Выступление Президента Республики Татарстан М.Ш. Шаймиева на заседании Президиума Государственного совета Российской Федерации

19 января 2007 г., пятница
Уважаемый Владимир Владимирович!

Уважаемые члены Президиума Государственного совета!

Уважаемые члены Правительства Российской Федерации и приглашенные!


Хотел бы, прежде всего, высказать слова признательности членам рабочей группы, службам Министерства регионального развития и руководителям 22 субъектов Российской Федерации, которые подготовили конструктивные предложения, ставшие основой представленного Вашему вниманию комплекта материалов по дальнейшему реформированию жилищно-коммунального хозяйства и строительства доступного жилья с учетом интересов малодоходных групп населения.

Проведенный анализ по 87 субъектам Российской Федерации позволил выявить ряд важных проблем, на решении которых представляется целесообразным сконцентрировать наши основные усилия. Это в первую очередь:

- Доступность жилья.

- Реформирование ЖКХ и обеспечение социальной защиты населения в этом процессе.

- Проблема капитального ремонта жилого фонда.

Позвольте остановиться на них подробнее.

Доступность жилья. Благодаря Вашим инициативам, уважаемый Владимир Владимирович, и энергичной повседневной работы Правительства, сфера жилищного строительства заметно активизировалась, как в плане ввода жилья, так и роста ипотечного рынка. В то же время, от первоочередных инициатив в основном выиграли граждане с высокими доходами, которые и без участия государства в состоянии успешно решать свои проблемы. Для них уже заработали механизмы ипотеки - рынок подобных кредитов возрос за последние два года в 4 раза! Снижаются и процентные ставки - до 11% годовых. Объемы и комфортность вводимого жилья практически соответствуют спросу данного слоя населения.

В то же время, к сожалению, с начала реализации национального проекта ситуация для граждан с невысокими доходами не стала лучше, из-за опережения роста стоимости жилья над ростом доходов. За два года оно составило в среднем около 20%.

Практически треть населения страны с доходами от 4,5 до 8 тысяч рублей в месяц на человека, несмотря на все предпринимаемые меры, сможет обеспечить себя квартирой по минимальным стандартам (площадью 54 кв.м.) только если будет полностью направлять все свои доходы на погашение ее стоимости в течении 6 лет. Как и на что они будут существовать? Как будут оплачивать текущие жилищно-коммунальные платежи? Не ограничиваем ли мы их конституционные права? Рассуждать о реальной доступности жилья в этом случае - весьма сложно.

Кроме того, в дополнение к вышеназванной категории существует 29% населения, которые ввиду весьма невысоких доходов (до 4,5 тыс. рублей на человека в месяц) не смогут улучшить жилищные условия за счет собственных средств. При этом около 3,4 млн. семей из них признаны государственными органами нуждающимися, значит состоят в очереди. Не говоря об обслуживании ипотечных кредитов им весьма сложно оплачивать в полном объеме и текущие жилищно-коммунальные услуги. Без создания института социального найма - мы их обрекаем на недостойное существование.

Безусловно, субъекты федерации в меру своих возможностей ведут активный поиск действенных долгосрочных механизмов решения животрепещущей проблемы обеспечения жильем малодоходных групп населения. Более чем в 20 субъектах Российской Федерации апробированы самые различные модели. Это и бюджетное субсидирование банковской процентной ставки и потребительские кооперативы и субсидирование строительства (приобретения) жилья и выпуск муниципальных жилищных облигаций и многое другое. Ряд регионов - например, Белгородская область, Омская область добились в этом направлении весьма заметных результатов. Их положительный опыт, можно было бы использовать и в общефедеральном масштабе.

