Президент Татарстана Минтимер Шаймиев: "Главное - не впадать в крайности"
19 января 2007 г., пятница
Наш разговор с Минтимером Шаймиевым начался с известинской чашки, на которой долговязый почтальон шагает вдаль с кипой газет в сумке. Чашку я подарил Минтимеру Шариповичу из обычного дружественного политесу, но глава Татарстана и тут стал искать политические глубины и символы:
Минтимер Шаймиев: А почтальон-то известинский вправо шагает.
Известия: Вправо? Точно... Но ведь и налево тоже не стоит: там страна уже была.
Шаймиев: Главное - своим путем идти, и в крайности не впадать. Вы уже в храме иконы Казанской Божьей матери были?
Известия: Был. Удивительная икона. И батюшка отец Питирим мне показался очень современным человеком, очень светлым. Веру понимает как радость - это, думаю, многим православным близко.
Шаймиев: А в Кул Шарифе были?
Известия: Конечно.
Шаймиев: Какое впечатление?
Известия: Мечеть новая, а место словно намоленое. Там молодой паренек экскурсию для нас провел - поразили меня и его знания, и внутренняя сосредоточенность.
Шаймиев: Вот! Я же и реставрацию православного храма, и строительство мечети в Казанском Кремле одним Указом провел. Были тут у нас такие, что предлагали собор снести, а мечеть на его месте построить: вернем, дескать, историческую справедливость. Мечеть-то Иван Грозный и вправду снёс, там старый фундамент есть… Может, оттого и место намоленным показалось? Но я сказал: кому от такого "восстановления справедливости" хорошо будет? Разве так её восстанавливают? Разве от этого мир придет в Татарстан? Вот и стоят храмы рядом. Тысячи туристов приезжают, особенно летом, бывают и в соборе, и в мечети… Да я и сам захожу и в тот, и в другой. И выхожу с умиротворением. Конечно, это символ, политика многонациональной, многоконфессиональной республики - все правильно. Но умиротворение-то в душе действительно есть! Это важнее.
Известия: Раз уж мы коснулись большой политики, давайте начнем с межнациональных проблем. Как должны вести себя политики, чтобы люди, как Вы говорите, с умиротворением выходили из любого храма?
Шаймиев: Прежде всего мы должны держать в уме то, что у нас было. Что бы мы ни говорили про времена Советского Союза, но они сблизили людей. Нам на бытовом уровне - это очень важно, я всегда это подчеркиваю - на бытовом уровне не приходило в голову из-за чего-то ссориться, видеть не человека, а "человека другой национальности", другой веры. Это важное наследие. У нас должно хватать ума сберечь это.
Известия: Но там были и прямые запреты, не только идеология…
Шаймиев: Тоталитарное общество так устроено. Сегодня мы двинулись гораздо дальше Советского Союза - человек может реализовать свое конституционное право выбирать вероисповедание. Мы же с вами были первым обществом, первым народом, из которого вытравливали веру. Но какой живучей оказалась наша вера! Стоило только ослабить идеологическое давление и запреты - вера вернулась.
Известия: Но вернулось не только благостное… И события в Кондопоге многие выводят из свободы и демократии - в виде издержек, конечно.
Шаймиев: До такого нельзя доводить - вот в чем будет мудрость руководителей. Когда началась перестройка, и в Татарстане возникла сложная политическая ситуация. А как иначе? Национальное движение не запретишь. Да и зачем? История татарского народа непростая, интеллектуальные силы были огромны во все времена. Казанскому университету более 200 лет.
Известия: И какие революционеры выходили оттуда!
Шаймиев: Это правда. Но вот вам ответ на намек про революционеров - трактуйте, как хотите, однако у Казанского университета восточное крыло осталось недостроенным. Западное крыло было построено, а задумано было архитекторами и восточное. Мы его достроили только к 200-летию. Когда я поехал на открытие, мысль такая пришла, я говорю: вот теперь мы в прямом и переносном смысле окрыленные.
Известия: Опять символ?
Шаймиев: Дело не в красивой фразе, хотя и она нужна. Просто нельзя ничего недостроенным оставлять! Нельзя начать - и бросить!. Царская ли это Россия, Советская ли, нынешняя ли - нельзя оставлять в тылу политической и общественной жизни напряжения, думая, что как-нибудь само рассосется. Мы во многих местах по стране запустили социальные и межнациональные болячки, а теперь они не дают нормально жить, ни мигрантам, ни коренному населению. Всем плохо. У нас ведь горячие головы тоже полной независимости от России требовали. Это очень серьезно встревожило русскоязычное население: что же у нас будет? Ведь у нас около трети браков - смешанные. Я тогда думал об одном: какое я имею право дать разрушить эти семьи? Если честно, тогда по острию прошли. Мы с Борисом Ельциным оказались первыми президентами на постсоветском пространстве, в один день избирались. Я встречался с людьми, а люди смотрели на меня с тревогой… особенно русские. Я говорю, они слушают вроде, хотят верить, но беспокойство в глазах остается. Я этого никогда не забуду. Такое не забывается. Я тоже живой человек. Когда прошли пять лет после избрания, мне задали вопрос: что Вы считаете самым большим достижением за это время? Я сказал: то, что в глазах у людей исчез страх.
