Каким увидел корреспондент "Труда" Президента Татарстана накануне его юбилея
20 января у Президента Татарстана Минтимера Шариповича Шаймиева юбилей. В последние годы нам доводилось довольно много встречаться и беседовать не только о том, что на виду и злободневно, но и о том, что сокровенно и вечно. Пожалуй, с этой стороны о Шаймиеве известно гораздо меньше. А ведь это так много объясняет и в самом человеке, и в том, чего ему удалось достичь в жизни, и в том, что он сам для жизни и людей значит.
Тайники души
- Чем больше познаешь мир, - сказал он мне однажды, - тем больше остается вопросов, на которые нет ответа.
Мы разговаривали о вере.
С некоторых пор эта тема стала занимать все больше места в размышлениях Минтимера Шаймиева. Хотя в разной мере она присутствовала в его жизни всегда.
Во всяком случае, с самого раннего детства, когда он вдруг обнаружил: есть нечто таинственное, к чему очень по-разному относятся взрослые.
Дядя Гилмегаян, младший брат матери, был муллой. Когда он заходил к ним, то, бывало, совершал намаз. Мама в это время неотрывно смотрела в окно. Как только отец на лошади приближался к дому, она подавала брату знак, и тот быстро сворачивал молитвенный коврик. Детям это казалось весьма странным и забавным.
Отец был председателем колхоза, партийным. Он о вере ничего не говорил, но не давал ни малейшего повода заподозрить его в религиозности. Поплатиться за это в те времена он, как руководитель, мог бы жестоко. Да и детей от любого соприкосновения с религией отец оберегал для их же, по тогдашним представлениям, блага. Ведь верующему перекрывались дороги в образовании, карьере.
- Теперь-то я думаю, что отец глубоко скрывал свои религиозные чувства, - говорит Минтимер Шарипович, - но в душе все-таки верил во Всевышнего, надеялся. Отчетливо я увидел это, лишь когда он уже был смертельно болен.
А может быть, ростки веры укреплялись в душе отца с годами. Так ведь происходило и у самого Минтимера Шаймиева. Он теперь часто размышляет о дуализме. И утверждается в мысли, что веру рождает и укрепляет в человеке многое, в том числе, например, и научный поиск, как это случалось у многих великих ученых.
- Что там творится в душе, - спрашивает он, - если это приходит к тебе, независимо от того, хочешь ты об этом думать или не хочешь? Значит, есть нечто объективное, что сильнее не только воли самого человека, но и условий, в которых он живет. Вот ведь несколько десятилетий власть делала все, чтобы искоренить религию, оградить от нее человека. Но оказалось: никакой декрет не способен убить духовность народа и отнять у души ее предназначение. Так и приходишь к парадоксальному, на первый взгляд, выводу, что неверующих людей в природе вообще не существует. Они только в разной мере осознают свою религиозность. А если так, то тем более у человека должны быть все условия для вероисповедания.
Чай втроем
Нашумевший в последнее время фильм Павла Лунгина "Остров" в Казани смотрели вместе православный архиерей, муфтий и раввин. Это никакая не экзотика. Они здесь встречаются часто. И в неофициальной обстановке - за чашкой чая, и на всех, значимых для республики собраниях. Такая традиция сложилась благодаря Президенту Шаймиеву, который очень внимателен и деликатен в вопросах взаимоотношений основных религий и их положения в обществе.
Мне приходилось наблюдать, как он меняется в лице, когда возникает даже намек на какой-то межрелигиозный конфликт. И откладывает ради этого любые другие, самые горячие проблемы.
- Если и есть непоправимые ошибки, - сказал он однажды, - так это те, которые задевают религиозные чувства человека, а значит - его душу. Только там раны не зарастают
Здешние отношения между конфессиями называют образцом не только для российских регионов, но, едва ли, не для любого региона на планете. А в окружении мусульманского населения православные храмы и монастыри чувствуют себя тут благополучнее, чем многие приходы в исконно русских регионах.
Пять крестов Президента
Архимандрит Всеволод, настоятель Раифского монастыря под Казанью, рассказывал мне, как пятнадцать лет назад он, молодой монах с двумя послушниками пришел в заброшенную и разрушенную обитель, возрождение которой могло бы быть только чудом.