Позвольте вкратце поделиться с инициативами и нашей республики в этой сфере. Мы на основе восьмилетней, весьма успешной программы ликвидации ветхого жилья по которой обеспечили достойные условия жизни 50 тыс. семьям. С 2005 начали реализовать новую специальную Программу, которую назвали "Татарстанская социальная ипотека". Программа сфокусирована на работников бюджетной сферы, молодежи и работников - организаций, участвующих в финансировании программы. До 10% жилья может предоставляться малообеспеченным гражданам по найму. Либеральные условия и дешевизна предоставляемого жилья привлекли к участию в программе широкий круг предприятий и организаций, заинтересованных в решении жилищных проблем своих работников и сбережения населения. За 2005-2006 гг. на реализацию программы привлечено 11 млрд. рублей, из них 3 млрд. руб. - средства поступающие от населения.

Ежегодно новые квартиры получают порядка 7000 семей. К 2009 году мы планируем выйти на 10 тыс. семей в год. Жилье выделяется под 7% годовых со сроком погашения до 28 лет. При рождении каждого ребенка участникам выдается субсидия в размере 200 тыс. рублей. Программа органично интегрирована с федеральными инициативами по обеспечению жильем молодых семей и жителей села.

Считаем, что полученными результатами мы обязаны тому, что реализацию программы, по опыту многих зарубежных стран мы возложили на специально созданную при Президенте республики государственную компанию. Это позволяет нам не только контролировать доступность жилья через стоимость одного квадратного метра строительства, избежать посредников, но и обеспечивать системную поддержку программы необходимыми преференциями на уровне республики и муниципальных образований, а именно:

- зарезервировать в необходимом объеме на льготных условиях земельные участки;

- снизить обременение строительства расходами на инженерную и социальную инфраструктуру, дороги;

- широко использовать типовую проектно-сметную документацию.

В результате, стоимость жилья по социальной ипотеке в 2006 году составляла в среднем 15 тыс. рублей за квадратный метр. Рыночная стоимость аналогичного жилья сегодня составляет 32 тыс. рублей. Причина высоких цен на жилье не только в недостаточном объеме предложения и ажиотажном спросе, но и также в том, что спекулятивная и коррупционная составляющая выделения земель и необходимой разрешительной документации нередко достигает до 50% стоимости строительства. Сегодня в большинстве субъектов федерации застройщики вынуждены по-прежнему обходить десятки самых различных инстанций около 2 лет. Это и почва для злоупотреблений и для необоснованного удорожания.

Минэкономразвития Российской Федерации придерживается сдержанных позиций в части государственного инвестирования в жилищное строительство, аргументируя, что это может способствовать "разогреву" инфляционных процессов. Модель, которую мы разработали в республике, позволяет успешно решать и эту проблему. Контроль цен на жилье в государственной компании позволяет сдерживать этот процесс.

Если мы хотим в обозначенные сроки достичь поставленных задач, принципиально изменить приток инвестиций и средств граждан в сферу жилищного строительства существующая федеральная программа "Жилище" должна быть дополнена специальной подпрограммой "Обеспечение жильем малодоходных групп населения", в которой должно быть обязательно предусмотрено:

Во-первых. Срочное наведение порядка в вопросах выделения земельных участков на весь период реализации национального проекта. Соответствующие изменения в действующее законодательство уже внесены Правительством в Государственную Думу. Однако там предусмотрен выкуп земель для государственных нужд по рыночным ценам. Это мы вновь создаем условия для удорожания жилья и необоснованного обогащения спекулянтов. Мы предлагаем выкупную цену для целей реализации национального проекта ограничить затратами собственника с поправками на инфляцию и доходность в размере учетной ставки Центробанка.

Во-вторых, систематизировать и снизить как тарифы, так и нормативные сроки - максимум до трех месяцев оформления всей разрешительной документации.

В-третьих, внедрение ипотеки земли. Для привлечения доступного финансирования земля должна активнее использоваться в качестве залогового обеспечения. Необходимо лишь соответствующее нормативно-правовое обеспечение.

В-четвертых, должна быть разработана федеральная программа строительства жилья, передаваемого малообеспеченным гражданам на условиях социального найма.