Известия: Вы в этих вопросах дипломатию чередовали с жесткостью - это известно.
Шаймиев: Скажу, как думаю: в вопросах национального равенства должна быть диктатура. Закона, разумеется, но диктатура. Государственное ли это учреждение, базар ли, где овощами торгуют... Президент Путин искренне хочет, в чем я убежден, чтобы был порядок в стране, чтобы были мир и согласие. Но ведь мы же начинаем исполнять по-старому! Например, разве наведение порядка на рынках надо начинать с выяснения места учебы грузинских детей? Знаете, что я делаю в таких случаях? Так как я всё же отвечаю за Татарстан и возглавляю Совет безопасности республики, собираю представителей правоохранительных органов и говорю: это, скорее всего, плохое исполнение. Понятно, что начали исполнять приказ, как его поняли! Я, например, уже на другое утро им объяснил, что они неправильно поняли.
Известия: А как правильно?
Шаймиев: Есть люди, которые добросовестно, испокон веков, всегда, и во времена СССР привозили сюда изюм или еще какие-то фрукты, которые здесь не растут. Это им тоже нелегко дается. Это всегда был их бизнес и они торговали добросовестно. Почему мы должны отказываться от них? Да, они с юга и кавказской национальности… Но я-то знаю, что недовольство людей породили не только они, а наши, живущие здесь, крышующие, облагающие их поборами. Да местным еще надо научиться торговать. Конечно, торговать кое-чем умеем, например, мясной ряд. У нас там порядок. Моя жена всё покупает только на рынке. Её там уже знают, любят, ей плохой товар никто не предлагает!
Известия: Я бы посмотрел на того торговца, который попытался бы всучить Вашей супруге лежалый товар!
Шаймиев: (Смеется.) Я искренне говорю! Сначала её все спрашивали: правда, что Вы жена президента? Да, отвечает, правда. Ей говорят: не может быть! У нас, мол, даже жена начальника милиции никогда сама на базар не пойдет, у них такой менталитет. А она у меня такая: именно сама должна выбрать тот кусок мяса, из которого сварит мне самый-самый вкусный суп. Каждый должен делать свою работу отлично. Когда повседневная работа делается плохо, тогда из нее вырастает большая проблема.
Известия: Конечно, сначала в Москве, наша же собственная милиция запускает нелегально всех, кого хотите - среди них есть и преступники, есть и честные, работящие люди, которых большинство. Но потом эта нелегальщина набирает критическую массу, в народе начинается брожение, волнение. Не допустили бы этого в свое время - легче бы сейчас жилось.
Шаймиев: Вот и я об этом. Но давайте вернемся на мясной ряд. Я зашел посмотреть, иду. Стоит одна пара, с виду - татары. Одеты аккуратно, прилавок чистенький. Вообще у нас в этом плане традиция такая: особое пристрастие к чистоте. Например, на улице дождь, грязь, асфальта нет, а приходишь в сельские избы, там уже до наружной лестницы всё вымыто. Сразу снимаешь обувь, потому что неудобно. Так вот, пара, действительно, из татарского села, прекрасно торгует. Они мне говорят: торгуем своим мясом, сейчас уже и односельчане нам доверяют. Деревня - это прекрасный общинный строй, где больше порядка и честности. Я думаю, что это самое демократичное общество во все времена, даже в советские. В деревни гласность абсолютная: если кто-то к кому-то тайком сходил, то на другой день вся деревня об этом знает. Поэтому там жизнь чище. И председателя колхоза, заметьте, всегда избирали. Я к чему говорю: вот научилась эта пара торговать, это - наши и им доверяют, уже хорошо. Все нужно делать постепенно.
Известия: Осторожность и постепенность - это не девиз ли Ваш?
