Выступление Президента Республики Татарстан М.Ш.Шаймиева на заседании Совета при Полномочном представителе Президента Российской Федерации в Приволжском Федеральном округе
25 декабря 2007 г., вторник
Реформа профессионально-технического образования: опыт Республики Татарстан
Уважаемые члены Совета!
Прежде чем начать свое выступление, скажу несколько слов о том, что представляет собой система образования в Республике Татарстан.
Она включает в себя 23 государственных и 14 негосударственных вуза, 60 филиалов вузов, половина из которых находится за пределами республики.
В 2006/2007 году в государственных высших учебных заведениях обучалось около 167 тыс. человек. В негосударственных вузах - порядка 61 тыс. человек. В 2261 общеобразовательном учреждении обучается 399856 человек.
Также мы располагаем 95 учреждениями начального профессионального образования (далее - НПО), в которых обучаются 38836 человек. В 81 учреждении среднего профессионального образования (далее - СПО) - 56123 человека.
В настоящее время мы находимся на завершающей стадии реформы начального и среднего профессионального образования.
Наша реформа носит системный характер и предусматривает глубокие преобразования в системе профобразования.
Функционирование системы профобразования предполагает трех базовых участников: бизнес-сообщество как потребитель трудовых ресурсов, обучающиеся в системе профобразования и государство, определяющее "правила игры". Очевидно, государство должно создать такие условия, при которых будут учтены и удовлетворены интересы как обучающихся, так и работодателей.
Прежде чем разработать конкретные меры по реформированию сферы профессионального образования мы провели достаточно масштабные социологические исследования, результаты которых и были положены в основу всей системы разработанных мер.
Мы опросили около 10 тысяч 11-классников. Результаты исследований показали, что школьники достаточно прагматично и зрело представляют приоритеты своего профессионального и карьерного роста.
Интересно отметить, что только менее четверти опрошенных ответили, что не пойдут учиться в учреждения НПО ни при каких обстоятельствах.
По результатам исследований у нас сложилось не только общее, но и количественное понимание требований учащихся.
Далее, в ходе многочисленных совещаний, консультаций, переговоров с представителями предприятий и учреждений республики мы выявили наиболее существенные для бизнеса ожидания от системы начального профессионального образования. В их числе :
- сокращение сроков профессионального обучения
- возможность влиять на политику образовательного учреждения
- гарантии, что выпускник придет работать к тому работодателю, который оплатил его обучение
- изменение содержания обучения: усиление практической составляющей, вариативность и гибкость образовательных программ, модернизация технологий обучения.
При соблюдении вышеперечисленных условий бизнес-сообщество было готово принять активное участие в софинансировании подготовки квалифицированных рабочих и специалистов, предоставить свою технологическую базу и специалистов для образовательного процесса.
На основе анализа этих данных была разработана система мер по реформированию профессионального образования. Она включает следующие ключевые элементы.
Уже с этого года мы перешли на преимущественный набор в учреждения НПО после 11 класса, что позволит нам резко сократить сроки профессиональной подготовки кадров в учреждениях НПО - до одного года. Хочу отметить, что данный элемент реформы воспринимался особенно болезненно как директорским и преподавательским корпусом образовательных учреждений, так и родителями потенциальных обучающихся. Особую озабоченность вызывали проблемы высвобождения учителей общего образования в НПО, появление излишков площадей.
Мы в полной мере используем возможности, предоставляемые законом "Об автономных учреждениях". К настоящему времени 7 учреждений профессионального образования республики преобразованы в автономные образовательные учреждения, и в течение следующего года-двух мы планируем завершить перевод в автономные учреждения всей нашей системы профобразования. Подобное изменение статуса дает не только значительно более гибкую и динамичную систему управления образовательным учреждением, но также реальную возможность вовлечения в образовательную деятельность регионального бизнеса.