Хотел бы подчеркнуть важность внесенных в эти дни изменений в федеральную Программу "Жилище" в части нового порядка компенсации процентных ставок по кредитам застройщикам. Без этого, как показал опыт 2006 года, программа не могла работать в полную силу. Применение аналогичных мер по другому национальному проекту - "Развитие АПК", только в Татарстане позволила привлечь и освоить за год порядка 10 млрд. рублей. В самое ближайшее время все мы убедимся в эффективности этих мер.

Министерство финансов часто остерегает нас от излишнего предоставления льгот. В то же время наша практика показывает, что субсидирование из бюджета две трети процентных ставок на строительство приводит к тому, что в бюджеты всех уровней практически в течение года поступает в виде налогов, средств в три раза больше, чем было выделено. Более того, формируется долгосрочная налоговая база.

Теперь о реформировании жилищно-коммунального хозяйства.

Доступность жилья, особенно для малодоходной части населения, во многом связана и со стоимостью жилищно-коммунальных услуг.

Потенциал жилищно-коммунальной сферы почувствовал частный капитал. В ЖКХ реально приходят крупнейшие инвесторы: РАО "ЕЭС России", его дочерние структуры - "Российские коммунальные системы", а также "Евразийское водное партнерство", "Росводоканал", "Респект Энергия" и другие. Они вкладывают средства в строительство и модернизацию основных фондов, энергоресурсосберегающие технологии. В Татарстане ОАО "Татэнерго", став инвестором коммунальных энергетических предприятий ряда городов республики, за год вложило в развитие инфраструктуры порядка 1,8 млрд. рублей, а ООО "Татгазэнерго" порядка 400 млн. рублей.

Одновременное зарождение института собственников жилого дома и реальное желание инвестора войти в коммунальную сферу выявило ряд проблем и ограничений в предрегистрационной подготовке прав собственности на имущественный комплекс. Инвентаризация имущества, межевание земли, паспортизация объектов, как показывает практика - все это весьма дорогое и длительное по времени удовольствие. С этим столкнулись и товарищества собственников жилья, и муниципальные предприятия, на балансе которых сегодня находятся основные фонды, которые предусмотрены для передачи частному бизнесу.

Для оказания будущим собственникам государственной поддержки необходимо сократить сроки регистрации жилой недвижимости максимум до 7 дней и освободить ТСЖ и ЖСК от налога на прибыль в части средств, внесенных владельцами жилья на содержание общего имущества. В результате мы завершим передачу государственной и муниципальной собственности, а вместе с ней и груз ответственности единственно эффективному управленцу - частному собственнику.

Разгосударствление сферы ЖКХ будет стимулировать развитие конкуренции в этой сфере и, одновременно, способствовать долгожданному снижению цен и повышения качества услуг.

О социальной защите населения. Вроде бы все уже предусмотрено. Отлажена и действует специальная система гарантий и социальной поддержки. Платеж жителя ограничен установленной долей в доходе семьи до 22%. Однако, мы на собственном опыте убедились, что эффект достигается только при переходе от дотирования поставщиков услуг - к адресным, денежным жилищно-коммунальным субсидиям населению.

Сегодня только в семи регионах и то не полностью внедрена подобная система поддержки населения в денежной форме (монетизация). В нашей республике с 2005 года все виды адресной социальной поддержки предоставляются в форме денежных выплат. Это привело не только к стабилизации предприятий ЖКХ - уже два года как они вышли на безубыточный режим функционирования в условиях когда стоимость представляемых жилищно-коммунальных услуг в республике на 34% ниже среднероссийских. Полностью исчезли из бюджета расходы на погашение убытков предприятий ЖКХ. Более того, одновременно за эти два года снизились расходы республиканского бюджета на субсидии малообеспеченным на 30%. Было 1,3 млрд. руб. стало 900 млн. Поддержка стала персонифицированной, адресной, сейчас государственное финансирование получают только те, кто действительно в ней нуждается. Экономию мы направили на лизинг оборудования и обновление фондов ЖКХ.