Шаймиев: Это - главные качества политика. Когда началась перестройка, перед нами открылся весь мир. Многие татары из-за рубежа стали обращаться к нам, хотели увидеть родину. Вы знаете, татары разбросаны по миру: они живут и в Америке, и в Китае, и в Японии, и в Австралии, и в европейских странах. Мы созвали первый конгресс татар, собрались в прекрасном здании театра оперы и балета имени Мусы Джалиля, зал был наполнен до отказа. У нас есть известная народная песня на слова Тукая о родном языке. Так вот весь зал встал и запел эту песню: кто знает слова, кто и нет, кто умеет петь, кто-то, плохо зная язык, просто напевает мелодию, но у всех по щекам текут слёзы… Я запомнил это навсегда. Настолько люди хотели встретиться, увидеться, пообщаться! Это был радостный праздник. Но, вместе с тем, я заранее договорился с патриархом, попросил Его Святейшество посетить Татарстан. Надо отдать ему должное, после конгресса татар, через десять дней он приехал в Казань. И случился ещё один светлый праздник, уже для русских и православных татарстанцев. И всем всё было понятно, никто не чувствовал себя обделённым. Мир и согласие между нациями достигаются вот таким образом. Каждым своим шагом, каждым своим поступком или решением я даю понять, что нам дороги все татарстанцы, несмотря ни на национальность, ни на вероисповедание. Это долгая, кропотливая работа.
Известия: Есть в мире руководители, которые Вас точно не поймут - им надо переделывать мир быстро и порядок наводить - в их понимании - любыми средствами…
Шаймиев: Это Вы, конечно, про Соединенные Штаты Америки. Там вообще, я считаю, исторически так сложилось, что национальный вопрос решился тем, что общность составили люди, изначально оторвавшиеся от своих корней. Но ведь туда приехали очень смелые, в поисках нового, неизведанного! Способным и деловым людям нужен был другой мир. И, постепенно, создалось именно такое общество. Да, они добились многого - отсюда и претензии на верховенство в мире, на особые права вершить судьбы других народов. Но они разучились слушать других. Бывший президент Ирана Хатами предлагал диалог цивилизаций. Заметьте, не его призывали к диалогу, он призывал мир к диалогу. Но он не был услышан, может, не хотели его слышать. Если б прислушались к этому разумному человеку, можно было бы избежать многих конфликтов на межнациональной почве.
Известия: Россию тоже, мне кажется, подчас подталкивают к слишком быстрому прохождению демократического пути.
Шаймиев: Да, мне кажется, что они хотят, чтобы мы прошли его быстрее, а по дороге отказались от своих основных природных богатств… Но я убежден, если мы сами себя не разрушим, то со стороны разрушить нас не смогут. Мы не должны забывать о важности роли русского народа. Во все времена у нас в стране было огромное уважение к русскому народу. Наше приобщение к всеобщей цивилизации шло через русскую культуру. Притом не насильно - что очень важно. Но русский национализм - не дай бог - для нашей страны опасен. К примеру, начали выходить на улицы и митинговать в защиту преподавания основ православной культуры. Но не митингами же решаются такие вопросы! Рядом митингуют другие - требуют открытия специальных татарских школ. Я сказал им, допустим, построим такие школы. Но будете ли вы возить туда своих детей через весь город? Да и зачем? Разве плохо знать два, три, десять языков плюс к родному? Разве не это путь к цивилизованности, к необъятному миру, к интеграции? Да и в целом исламский мир продвигается в эту сторону. Идет интеграция капитала. Об этом мало кто говорит. Я был в Арабских Эмиратах. Какие международные соревнования проводят там сейчас по разным видам спорта - это ведь тоже общение! Организованы и преподавание языков, и выезд на обучение в другие страны... По-моему, спешить надо медленно.
Известия: Не могу не задать вам этот вопрос. Определенное волнение вызывают перипетии с кириллицей и латиницей. Как Вы на это смотрите?
Шаймиев: Сказать, что алфавит является предметом сепаратизма или интернационализма, я не могу. Разве грузины перешли на кириллицу когда были в составе СССР? Нет. Армяне тоже не переходили. Они продолжали писать, используя свою графику, полностью соответствующую своему языку. СССР не из-за этого же распался. СССР был разрушен из центра. Ни армяне, ни грузины его не разрушали. Давайте будем объективными. Но в чём меня невозможно обвинить - так это в поспешности. Я знаю проблему досконально. У татар долгое время была арабская вязь. Потом латиница, потом кириллица. И сколько бы мне ни советовали перейти на латиницу, так как она лучше передает и звучание, и особенности языка (что, действительно, правда, я это детально изучил), я не могу сказать, что мы примем положительное решение. Почему? Зачем нам еще больше разъединять татар? В Башкортостане, например, не менее миллиона татар. Мы в Татарстане примем латиницу, а они? А в других местах, где компактно проживают татары? Мы как бы сами своими руками отсечем их от культурного и языкового пространства. Из 7 миллионов татар в мире около 5 миллионов проживают в России, около 2 миллионов - в Татарстане. Мы должны учитывать эти моменты.
