Выступление Президента Республики Татарстан Минтимера Шаймиева на III заседании группы стратегического видения "Россия - исламский мир"
1 февраля 2007 г., четверг
Уважаемые участники форума международной группы стратегического видения "Россия - исламский мир"!
Я рад нашей новой встрече. Мы виделись в Москве, затем в Казани, обсудили многие важные вопросы развития исламского мира, познакомились с опытом Татарстана, процессами происходящими в России в условиях возрождения ислама.
Стамбул не просто прекрасный город, но он еще совмещает в своем облике несколько символов. В эпоху Византии здесь было сердце православия и Россия утверждала в Константинополе своих иерархов. Даже патриархов присылали на Русь из Византии.
Основатель Великой Болгарии - один из праотцов современного Татарстана Кубрат-хан воспитывался именно здесь.
В Стамбуле ощущаются общие авраамические корни иудаизма, христианства и ислама, но без тех противоречий, которые имеют место в Иерусалиме.
В отношениях России и Турции были непростые исторические ситуации. Благодаря разностороннему сотрудничеству руководителей обоих государств, особенно в настоящее время, взаимопонимания становится всё больше.
Многое связывает татар с Турцией. Не только близость языка и культуры. Ряд политических деятелей, неугодных царскому режиму России, оказались в Стамбуле и внесли свой вклад в дело Ататюрка. Я имею в виду советников первого президента Турции Юсуфа Акчуру, Садри Максуди, других наших соотечественников. Они чувствовали ветер перемен, и то, что не смогли реализовать в России того времени, пытались осуществить в Турции.
Ирония судьбы заключается в том, что один из самых выдающихся богословов ХХ века Муса Бигиев был осужден в Османской империи за свои труды. Скоро выйдет его перевод Корана на старотатарском языке, запрещенный в свое время в России. А теперь именно Турция стимулирует конференции и издание трудов Мусы Бигиева, следит за его могилой в Каире. За что мы благодарны.
Возможно, именно в Стамбуле воплощены все перипетии исламского мира. Стамбул был столицей последнего халифата, а затем он оказался местом отделения религии от государства Турецкой Республики во времена Кемаля Ататюрка.А теперь вновь возрождается духовность. Это и не осуждение и не возвеличивание. Так сложилась судьба.
Общество не может жить без религии, даже если это записано в Конституции. В России более 70 лет была запрещена религия. Имамов репрессировали, мечети сносили, людей учили атеизму. Но наступила эпоха перестройки, появилась демократия и религия вернулась, поскольку она вне времени и личных пристрастий правителей.
Многие страны пытались идти по пути секуляризации, но в этом случае народ оказывался разделенным. Расколотое общество нестабильно. Возникает идейная гражданская война. Одни оказываются атеистами, другие замыкаются в фундаментализме.
Татары избежали этой участи, поскольку в свое время реформировали ислам. Не в том смысле, что отказались от канонов ислама, а скорее наоборот вернулись к ним. Вернулись к истокам, но не в смысле радикальных фундаменталистов, а в понимании ранних мусульман.
Когда ислам зарождался, мусульман было очень мало, не как сегодня. Не было таких финансовых ресурсов, как сегодня, но, тем не менее, ислам завоевал полмира - за счет знаний, соединенных с волей. Других ресурсов не было. Знания плюс политическая воля являются двигателями прогресса.
Мы все внимательно следим за происходящими процессами в Европе. Там разные языки, у каждой нации древняя культура, очень непростые исторические отношения - достаточно вспомнить Германию и Францию. Но ведь все интегрируются. В исламском мире больше сходства. Даже на татарском языке без коранических терминов невозможно разговаривать. Я уже не говорю о том, что есть десяток арабских стран, очень близких по культуре и языку. Не хотел бы выглядеть европоцентристом. Мы видим новые процессы, которые происходят в мире, от которых исламский мир не должен отрываться, противостоять и отставать.