Наш опыт показывает, что без перевода государственной поддержки в денежную и адресную форму, несмотря на все сложности периода адаптации, не возможно обеспечить эффективность реформирования ЖКХ.

О капитальном ремонте. 40% жилищного фонда страны в настоящее время требует ремонта. Почти 100 млн. кв. метров общей площади жилья признано ветхим или аварийным. Это 3,2% всего жилищного фонда страны. Эта тенденция нарастает. Хотя за последние два года фактические объемы финансирования капитального ремонта возросли в 1,5 раза, это все равно в два раза меньше требуемого.

Мы эту проблему в республике решали 8 лет. Реализовали специальную Программу ликвидации ветхого жилья, которая потребовала огромных капиталовложений - порядка 45 млрд. рублей в сегодняшних ценах. Эти вложения окупаемы, но в очень долгосрочном периоде и то, только для крупных городов. Земельные участки под ветхими домами уже капитализированы, поэтому их можно использовать в качестве залога. Также нужны долгосрочные бюджетные кредиты и механизм компенсации затрат на уплату процентов по банковским кредитам.

Рабочей группой сформирован комплекс мер по проведению капитального ремонта жилищного фонда. В его основу заложены принципы государственно-частного партнерства.

Финансирование работ предлагается осуществлять бюджетными субсидиями и средствами объединений собственников жилья в зависимости от степени износа конструктивных элементов дома - чем больше износ, тем больше доля бюджета. Потребность в финансовых ресурсах при этом должна определяться на основе специальных утвержденных государственных стандартов капитального ремонта.

В целях повышения мотивации собственников к проведению работ по капитальному ремонту именно за счет привлеченных средств нужны дополнительные инициативы по государственной поддержке в виде предоставления гарантий по банковским займам, частичная компенсация процентных ставок по привлекаемым кредитам и дополнительных субсидий на оплату платежей малообеспеченных граждан.

Собственные расходы граждан на проведение капитального ремонта должны также давать право на единовременные вычеты по подоходному налогу, аналогичные вычетам, производимым при приобретении жилья.

В результате это позволит не только выполнить государственные обязательства по ликвидации недоремонта, но и заметно сократить расходы на его проведение. В дальнейшем, необходимо использовать инструменты страхования жилья.

Предлагается: концепцию проведения капитального ремонта жилищного фонда сформировать в виде подпрограммы "Модернизация и капитальный ремонт жилищного фонда, ликвидация ветхого и аварийного жилья" федеральной программы "Жилище" и апробировать в течение 2007-2008 годов на пилотных регионах. Республика Татарстан готова начать у себя реализацию данного проекта, так как мы уже разработали аналогичную программу.

В заключении хотел бы остановиться на проблеме бюрократизма. Ряд проблем поднимался и обсуждался нами и ранее, на самом высоком уровне. Однако, как показал анализ, исполнение решений довольно часто неправомерно затягивается. Это влияет не только на реализацию национального проекта, но и на наш с вами авторитет, то есть авторитет власти.

Рассматриваемые сегодня вопросы и предлагаемые пути их решения столь масштабны и значимы, что требуют консолидации усилий всех уровней власти. Нужны скоординированные решения, обеспечивающие комплексную реализацию предусмотренных мероприятий. Это и должно стать основой нашего эффективного взаимодействия.

Позвольте еще раз поблагодарить Вас, уважаемый Владимир Владимирович, а также Правительство Российской Федерации, федеральные министерства и ведомства за понимание и надеюсь на поддержку в решении одной из важнейших социальных проблем - проблемы реформирования жилищно-коммунального хозяйства и строительства доступного жилья с учетом интересов малодоходных групп населения.

Если бы всё это свершилось, лучшего подарка, пожалуй, и не желать!

Спасибо за внимание.
Все материалы сайта доступны по лицензии:
Creative Commons Attribution 4.0 International