливается в своем развитии. Так ли это?

- Тогда почему бы не сравнивать темпы экономического роста Российской Федерации со среднемировыми или еще лучше - среднеевропейскими за аналогичные периоды? Нетрудно будет убедиться, что в этом случае мы выглядим и развиваемся весьма неплохо. В конце 90-х-начале 2000-х и в середине 2000-х совершенно иное. В конце 90-х-начале 2000-х в Российской Федерации наблюдался так называемый восстановительный рост - рост, который не связан с введением новых производственных мощностей, а направлен на увеличение загрузки существующих, которые были высвобождены в результате глубокого спада в результате социально-экономических реформ начала 90-х. Потенциал восстановительного роста сейчас практически во всех отраслях исчерпан и для обеспечения динамичного конкурентного развития нужны не только значительные инвестиционные вложения, но и маркетинговые - для продвижения отечественной продукции на новых рынках и укреплений позиций на традиционных.

Да, диверсификация российской экономики идет недостаточно интенсивно, не так, как хотелось бы. Экономический рост по-прежнему во многом связан с добывающим, сырьевым сектором. Но ведь это не быстрый процесс. В нашей республике мы занимаемся этой проблемой ещё с середины 90-х и только сейчас начали получать основные результаты. Понятно, что благоприятная конъюнктура на рынке сырья не будет существовать вечно. Поэтому десять лет назад мы сознательно приняли решение об увеличении добавленной стоимости, производимой в республике, стабилизации объемов нефтедобычи и направлении основных усилий на углубление переработки нефти.

Сейчас основной прирост валового внутреннего продукта республики обеспечивают обрабатывающие сектора. Ежегодные темпы прироста за последние пять лет составляют около 7%, а без нефтедобычи - порядка 8%. Мы планируем удвоить объем нашего ВРП без учёта нефтедобычи в сопоставимых ценах уже к 2009 году. Более того, нами начата реализация целого комплекса новых масштабных проектов в области нефтехимии и нефтепереработки, которые позволят не только сохранить, но и приумножить набранные высокие темпы экономического развития.

Что же касается политического развития, то поддержка оппозиции в нашей стране постепенно слабеет. Для этого есть как объективные, так и субъективные причины. В этих условиях и раздаются все новые обвинения в адрес правительства и "Единой России". Критикуя сегодняшнюю политику властей, некоторые применяют термин "застой", проводят параллели с периодом "позднего Брежнева".

Но я считаю, что это совершенно не применимо к нынешнему дню. Россия сегодня в процессе преодоления острейшего кризиса и, конечно, проблем немало. Но ведь мы не скрываем проблем и не скрываемся от них. Мы их обозначаем конкретно и разрабатываем пути их решения. Я должен сказать, что двигаемся вперед. И это главное.

- Все прошедшее после VI съезда время "Единая Россия" проводила трудные и непопулярные реформы. Не было ли опасений, что партия потеряет часть своих сторонников?

- В том-то и кроется основополагающее различие между ответственной политической партией и популистами, что одни берутся за реальные дела, а другие пытаются набрать политические очки путем раздачи нереализуемых, но очень заманчивых обещаний.

Главное - это не лукавить с людьми, а вести постоянный откровенный диалог, разъясняя свою позицию. Мне кажется, что в целом именно так и вела себя все эти годы "Единая Россия", и результаты недавних региональных выборов 8 октября - ответ на такую открытую политику.

- Критики "ЕР" справа утверждают, что партия отступает от некоторых демократических принципов. В качестве примера приводят изменение порядка выборов глав регионов. Вы с этим согласны?

- В Конституции Российской Федерации указано, что "носителем суверенитета и единственным источником власти в Российской Федерации является ее многонациональный народ. Народ осуществляет свою власть непосредственно, а также через органы государственной власти и органы местного самоуправления". На мой взгляд, это и есть основополагающий демократический принцип, от которого ни одно общество, стремящееся быть демократическим, не должно отступать. Но у реализации этого принципа множество средств и инструментов. И было бы ошибкой думать, что наличие этих инструментов согласно какому-то обязательному перечню и есть критерии "настоящей" демократии. А отсутствие какого-либо одного или двух является однозначной характеристикой недемократического общественного устройства. Например, в США губернаторы избираются, а во Франции префекты департаментов назначаются. И какая из этих стран не является демократической?