Ключевая роль в деятельности автономных образовательных учреждений принадлежит Наблюдательным Советам, которые утверждают образовательные программы, директора учреждения и т.д. В республике мы рекомендуем формировать наблюдательные советы из 11 членов, включая представителей общественных организаций, родителей, муниципальных органов власти, работников самого образовательного учреждения. При этом 4 места из 11 в Наблюдательном совете отводится представителям базового предприятия, и они тем самым получают реальные рычаги влияния на образовательную политику учреждения. Участвуя в управлении образовательным учреждением, работодатель сможет отслеживать финансовые потоки, направляемые им на подготовку кадров для своего предприятия. Таким образом, значительная финансовая и управленческая самостоятельность автономного учреждения компенсируется прозрачностью и подотчетностью его деятельности.
Относительно государственного финансирования профобразования, мы будем жестко следовать принципам нормативного финансирования, когда бюджетные деньги строго следуют за обучающимся.
Ключевым элементом системы мер реформирования является заключение Соглашений между бизнес-сообществом и Правительством республики. На данный момент в Республике Татарстан подписано более 100 Соглашений о государственно-корпоративном партнерстве в области подготовки кадров. Соглашения подписали отраслевые министерства, министерство образования и науки, головной вуз, учреждения начального профессионального и среднего профессионального образования республики, а также предприятия отрасли.
В рамках Соглашения, предприятия берут на себя весьма серьезные обязательства, гарантом исполнения которых является правительство республики: выплата стипендий предприятия, предоставление аттестованных и оплачиваемых рабочих мест для производственной практики, гарантия трудоустройства выпускников, комплекс мер по адаптации молодого рабочего (социальный пакет, помощь в приобретении жилья и т.д.).
На данный момент по таким Соглашениям работают более 400 предприятий республики, ими охвачено 79% учреждений НПО и СПО. В результате этой работы средства, вкладываемые бизнесом в подготовку квалифицированных рабочих в учреждениях НПО, выросли более чем в 6 раз по сравнению с прошлым годом. Заключено 555 договоров на подготовку 7320 квалифицированных рабочих с общим объемом софинансирования более 107 млн. рублей. Суммарные вложения бизнеса в сферу профессионального образования республики превысили в текущем году 340 млн. рублей.
Важнейшим элементом реформы профессионального образования является создание отраслевых образовательных кластеров всоставе 13 вертикально интегрированных цепочек.
Типичный образовательный кластер включает головной вуз, 1-5 профильных учреждений СПО, 5-10 профильных учреждений НПО и группу базовых предприятий - работодателей.
Образовательный кластер позволяет значительно повысить эффективность профессионального образования за счет интеграции всех его уровней и прямого вовлечения в образовательный процесс регионального бизнеса. Кроме этого, в рамках образовательного кластера значительно облегчается карьерный рост обучающегося: начав обучение с низших ступеней профессионального образования, он, поработав на одном из профильных предприятий, может на льготных условиях вернуться на более высокий уровень профессионального образования.
Ряд других элементов реформы не менее важны. Они включают модернизацию как содержания, так и технологий профтехобразования, совершенствование нормативной базы в сфере профессионального образования.
Проводимая реформа уже дает свои плоды. В 2007 году четыре учреждения НПО нашей республики стали победителями федерального конкурса в рамках Национального проекта "Образование". Это: профессиональный лицей (далее - ПЛ) № 19 (нефтехимия-Казаньоргсинтез), ПЛ-57 (машиностроение-КАМАЗ), ПЛ-92 (АПК - ХК "Зотолой колос"), ПЛ-97 (АПК - ОАО "Красный восток Агро"). Консолидированный бюджет четырех учреждений по гранту составляет 341,49 млн. рублей. При этом 42,2% (144 млн. рублей) - это средства стратегических партнеров - предприятий.
Важным элементом реформирования системы НПО является также создание кадетских школ и классов. Дело в том, что имеющаяся система профтехучилищ, помимо функций общего и профессионального образования, раньше выполняла еще чрезвычайно важную социальную функцию работы с "трудными" подростками. При простом, "механическом", реформировании системы и переходе на набор только после 11-х классов мы рисковали оставить без серьезного внимания трудных подростков. Именно с целью восполнения этого пробела мы создали в республике сеть кадетских школ-интернатов, в том числе путем перепрофилирования восьми профтехучилищ. Они пользуются большой популярностью, для поступления во многие из них имеется реальный конкурс.