Такое чудо совершилось. И первыми, кто помог монахам, стали местные мусульмане. А главным благодетелем обители отец Всеволод называет Президента Шаймиева, который начал с того, что пожертвовал средства на пять крестов для главного в монастыре храма - Троицкого. Не только сам дар, но прецедент оказался важен. Вслед за руководителем республики к монастырю всемерно расположились многие здешние чиновники и бизнесмены. А уже потом потянулись благодетели из Москвы и со всей России.
Похожая история была и с возрождением удивительного монастыря на острове Свияжск, и с другими монастырями, храмами, мечетями, синагогами.
К тысячелетию Казани рядом взметнулись к небу восстановленный Благовещенский собор и самая крупная в стране мечеть Кул Шариф.
Небесное с земным переплетено крепко. Иногда к религиозным идеям Шаймиев обращается в самых, казалось бы, практических делах. Так было, например, с программой развития школ, которая фактически стала здесь национальным проектом гораздо раньше, чем во всей России, как, впрочем, и остальные проекты этого ряда.
Самый короткий путь в рай - через образование, - говорит об этой программе Шаймиев, ссылаясь на Коран.
На двух фронтах
Школы, больницы, сельское хозяйство, жилье и многое другое в Татарстане можно сегодня показывать как действующую модель того, что только намечает федеральная власть.
Очень удобно ссылаться на пример тех, у кого уже получилось.
Очень нелегко создавать прецедент.
Шаймиев всю свою жизнь создавал прецеденты. Потому что ориентировался не на "указания сверху". И не на то, как у других. А на собственные представления о том, как должно быть.
Но вот откуда берутся у человека такие представления - этот вопрос вновь уводит в тайники души. Именно там рождается линия жизни человека из причудливого сочетания его мечтаний, озарений и принципов.
Почему ему всегда удавалось отстоять собственный вариант общепринятого?
Когда в стране разворачивалась приватизация "по Чубайсу", в Татарстане ее проводили - "по Шаймиеву". Когда в российском селе началась всеобщая фермеризация, а, по сути, разгром колхозов, здесь нашли совсем другой путь. Так же было, например, и с жилищной программой, и с самой эффективной в стране системой социальной защиты населения.
Время неизменно подтверждало верность выбора Шаймиева. Но от этого шишек на него меньше не сыпалось.
Делом жизни для него стал договор о разграничении полномочий республики с федеральной властью. Как это уже не раз бывало в его жизни, он отстаивал вариант, который считал единственно перспективным, но который вызывал яростные атаки с обеих сторон.
Ему не привыкать. Местные радикалы всегда обвиняли его в компромиссах и измене национальным интересам. Такие же радикалы в Москве изобличали как сепаратиста.
И те, и другие, не хотели вникать в суть. Он убеждал, что настоящий федерализм благо как для всей России, так и для Татарстана. Доказывал, что вариант татарстанского суверенитета ведет вовсе не к расколу России, а к ее укреплению. Он всегда воевал как минимум на два фронта. И всегда побеждал.
Наверное, еще и потому, что лучше других чувствовал историю. Это качество, насколько необходимое политикам, настолько же среди них и редкое.
Хорошо знать историю могут многие. Чувствовать дано не многим.
Живая связь времен
Среди тех, кто для Шаймиева наиболее авторитетен, раньше других он называет Конфуция и Льва Гумилева.
Так случилось, что многие собственные размышления об истории татарского народа, о евразийской идее, о взаимодействии цивилизаций вдруг отозвались для него и получили глубокое обоснование, когда он познакомился с трудами Гумилева.
- Мне сразу стали близки идеи и взгляды этого великого ученого, - говорит Шаймиев. - Очень захотелось встретиться с ним и о многом потолковать. Но, увы, не успел. Когда узнал о его смерти, было ощущение, что потерял родного человека. Всё хотел поехать на могилу, но так получилось, что в Санкт-Петербург попал только в 1997 году. Нашел захоронение на старинном церковном кладбище Александро-Невской лавры. И ужаснулся. В таком все было запустении. Не стал по этому поводу к местным властям обращаться, решил, что это и наша забота. Вскоре последнее пристанище Льва Николаевича было приведено в порядок, отмечено памятником. Мы и сегодня следим за этой могилой. Когда я бываю в Санкт-Петербурге, непременно, подхожу к ней. А еще, по нашему ходатайству, на стене дома, где жил Гумилев, открыта мемориальная доска. Ну а у нас в центре Казани ему недавно установлен памятник, на постаменте которого выбиты слова: "Русскому человеку, всю жизнь защищавшему татар от клеветы".