Существующая на сегодняшний день система предполагает, что кандидатуру главы субъекта Федерации утверждает парламент региона, избранный прямым волеизъявлением народа, по представлению Президента РФ, также избранного всенародным голосованием. Подобная схема кажется мне адекватной сегодняшним реалиям. Единственное, что в этом порядке не устраивает меня - это возможность роспуска законодательных органов субъектов Федерации. Вот это я считаю отступлением от демократических норм.

- Универсальные, общепризнанные ценности останутся пустыми словами, пока бюрократия возвышается над обществом, а не наоборот. Как вы считаете, настанет время, когда народ будет диктовать правила игры?

- Бюрократия - это профессионалы, которые знают как управлять той или иной сферой. Без этого не обойтись. Иначе будет анархия. Другое дело, коррупция, продажность чиновников. С этим надо бороться.

Насчет того, кто диктует правила игры. Суть не в том, что кто-то кому-то диктует, а в конкуренции партий. Если существует многопартийность и оппоненты в любой момент готовы тебя критиковать и даже заменить в ходе выборов, тогда неизбежно сближение бюрократии с обществом. Реальная многопартийность и есть гарантия народовластия.

- Нужно ли партии федеративное устройство, и насколько самостоятельными могут быть региональные отделения?

- Хотя я всегда был и остаюсь убежденным сторонником федерализма как принципа государственного строительства в нашей стране, не думаю, что это применимо к устройству партии "Единая Россия". С одной стороны, это явно не соответствует программным установкам и принципам деятельности партии. С другой стороны, в годы перестройки имелся весьма неоднозначный опыт федерализации КПСС. Эта мера, принятая в 1990 году на последнем съезде этой партии, как мне кажется, не способствовала ее укреплению. Скорее, наоборот.

Что касается прав региональных отделений, то первоначальные, чрезвычайно жесткие, уставные рамки в настоящее время существенно пересмотрены. Региональные отделения "Единой России" получили гораздо более широкие права в решении кадровых вопросов, организации и проведении региональных и местных избирательных кампаний. Внутрипартийные дискуссии, в частности, обсуждение проекта программного заявления "Россия, которую мы выбираем" предоставляют региональным и местным отделениям возможность принять участие в определении общепартийной стратегии. По мере роста партийных рядов, укрепления партийного актива в регионах, полагаю, что можно было бы предоставить региональным отделениям дополнительные полномочия.

- Как Вы оцениваете место и роль регионального отделения "ЕР" в политической жизни вашей республики?

- Региональное отделение "Единой России" в Татарстане - самая сильная политическая организация в республике. В то же время оно является одной из наиболее многочисленных организаций из всех региональных отделений нашей партии. Сегодня в её составе почти сто тысяч человек. Это представители интеллектуальной, экономической и управленческой элиты республики. "Единая Россия" в Татарстане является в полном смысле слова правящей партией.

- Заявляемые партией приоритетные задачи - инновационная экономика, борьба с коррупцией, исправление демографической ситуации - начинают дополняться региональными программами. Например, в Красноярске - это проект "четырех Д" (Дом, Деревня, Демография, Дети). Что предложит Татарстан?

- Мы в Татарстане ещё с середины 90-х годов начали реализацию таких социально значимых проектов. Например, стопроцентно газифицировали республику, успешно осуществили масштабную программу ликвидации ветхого жилья, по которой бесплатно улучшили свои жилищные условия порядка 50 тысяч семей, реализовали крупные программы и проекты по поддержке агропромышленного комплекса, телефонизации, информатизации, развития транспортной и дорожной инфраструктуры. Продолжаем осуществлять ряд серьезных проектов в сфере формирования инновационной экономики, противодействия коррупции, улучшения экологии, развития делового и предпринимательского климата.

Неизменным приоритетом является для нас развитие духовно-культурной сферы, сохранение богатейших культурных традиций многих поколений татарстанцев. Например, 2006 год в Татарстане был объявлен Годом литературы и искусства. А ещё разработали целевую комплексную программу сохранения культурного наследия народов Татарстана "Мирас-Наследие" на 2007-2011 годы.

Но сейчас нам представляется важным не распыляться в проектном управлении. Может получиться в результате, что федеральные органы делают одни акценты, субъекты Федерации - другие, муниципалитеты - третьи. Результат будет близким к басне Крылова про лебедя, рака и щуку. Если мы не сконцентрируем усилия всех ветвей и уровней власти на ключевых стратегических направлениях, то результаты, скорее всего, будут далеки от желаемых.

Юрий ОЗОВ

Все материалы сайта доступны по лицензии:
Creative Commons Attribution 4.0 International