В нашем лексиконе популярны слова об умме мусульман, умме Турции, Египта, Иордании и т.д. В России говорят об умме мусульман страны или же отдельно Татарстана. А в мире идет интеграция. Есть глобализация в нарицательном смысле, а есть интеграция на почве реальных интересов. У глобализации есть и преимущества для тех, кто умеет этим пользоваться. Почему бы не объявить исламскую глобализацию, причем не против Запада, а совместно с Западом. Деньги есть, есть интеллектуальные силы. Тысячи и тысячи мусульман работают в лучших университетах Запада. Пусть теперь они поработают на исламский мир.
Много исламских сайтов в Интернете. Они повторяют аяты Корана и хадисы. Нужен и другой сайт, который объединяет выдающиеся умы исламского мира. Мы эту миссию могли бы взять на себя.
Европа дает немало тем для размышлений. По большому счету Европа начиналась в Андалузии. Европа, на первый взгляд, католическо-протестанская. Но откуда возникла Европа? Разве ее можно понять без Андалузии, университета Кордовы, культуры Гранады? Невозможно. Мусульмане вернули античных философов миру, а вместе с тем стимулировали эпоху Возрождения. Тогда появилось понятие Запада. В Европе не любят это вспоминать, но это так. Я говорю известные вещи.
Европа когда-то училась у мусульман, но и мы должны учиться у Европы. Есть известный хадис: "Ищите учения от колыбели до могилы. Ищите науку, если бы она и находилась в земле Китая. Кто хочет блаженства в этом мире, тот пусть займется торговлей, а кто хочет блаженства в том мире, тот пусть ищет воздержания и благочестия; а кто же хочет блаженства обоих миров - пусть ищет его в учении и знании". Замечательные слова Пророка. Нужно учиться и на Востоке и на Западе.
Ислам мог бы сыграть огромную роль в обновлении Европы, не в смысле технологии и научных знаний, а моральных принципов, справедливости.
Все люди от рождения свободны и равны. Здесь не имеет значения физиология или происхождение, раса или язык, религия или страна. Пророк сказал: "Справедливость султана в течение одного дня лучше, чем поклонение в течение семидесяти лет". Надо это помнить.
Человек вмешивается в ход истории и в этом смысле творит ее. Истина не застывший абсолют, она зависит от нас. Проблема связана не только с тем, как много и что именно мы извлекаем из ислама. Вопрос в другом: что мы в него привносим. И как наш вклад способен изменить облик ислама.
В Коране нет запрета на прогресс. Но в жизни есть устаревшие традиции. Разве плохо, что в Татарстане производятся самолеты, типа Боинга? Разве плохо, что тяжелые грузовики КАМАЗ завоевывают первые места в гонках "Париж-Дакар"? Разве плохо, что вертолеты из Татарстана летают над мирным небом Турции? Разве плохо, если мирный атом арабских стран начнет служить в интересах их населения.
Прогресс в знаниях, как это было в средневековой Андалузии, должен привести к всестороннему гармоничному развитию. Жить надо не только за счет нефти, но, прежде всего, за счет знаний. Следующую нашу встречу надо организовать совместно с выдающимися учеными-мусульманами. Ведь и среди лауреатов Нобелевской премии есть мусульмане. Существует исламская Академия наук. Надо соединить политиков и ученых.
В Турции под Анталией в горах есть обсерватория Татарстана. В прошлом году с помощью этого телескопа открыли новую галактику. Открытие подтвердили обсерватории Принстона, Кембриджа. Когда-то именно мусульмане приоритетно занимались астрономией. Вселенная не застывшее скопище планет и звезд, она развивается - возникают новые звезды и планеты, а некоторые из них угасают. Астрономы доказали, что Вселенная расширяется. Не об этом ли говорится в Коране: "Я не поклянусь планетами, быстро текущими и скрывающимися". Я понимаю, что легче найти новое месторождение нефти, чем галактику, и это выгоднее. Однако интеллектуальный потенциал стоит больше, чем нефть.
Нужны прорывные технологии, исламский мир должен занять свое достойное место в сфере знаний, для этого имеются реальные возможности.
