Выступление Президента Республики Татарстан М.Ш.Шаймиева на встрече Полномочного представителя Президента РФ в Приволжском федеральном округе А.В.Коновалова с мусульманским духовенством

2 ноября 2006 г., четверг
Добрый день, дорогие наши гости, представители духовенства Приволжского федерального округа!

Мы с вами заслушали очень содержательные выступления, свидетельствующие о том, что за короткий период времени с начала возрождения религий появляется определенный опыт анализа и выработки безотлагательных предложений. Это, безусловно, говорит о многом. Но до конца ли мы осознаем свою роль в условиях возрождения религий?

Думаю, что мы не случайно собрались накануне Дня народного единства в Казани - историческом центре мусульманской культуры России, а также крупнейшем центре богословских традиций российских мусульман. Именно в нашем регионе предками в течение многих веков были выработаны наиболее оптимальные формы сосуществования между различными конфессиями и народами. Известно, что прошедшее тысячелетие существования ислама в Поволжье было очень сложным периодом для мусульман. Тем не менее, они оставались верными принципам мирного сосуществования. В их взаимоотношениях с представителями других конфессий всегда преобладал здравый смысл. Исламо-христианское пограничье как уникальное явление формировалось именно в Среднем Поволжье. Оно стало основой принципа мирного сосуществования, которое, по сути дела, не было нарушено в течение многовекового совместного проживания народов нашего региона. Этот исторический опыт для нас очень ценен, но его нельзя рассматривать как некий компромисс между религиями. Это была попытка строить внутриконфессиональную жизнь и взаимоотношения с соседями на истинных принципах своих религий, которые стояли выше сиюминутных политических решений. Именно они формировали устойчивую веротерпимость, которая стала позитивной реальностью в нашем регионе.

Почему сегодня выделяются проблемы ислама? В Российской Федерации, по сути, преобладает православие, со своими устоявшимися традициями. А остальные религии, особенно ислам, в постперестроечный период стали только возрождаться. Но у нас, как я уже сказал, есть бесценный опыт, который нет ни у кого. История богата межрелигиозными войнами, которые, как правило, сопровождались попытками насадить одну религию вместо другой. Где-то это удавалось, где-то нет. Но мы с вами находимся в ситуации, не имеющей аналога. В течение более чем 80 лет практически каждый из нас был лишён возможности исповедовать свою религию. И поэтому нам надо оценить себя: мы просто возрождаемся или возрождаемся с учетом реалий современного мира, не забывая при этом, что мы - образованное общество, способное быстро усваивать уроки.

В этой связи сегодня очень важно серьезное осмысление многовековых традиций, формировавшихся в поликонфессиональной среде поволжского региона. Эти традиции сегодня, действительно, представляют огромный теоретический и практический интерес. Их положительное значение уже давно вышло за пределы нашего региона и страны. Я два раза встречался с участниками международной группы стратегического видения "Россия - исламский мир" - людьми достаточно опытными и высоко образованными. Я ждал от них рекомендации и советы по возрождению ислама в России. Но был поражен тем, что они, наоборот, хотят слушать нас, более того, учиться у нас. Даже современная западная цивилизация с каждым днем всё больше нуждается в том позитивном опыте, который в области межконфессиональных отношений не так уж велик. В этой связи, я считаю, на нас возлагается историческая миссия. С учётом имеющегося у нас опыта, влияния, принимая во внимание существующий в мире образ жизни в условиях соблюдения законов Шариата, мы должны более осмысленно подойти к этому и брать эту миссию на себя. Брать не в прямом смысле слова, а оказаться такими влиятельными, чтобы возрождать ислам, прежде всего, в самом российском обществе, причём на фоне всего того, что происходит сейчас в мире, то есть в условиях навязывания войны между цивилизациями и религиями.