Когда Шаймиев говорит про Гумилева, кажется, что речь идет не только о родном для него, но и о живом человеке, к которому он часто обращается в своих размышлениях. Их роднит острое чувство исторической связи прошлого, будущего и настоящего.
Ведь настоящий историк, как и настоящий политик, должен одновременно пребывать в этих трех временах.
Многое из того, что делал Шаймиев вчера и делает сегодня, уже приобретает исторический смысл. С этим не могут спорить даже его недруги.
Что случается с мечтами?
В юбилейном возрасте принято подводить итоги. Однако почти неизбежно это сопряжено с неким пафосом, чего Шаймиев не любит. Но вот вспомнить, о чем мечтал в разные годы жизни, согласился.
Мечты человека и их результат - это ведь тоже своеобразный отчет о прожитых годах.
Выяснилось, что Минтимер Шарипович - человек очень реалистичный. Или - везучий. Или - целеустремленный. А может быть, все это у него вместе. Во всяком случае, почти все, о чем ему мечталось, сбылось или сбывается.
При этом были у него и глобальные мечты, как, например, газификация республики. И романтические: жениться на красавице, в которую влюбился с первого взгляда. Так все и случалось.
А бывало вроде бы и не так уж серьезно, на первый взгляд, но не менее значимо и даже таинственно.
Так получилось с гармошкой.
С ней связано одно из первых детских воспоминаний. Отца провожали на фронт. На тарантасе проезжали по деревне, прощаясь с односельчанами. Вместе со взрослыми в повозку взяли и маленького Минтимера. Отец посадил его между своих колен и дал в руки гармошку. Взрослые пели песни, а мальчик нажимал беспорядочно кнопки и растягивал невпопад меха. Но никому дела не было до стройности мелодии. В ушах звучала совсем другая музыка.
А потом, уже после войны, когда отец вернулся домой, он купил сыну гармонь. И Минтимер с жаром взялся ее осваивать. Только совсем у него ничего не получалось. И вдруг инструмент взял в руки соседский мальчишка Зуфар, сын и внук признанных на селе гармонистов. И гармонь в его руках запела.
- Тогда я понял, - говорит Шаймиев, - мне так не сыграть никогда. И больше гармонь в руки не брал.
Но заноза в сердце осталась. Музыка всегда на него действовала пронзительно. Иногда в интервью он признавался: никогда никому не завидовал, а вот тем, кто умеет играть на каком-нибудь музыкальном инструменте, да - завидую.
Но вот, уже на седьмом десятке лет, он взял в руки гармонь. Впервые, после провальных детских опытов. И случилось чудо. Он заиграл. Пальцы сами побежали по кнопкам. Полилась мелодия.
- Конечно, - говорит Шаймиев, - на музыкальных конкурсах выступать вряд ли смогу, но для души - получается.
Жизнь только миг
Его отношения с искусством сфера очень деликатная. Публично он о своих вкусах говорить не любит. Но в частных беседах вдруг проявляет весьма богатый и своеобразный культурно-эстетический запас. Так, однажды, неожиданно для меня он стал читать наизусть стихи Державина. В другой раз очень оригинально рассуждал о качестве разных переводов Байрона и исторической подоплеке одной из его поэм.
Я понял, что и здесь он совершенно независим от общепринятого так же, как и в своем главном деле. И ориентируется на то, что происходит в душе.
Среди его любимых авторов Тукай, Пушкин, Есенин, Айтматов.
Он считает непревзойденным Смоктуновского в роли Мышкина на сцене БДТ. И при этом одним из своих любимых артистов называет Мишулина.
Музыка, которую чаще всего слушает. Картины, которые его сопровождают в жизни. Все это очень непохоже на общепринятый набор. И все это, кроме эстетики, сопряжено еще и с историей. Как-то связано с той или иной страницей жизни.
А самые сильные чувства и переживания вызывает у него простая фотография дома на стене. Под ней высокая напольная ваза, в которой всегда свежие цветы. Он сам за этим следит, сам меняет воду.
На фотографии отец и мать.
- Для меня это стало необходимостью, - признается Шаймиев, - подхожу, ставлю свежие цветы, гляжу на фотографию и как бы все время молю их о прощении...
