Президент Татарстана Минтимер Шаймиев: "Мы можем, и у нас всё получится!"

31 августа 2007 г., пятница
До 900 миллиардов рублей намерен довести Татарстан объем валового регионального продукта (ВРП). Такой прогноз к 2011 году, который на четверть больше нынешнего показателя, только что сделало республиканское министерство экономики. Насколько это реально? Как будет развиваться регион, отличающийся своим особым путем, в ближайшей перспективе? И что ждет его жителей? Накануне главного праздника Татарстана - Дня республики, который отмечается сегодня (30 августа), её президент Минтимер Шаймиев ответил на вопросы "Известий".

Вопрос: Минтимер Шарипович, Татарстан опять стремится быть впереди России всей, если ставит для себя такую высокую планку?

Ответ: Возможно, это покажется странным, но наша республика все перестроечные годы продолжала работать в созидательном режиме. Даже когда в целом по стране произошел резкий обвал промышленности и снизились объемы внутреннего валового продукта. Некоторое снижение было и у нас, но в основном из-за того, что сократился объем оборонных заказов. Республика насыщена оборонными предприятиями, но падение производства у нас было намного меньше. И я считаю, что благодаря несколько иному, чем в других регионах, подходу к экономическим реформам, нам удалось миновать промышленный спад.

Теперь это уже реалии: наш путь позволил быстрее встать на рыночные рельсы и, как мне кажется, организовать более эффективную экономику сегодня. Почти по всем направлениям мы идем с превышением прежних планов. Основной наш показатель эффективности экономического развития - валовый региональный продукт - только за последний год вырос на 7%, и составил 620 миллиардов рублей. По последним данным из независимых источников, Татарстан по совокупным показателям экономического развития находится на втором месте после Москвы, а по социальному развитию - на третьем в стране. Сейчас в республике индекс промышленного производства составляет 109,7%, что существенно выше и среднероссийских показателей и тех, которые планировались нами на нынешний год. Поэтому мы собираемся скорректировать в сторону увеличения параметры республиканской программы социально-экономического развития до 2010 года.

Вопрос: В Татарстане сейчас всё больше говорят о "жизни после нефти"…

Ответ: Да, мы планируем увеличить объем нашего ВРП без роста нефтедобычи. Сегодняшний уровень диверсификации нашей экономики довольно высок, хотя мы имели все предпосылки выбрать безболезненный путь экспортно-сырьевого развития. Ведь в республике ежегодно добывается 30 миллионов тонн нефти и есть подтвержденные запасы еще на 30 лет вперед. Но понятно же, что благоприятная конъюнктура на рынке сырья не будет существовать вечно. Поэтому сознательно, еще десять лет назад, чтобы повысить качество нашего экономического роста, мы решили стабилизировать объемы нефтедобычи и направить основные усилия на углубление ее переработки.

Главная ставка делается сейчас на нефтехимию. Она, как показывает практика и те проекты, которые мы реализуем, дает минимум 20% эффективности. Окупаемость хорошая. И к тому же не так чувствуется конъюнктура нефтяных цен. Так что нефтехимия - это, если хотите, призвание республики, наше будущее.

Основа эффективного развития промышленности Татарстана будет находиться в Нижнекамске. В этом городе строится нефтехимический и нефтеперерабатывающий комплекс, ориентированный на углубленную переработку тяжелой высокосернистой нефти. Размер инвестиций превысит 130 миллиардов рублей. Правительство Российской Федерации на конкурсной основе поддержало этот проект за счет средств Инвестиционного фонда: 16,5 миллиарда рублей будут направлены на строительство объектов инфраструктуры комплекса.

Повторю уже прежде сказанное: политике руководства Татарстана свойственен прагматизм. Это вовсе не значит, что мы словно флюгер: куда ветер подует, туда и разворачиваемся. Как раз наоборот. Прагматизм в данном случае означает адекватное реагирование на потребности жизни, запросы времени. Так, мы настояли на дифференциации налогов для нефтяных компаний. Ведь нельзя сравнивать, например, месторождения Татарстана, которые дают нефть уже 60 лет, начиная с послевоенных времен, и новые месторождения в Сибири. Не может налогообложение быть одинаковым для всех.

Вопрос: А условия для малого бизнеса? На федеральном уровне его безуспешно пытаются поддерживать не одно десятилетие. Что делают для стимулирования предпринимательства в Татарстане?

Ответ: Мы стараемся не мешать предпринимателям. Ведь они, как птицы, в неволе не размножаются. Но малый бизнес умеет справляться со многими проблемами так, как государство никогда не сможет. И к 2010 году мы хотим увеличить долю малого и среднего предпринимательства в ВРП до 30%.