Поэтому, прежде всего, нам нужно единство всего духовенства России. Но прежде чем истолковывать и принимать конкретные меры, мы должны сверять свои позиции, стремясь к единству мыслей. И сегодняшняя встреча - это важный шаг к выработке наших подходов по осмыслению возрождающегося ислама с расчетом его влияния в дальнейшем на Европу, а возможно, и на весь исламский мир. И у нас многое в этом направлении, слава Всевышнему, удаётся. У нас есть та толерантность, то взаимопонимание и терпимость, которые необходимы в условиях развивающейся цивилизации. Отрадно, что в последнее время наши уважаемые лидеры духовенства Талгат хазрат Таджутдин и Равиль хазрат Гайнутдин, всё больше стремятся к взаимопониманию, что очень и очень важно. Я считаю, что необходимо объединиться на пути к возрождению и всеобщему взаимопониманию.

Я сегодня ещё не готов предложить конкретную форму организации этой работы. Но уверен, что в этом есть огромная потребность. И в Российской Федерации в целом, и у нас есть интеллектуальные силы, есть традиции, например, джадиддизм и иные учения. Они формировались в течение многих веков и воспитывали российского мусульманина не фанатиком, а человеком мыслящим, ищущим своё место в российском обществе, толерантным, ставящим во главу угла позитивные принципы сосуществования с представителями других конфессий. Результатом такого восприятия исламских ценностей и российской действительности явилась модель мусульманского мироощущения, не имеющая аналогов в мире. Поэтому, думаю, что мы в силах это осмыслить и реализовать, готовы к этому больше чем кто-либо.

Путь к согласию не прост, и органы госуправления Российской Федерации, и политики должны понять, что надо быть внимательными к каждому своему высказыванию, каждому слову, к каждой просьбе. Если что-то не правильно, не ясно, надо объясниться, прислушаться. Процесс возрождения не упрощается, а обогащается, и его содержание должно состоять из толерантности, а не наполняться ненужными противоречиями. Правоохранительные органы должны дать объективную, публичную оценку отдельным фактам религиозной нетерпимости в пределах нашего округа, о которых говорилось, а не расценивать их просто хулиганскими действиями. И если даже это так, то почему хулигану должно быть всё дозволено в обществе? Это не обогащает процесс возрождения. В случаях осквернения религиозных святынь, конфликтов на религиозной почве и других подобных, негативных явлениях должно совершаться правосудие, какой бы религии или национальности это не касалось. Это тот случай, где не должно быть мелочей ни в какой форме. Конечно, в стране положение постепенно выправляется, но мы успели нанести серьезный моральный ущерб всем нам. Нельзя допустить роста появляющегося в обществе негатива, чтобы затем не пришлось "героически" преодолевать его. Хорошо не там, где преодолевается негатив, а там, где незримо, как бы само собой принимаются меры для того, чтобы его не допустить. Вот это высшая степень достижения согласия в обществе. Я считаю, что возрождающийся ислам не требует какого-то жесткого управления, и всё же для полноценного диалога с представителями духовенства необходимо определить органы государственной власти, к которым наши уважаемые муфтии могли бы обратиться в поисках ответов на свои вопросы. Ведь не секрет, что порой они не находят ответы у губернаторов. В некоторых областях по несколько лет не могут отвести место для строительства мечети или храмов других религий. Нельзя эти вопросы откладывать и решать только через годы, когда уже требуется больше усилий.

Мы говорим, что религия отделена от государства. Но я всегда говорю и у нас это знают: по Конституции она отделена от государства, но не от общества. А общество - это мы с вами, оно все больше состоит из верующих людей, к которым вера вернулась или возвращается. Уникальное явление: почти целый век запрещали веру, а она оказывается не умирает. Как только стало возможным, она возродилась. Это - исторический пример, достойный войти в учебники истории.

Мы являемся свидетелями этих исторических процессов. Отрадно то, что есть понимание и у Президента Российской Федерации. Признание Российской Федерации Организацией Исламская Конференция в статусе наблюдателя, проведение двух заседаний международной группы стратегического видения "Россия - Исламский мир", в том числе и в августе этого года в Казани, дает всем нам реальный шанс принимать самое активное участие в налаживание мостов между Западом и Востоком.

Но у нас очень много работы и внутри страны. Вера - это тонкая материя, к ней нельзя прикасаться неумелыми руками. Я уже многократно говорил о том, что надо создать министерство, которое работало бы с людьми разных национальностей и конфессий, то есть занималось бы более высокой материей чем, скажем, жилищно-коммунальным хозяйством, которым сейчас наряду со всем остальным занимается Министерство регионального развития, в ведение которого отданы и национальные вопросы. Региональное развитие - это всё-таки категория больше экономическая, а национальный вопрос, скорее, относится к духовной сфере.