Мало кто столько сделал для родителей, как он для своих. Но чувство вины всегда неотрывно от настоящей любви.
Два смысла имени
Так получалось в их семье, что каждый раз после рождения ребенка в живых оставались только девочки, а мальчики умирали. До появления на свет его старшего брата погибло четверо младенцев.
И вот тогда родителям кто-то напомнил о старом национальном поверье: если новорожденного мальчика тут же назвать "крепким именем", то он не умрет в колыбели, а непременно выживет. Ведь имя для человека это и судьба его, и характер.
Поэтому старшему брату, который родился в 1934 году, дали имя Хантимер, что в буквальном переводе с татарского означает "железный хан". А потом, через три года, новорожденного назвали Минтимер. "Мин" - я, "тимер" - железный. Значит, дословно - "я - железный".
Имена не подвели. Мальчики не только выжили, но росли крепкими. И телом, и душой. Насколько имя определило личность Президента Татарстана, точно сказать трудно. Но его непреклонность перед любыми обстоятельствами, известна всем.
Впрочем, есть, оказывается и еще одно толкование имени Минтимер. По-татарски оно выглядит несколько иначе - буква "н" пишется с хвостиком и звучит по-другому, чем в русском языке. Эта буква произносится мягче и меняет смысл имени. "Мин" в таком написании и произношении это - родинка, "божья метка" на человеческом теле. Так считается у татар. Вот и получается, что истолковать имя можно и как "отмеченный Богом". Может быть, родители и этот нюанс имели в виду? Для них, а также для дяди-муллы это могло быть важно.
Дорогие участники и гости Семейного фестиваля
«Сабантуй Дружбы и Единства»!
Уважаемый Муфтий Москвы, Глава Духовного собрания мусульман России Албир хазрат Крганов!
Кадерле дуслар, Сабан туе кунаклары!
Сердечно приветствую вас на нашем древнем национальном празднике Сабантуй!
Отрадно, что мы можем масштабно проводить свой национальный праздник в любой географической точке страны и мира, в каждом регионе, где живут татары и башкиры. Как известно, его название уже перекочевало во многие языки народов планеты. Сабантуй – это уникальное проявление народной дипломатии, это не просто песни-танцы, игры и веселье, он имеет глубокий и разносторонний смысл.
Уважаемый ученые – участники конференции!
Уважаемый Рифкат Нургалиевич!
Сердечно приветствую вас на Международной научной конференции, посвященной 95-летию со дня рождения выдающегося учёного современности, доктора филологических наук, профессора Мансура Хасановича Хасанова.
Прежде всего, хочу поблагодарить руководство Академии наук Республики Татарстан и всё научное сообщество республики за то, что бережно храните память о Мансуре Хасановиче, продолжаете традиции, основанные им и на его примере и бесценном научном наследии воспитываете новые поколения ученых.
Уважаемые депутаты!
Мөхтәрәм җәмәгать, бүгенге киңәйтелгән утырышта катнашучылар!
Хөрмәтле Фәрит Хәйруллович!
Сердечно приветствую вас – представителей разных поколений и разных созывов законодательного органа нашей республики. История нашей страны и республики такова, что в течение всего своего существования, представительному органу власти республики, каждому его созыву выпала честь принять важнейшие для нашего многонационального народа решения.
Уважаемые участники итоговой коллегии Комитета Республики Татарстан по охране объектов культурного наследия!
Уважаемый Иван Николаевич!
Мы в Татарстане одними из первых в стране задумались о сохранении своего культурного наследия и решили взяться за масштабное восстановление памятников истории и культуры на территории нашей республики. Это был не только серьезный деловой порыв, но и яркое свидетельство духовной зрелости нашего народа, который также активно включился в процесс возрождения исторических объектов не только федерального или республиканского значения, но и памятников местного уровня. Во многом этим и было обусловлено создание в 2018 году Комитета Республики Татарстан по охране объектов культурного наследия, который постепенно разворачивает свою деятельность, принимая под свое крыло всё больше и больше объектов, имеющих большую ценность для народов, живущих в нашей республике.
Все материалы сайта доступны по лицензии:
Creative Commons Attribution 4.0 International
Обнаружили ошибку?
Выделите слово или предложение и нажмите CTRL+ENTER