Известия: А прижились в паспортах вкладыши на татарском языке?
Шаймиев: Для меня главное в том, чтобы сохранили права народа, в том числе и право человека читать свое имя на родном языке. У меня есть имя, которое, как любому человеку, дала мне моя мама. Она назвала меня именем Минтимер. Его родное звучание никогда не передать на русском языке. Почему я не должен иметь право написать на главном документе свое имя на своем родном языке? Да, есть и те, которым этот вкладыш не нужен, если человек сам отказался - это его личное дело, но право у него должно быть.
Известия: Понятно, что "отключить" мысли о работе невозможно, но остается ли у Вас время на отдых?
Шаймиев: Любому человеку нужен хотя бы день в неделю для себя. И сейчас, и раньше, на других постах, я напряженно работаю шесть дней в неделю, но воскресенье - это мое, тут уж меня не трогай! Бывают, конечно, разные ситуации, например, приезд высоких гостей из Москвы или зарубежных, приходится делать исключения, но в принципе я считаю, что воскресенье - это святое.
Известия: Чему его посвящаете?
Шаймиев: Без шахмат не представляю жизни в воскресенье - две-три обязательные партии от всех проблем отключают. Зимой при малейшей возможности встаю на лыжи, прохожу километров восемь-десять за вылазку - отличное настроение гарантировано. Года три назад опробовал горные лыжи, хотя всю жизнь катался на обычных беговых. Но тут другая техника. Освоил ее за полдня: хороший инструктор попался. Катаюсь с удовольствием. Считаю, что для всех очень полезно плавание. Пытался заниматься большим теннисом, но понял: лучше плавания ничего нет. Вода хорошо снимает стрессовые нагрузки. Поплаваю, и все негативное, что накопилось за день - остается в воде. В прошлом году проплыл 429 километров. Я уже раб этого увлечения. Если, например, в командировке и не смог поплавать, чувствую себя не в своей тарелке. Полагаю, если человеком что-то движет, если он чувствует свою необходимость, то это лучший стимул быть здоровым.
Дорогие участники и гости Семейного фестиваля
«Сабантуй Дружбы и Единства»!
Уважаемый Муфтий Москвы, Глава Духовного собрания мусульман России Албир хазрат Крганов!
Кадерле дуслар, Сабан туе кунаклары!
Сердечно приветствую вас на нашем древнем национальном празднике Сабантуй!
Отрадно, что мы можем масштабно проводить свой национальный праздник в любой географической точке страны и мира, в каждом регионе, где живут татары и башкиры. Как известно, его название уже перекочевало во многие языки народов планеты. Сабантуй – это уникальное проявление народной дипломатии, это не просто песни-танцы, игры и веселье, он имеет глубокий и разносторонний смысл.
Уважаемый ученые – участники конференции!
Уважаемый Рифкат Нургалиевич!
Сердечно приветствую вас на Международной научной конференции, посвященной 95-летию со дня рождения выдающегося учёного современности, доктора филологических наук, профессора Мансура Хасановича Хасанова.
Прежде всего, хочу поблагодарить руководство Академии наук Республики Татарстан и всё научное сообщество республики за то, что бережно храните память о Мансуре Хасановиче, продолжаете традиции, основанные им и на его примере и бесценном научном наследии воспитываете новые поколения ученых.
Уважаемые депутаты!
Мөхтәрәм җәмәгать, бүгенге киңәйтелгән утырышта катнашучылар!
Хөрмәтле Фәрит Хәйруллович!
Сердечно приветствую вас – представителей разных поколений и разных созывов законодательного органа нашей республики. История нашей страны и республики такова, что в течение всего своего существования, представительному органу власти республики, каждому его созыву выпала честь принять важнейшие для нашего многонационального народа решения.
Уважаемые участники итоговой коллегии Комитета Республики Татарстан по охране объектов культурного наследия!
Уважаемый Иван Николаевич!
Мы в Татарстане одними из первых в стране задумались о сохранении своего культурного наследия и решили взяться за масштабное восстановление памятников истории и культуры на территории нашей республики. Это был не только серьезный деловой порыв, но и яркое свидетельство духовной зрелости нашего народа, который также активно включился в процесс возрождения исторических объектов не только федерального или республиканского значения, но и памятников местного уровня. Во многом этим и было обусловлено создание в 2018 году Комитета Республики Татарстан по охране объектов культурного наследия, который постепенно разворачивает свою деятельность, принимая под свое крыло всё больше и больше объектов, имеющих большую ценность для народов, живущих в нашей республике.
Все материалы сайта доступны по лицензии:
Creative Commons Attribution 4.0 International
Обнаружили ошибку?
Выделите слово или предложение и нажмите CTRL+ENTER