В настоящее время всем нам более серьезно надо задуматься о приоритетных направлениях исламского возрождения. Если на начальной стадии возрождения Ислама, что вполне естественно, больше внимания уделялось строительству на местах мечетей, открытию медресе, воссозданию мусульманских общин без учёта принципов их функционирования, материального, финансового и кадрового обеспечения, то сегодня жизнь уже сама поставила эти проблемы перед нами. Настало время, когда свои деяния следует более четко соизмерять со своими возможностями, с политической ситуацией в России и регионах, глубже вникать в сущность существующих проблем.

В этой связи актуальным становится определение чётких приоритетов в решении внутриконфессиональных проблем. В первую очередь, это касается качества подготовки кадров, состояния мусульманских учебных заведений, проблем их материально-технического и финансового обеспечения, развития системы мусульманских средств массовой информации, выявления внутренних ресурсов функционирования самой мусульманской общины и преодоление той потребительской психологии, которая сдерживает процесс формирования полноценных исламских институтов.

В последнее время довольно активно обсуждаются вопросы, связанные с совершенствованием системы религиозного образования. В обществе сейчас достигается определенное взаимопонимание, которое не может ограничиться присутствием духовных лиц или учёных-теологов только в религиозных учебных заведениях. Они должны появляться в обществе, в светском мире среди интеллигенции. И я уверен в том, об этом уже неоднократно говорил, что именно через реформирование существующей системы образования мы сможем решить и кадровые проблемы самой мусульманской общины, выработать формы эффективного возрождения наших многовековых традиций в сфере богословско-правовых отношений и в области духовной культуры. В настоящее время мы работаем над поиском путей совмещения светской формы обучения с религиозной, думаем какие дипломы выдавать, какие программы вводить. Может быть выпускники должны иметь два диплома: по желанию они будут учиться по программе, которая даёт и светское образование, и чисто религиозное. При этом необходимо обратить внимание и на настрой, самочувствие самих студентов. Я считаю, что в этом вопросе должна быть ясность, и мы не должны оставаться в стороне от этой проблемы, надеясь лишь на помощь арабских стран.

Сколько можно дискуссировать о том, что преподавать в школах? Никто не может утверждать, что искусственно создаваемый на этой почве антагонизм не повлияло или не повлияет на поведение молодежи? Коль мне доверено отвечать за республику, в данном случае я твердо заявил о том, что независимо от любых решений и уровня их принятия, в Татарстане исключено преподавание основ только одной религии. Мы предлагаем обсудить и выработать приемлемые для всех учебники. В то же время, я считаю, не является правильным и учебник по основам всех религий, если в нём сотня страниц будет посвящено основам православия, полторы страницы - исламу и полстраницы - другим религиям. В этом вопросе мы должны быть открытыми, потому что нам суждено жить вместе на этой земле. Хотелось также обратить внимание и на тот факт, что с эфира не начавшись исчезают передачи на тему религиозной духовности, за исключением программ о православии. На федеральных каналах внимание на мусульман обращается только во время больших праздников.

Почему я говорю об этом сегодня? Потому что мы собрались, как я уже сказал, накануне нового праздника, значит наши дела и мысли должны быть направлены на сотворение добра. Я хочу поздравить всех с наступающим праздником. Он станет традицией и будет восприниматься с должным уважением только в том случае, если мы наполним его настоящим содержанием. Не дай Бог, Аллах остаться ему лишь красным днём в календаре. Я думаю, что у нас хватит понимания, ума и мудрости использовать его в деле укрепления мира и согласия между людьми. Но самое главное: все, о чем мы говорили сегодня, необходимо воплотить в жизнь. То что заговорили об этом во весь голос - это уже огромное достижение. Но для того, чтобы оно стало примером для всей цивилизации, мы должны и можем очень многое сделать. Спасибо за внимание.
Все материалы сайта доступны по лицензии:
Creative Commons Attribution 4.0 International