Особые надежды связываем с предпринимателями в сфере инноваций. Как показывает зарубежный опыт, именно небольшие предприятия оказываются наиболее эффективными в разработке новейших наукоемких технологий, образцов продукции, которые затем внедряются крупными компаниями. Республиканская программа поддержки малого предпринимательства предлагает не прямое бюджетное финансирование субъектов малого бизнеса, а прежде всего государственные вложения в предпринимательскую инфраструктуру. Изучив опыт ряда зарубежных стран в сфере передовых технологий, в том числе Швеции и Финляндии, мы создали на своей территории 14 технопарков. Один из них, самый известный, это "Идея" - действительно инкубатор идей, которые проходят короткий путь от теории до воплощения.

Вопрос: Но полезное начинание зачастую встречают в штыки коррумпированные чиновники, наживающиеся на бизнесе…

Ответ: Где много чиновников, особенно с надзорными функциями, там и должностные преступления. В ближайшие год-два мы планируем сократить численность государственных служащих и довести до 3% от ВРП государственные расходы на их содержание. Это явится и большим вкладом в антикоррупционную борьбу. Татарстан одним из первых в России принял закон о противодействии коррупции. Начатая в республике борьба дает свои результаты. Только с начала нынешнего года осуждены более 40 чиновников различного ранга, бравших взятки и злоупотреблявших служебным положением.

Вопрос: Нынешний год богат на победы татарстанских команд в чемпионатах России по водному поло, волейболу, хоккею на траве. Почти все спортивные клубы находятся под крылом крупных компаний республики. Насколько оправданны эти затраты?

Ответ: Вы ещё не упомянули хоккеистов команды "Ак барс", которые стали обладателями Кубка европейских чемпионов и серебряными призерами чемпионата России. Огромные успехи и у баскетболистов команды "Уникс". Судите сами: каждое высокое достижение - достойный пример для юных спортсменов, вклад в развитие этого вида спорта в республике. Успехи родных команд влияют на настроение татарстанцев, параллельно воспитывают и чувство патриотизма. Не знаю, другой идеи, более привлекательной для сплочения нации и молодежи, чем спорт. Он объединяет всех и вся.

У нас в республике создается так называемая "спортивная вертикаль", позволяющая вовлечь ее жителей в занятия спортом с малых лет. Так, уже построено 22 дворца с искусственным льдом. Возводятся площадки для волейбола и баскетбола. Мы нанимаем сейчас много хороших тренеров для работы с детьми, начиная с раннего возраста. Уверен, это даст плоды в ближайшее время.

Вопрос: Что подвигло вас объявить нынешний год в Татарстане Годом благотворительности?

Ответ: Считаю, что назрела потребность в обществе, появилось много людей, которые готовы помочь обездоленным, творят добро, совершают добрые дела. При этом они даже не хотят огласки своих действий. Благотворительность должна идти от сердца. Делая добро, не нужно думать, о тех материальных или моральных благах, которые получишь взамен. К счастью, в Татарстане немало людей, которые творят добро от души и для души.

Но раньше помощь нуждающимся зачастую носила хаотичный характер. Кто-то испытывал потребность помочь, но не знал, что именно требуется в том или ином случае, и кому конкретно эта помощь нужна. В результате - один получал много, уже даже не нуждаясь в этом, а другой оставался вообще ни с чем. Это неправильно, и поэтому мы решил скоординировать эту работу, создав единый реестр благотворителей и тех, кто нуждается в их помощи. Иначе говоря, свести вместе "спрос" и "предложение".

Результат - налицо: собраны немалые средства, на которые закупаются и передаются нуждающимся инвалидные коляски, слуховые аппараты и мобильные телефоны, медицинские препараты и приборы, оплачиваются дорогостоящие операции за рубежом. Все первоклассники из малоимущих семей к 1 сентября будут обеспечены ранцами, канцтоварами и спортивной формой. Главное: была оказана не только материальная поддержка обездоленным, но и в обществе стало проявляться более чуткое отношение к их судьбам. Изменилось само восприятие, поменьше стало равнодушных.

Знаете, я заметил одну важную особенность в моих земляках. Они нередко в последнее время употребляют в своей речи выражение "Мы можем". По-татарски это звучит - "Без булдырабыз". В этой фразе емко выражается само поведение людей, чувство их собственного достоинства, выразительно проявляется их способность сделать очень многое. Вместе мы можем горы свернуть. Хочется, чтобы эти слова были на языке у каждого: "Мы можем" - значит, всё у нас получится!
Все материалы сайта доступны по лицензии:
Creative Commons Attribution 4.0 International