Россия всегда занимала особое место в исламском мире. В советское время без России не решались мировые проблемы. Сегодня ситуация изменилась, и нужно вершить дела не только с помощью оружия, как это было, а умом. У татар есть пословица, которая гласит: "Тот, кто силен, победит одного, а кто умен - победит тысячу". Наш век - эпоха соперничества умов и современных технологий.
В перестроечные годы Россия значительно ослабила свои позиции в исламском мире. Сейчас роль России заметно возрастает, что безусловно положительно скажется на влиянии исламского фактора в мировой политике.
Политику решает не только сила, но и мудрость. Наша постоянная группа, которая анализирует и в итоге имеет свое видение, могла бы объединить свои усилия с европейскими и американскими центрами, которые хотят найти общий язык с мусульманским миром.
В России есть опыт сотрудничества разных конфессий. Мы должны сказать, что конфликт цивилизаций не пройдет. В Палестине не может быть военной победы, но может быть победа разума. В Ираке не может быть победы вооруженной силы, но может быть победа доброй воли. В Иране бессмысленно пытаться навязать то, что противоречит интересам страны. Двойные стандарты не пройдут! Нужна другая политика, основанная на справедливости.
Россия вступила наблюдателем в ОИК и должна иметь свое место в исламском мире, не просто участвовать на заседаниях, а нести долю ответственности. Опыт России это - политический ресурс. Татарстан готов участвовать в этой миссии в силу своих возможностей.
Дорогие участники и гости Семейного фестиваля
«Сабантуй Дружбы и Единства»!
Уважаемый Муфтий Москвы, Глава Духовного собрания мусульман России Албир хазрат Крганов!
Кадерле дуслар, Сабан туе кунаклары!
Сердечно приветствую вас на нашем древнем национальном празднике Сабантуй!
Отрадно, что мы можем масштабно проводить свой национальный праздник в любой географической точке страны и мира, в каждом регионе, где живут татары и башкиры. Как известно, его название уже перекочевало во многие языки народов планеты. Сабантуй – это уникальное проявление народной дипломатии, это не просто песни-танцы, игры и веселье, он имеет глубокий и разносторонний смысл.
Уважаемый ученые – участники конференции!
Уважаемый Рифкат Нургалиевич!
Сердечно приветствую вас на Международной научной конференции, посвященной 95-летию со дня рождения выдающегося учёного современности, доктора филологических наук, профессора Мансура Хасановича Хасанова.
Прежде всего, хочу поблагодарить руководство Академии наук Республики Татарстан и всё научное сообщество республики за то, что бережно храните память о Мансуре Хасановиче, продолжаете традиции, основанные им и на его примере и бесценном научном наследии воспитываете новые поколения ученых.
Уважаемые депутаты!
Мөхтәрәм җәмәгать, бүгенге киңәйтелгән утырышта катнашучылар!
Хөрмәтле Фәрит Хәйруллович!
Сердечно приветствую вас – представителей разных поколений и разных созывов законодательного органа нашей республики. История нашей страны и республики такова, что в течение всего своего существования, представительному органу власти республики, каждому его созыву выпала честь принять важнейшие для нашего многонационального народа решения.
Уважаемые участники итоговой коллегии Комитета Республики Татарстан по охране объектов культурного наследия!
Уважаемый Иван Николаевич!
Мы в Татарстане одними из первых в стране задумались о сохранении своего культурного наследия и решили взяться за масштабное восстановление памятников истории и культуры на территории нашей республики. Это был не только серьезный деловой порыв, но и яркое свидетельство духовной зрелости нашего народа, который также активно включился в процесс возрождения исторических объектов не только федерального или республиканского значения, но и памятников местного уровня. Во многом этим и было обусловлено создание в 2018 году Комитета Республики Татарстан по охране объектов культурного наследия, который постепенно разворачивает свою деятельность, принимая под свое крыло всё больше и больше объектов, имеющих большую ценность для народов, живущих в нашей республике.
Все материалы сайта доступны по лицензии:
Creative Commons Attribution 4.0 International
Обнаружили ошибку?
Выделите слово или предложение и нажмите CTRL+ENTER