Таким образом, в результате проводимой реформы нам удалось убрать из сферы профессионального образования несвойственные ей функции: общее образование в республике дается в средних школах, социальные функции по работе с "трудными" подростками возложены на кадетские школы, а учреждения НПО сосредоточены исключительно на профессиональном образовании.
В заключение кратко остановлюсь на одной проблеме профессионального образования, а точнее об очень серьезном дисбалансе, который сложился в профессиональном образовании в пользу высшего образования. За 8 последних лет число окончивших высшие учебные заведения увеличилось более чем в 3 раза и продолжает устойчиво расти. Взрывной рост услуг в области высшего образования сопровождается резким снижением его качества. В текущем году в вузы поступило около 70% всех окончивших школы нашей республики. Все это происходит на фоне явного демографического спада: в 2009 году мы будем иметь выпускников 11 классов в два раза меньше, чем в 2004 году. Такими темпами, в следующие год-два число мест, предлагаемых вузами и их филиалами для поступления, сравняется с числом выпускников общеобразовательных учреждений. Сегодня мы, вероятно, будем говорить о пропаганде рабочих профессий, разработке соответствующих программ и т.д. Но при сохранении нынешних темпов развития высшего образования все это останется на бумаге: при переизбытке предложения со стороны системы ВПО, люди всегда пойдут именно туда. Таким образом, серьезное улучшение в сфере начального профессионального образования нужно начинать с наведения порядка в сфере высшего образования.
Уважаемые коллеги!
Наверное, никого не надо убеждать в том, что образование, инвестиции в человеческий капитал являются главным условием в развитии всех секторов экономики. Реформирование экономики и социальной сферы опирается на реформирование системы образования. Именно образование задает динамику качественного развития общества. И сегодня как никогда важно принять решение о повышении эффективности системы профессионально-технического образования и всей системы образования в целом.
Дорогие участники и гости Семейного фестиваля
«Сабантуй Дружбы и Единства»!
Уважаемый Муфтий Москвы, Глава Духовного собрания мусульман России Албир хазрат Крганов!
Кадерле дуслар, Сабан туе кунаклары!
Сердечно приветствую вас на нашем древнем национальном празднике Сабантуй!
Отрадно, что мы можем масштабно проводить свой национальный праздник в любой географической точке страны и мира, в каждом регионе, где живут татары и башкиры. Как известно, его название уже перекочевало во многие языки народов планеты. Сабантуй – это уникальное проявление народной дипломатии, это не просто песни-танцы, игры и веселье, он имеет глубокий и разносторонний смысл.
Уважаемый ученые – участники конференции!
Уважаемый Рифкат Нургалиевич!
Сердечно приветствую вас на Международной научной конференции, посвященной 95-летию со дня рождения выдающегося учёного современности, доктора филологических наук, профессора Мансура Хасановича Хасанова.
Прежде всего, хочу поблагодарить руководство Академии наук Республики Татарстан и всё научное сообщество республики за то, что бережно храните память о Мансуре Хасановиче, продолжаете традиции, основанные им и на его примере и бесценном научном наследии воспитываете новые поколения ученых.
Уважаемые депутаты!
Мөхтәрәм җәмәгать, бүгенге киңәйтелгән утырышта катнашучылар!
Хөрмәтле Фәрит Хәйруллович!
Сердечно приветствую вас – представителей разных поколений и разных созывов законодательного органа нашей республики. История нашей страны и республики такова, что в течение всего своего существования, представительному органу власти республики, каждому его созыву выпала честь принять важнейшие для нашего многонационального народа решения.
Уважаемые участники итоговой коллегии Комитета Республики Татарстан по охране объектов культурного наследия!
Уважаемый Иван Николаевич!
Мы в Татарстане одними из первых в стране задумались о сохранении своего культурного наследия и решили взяться за масштабное восстановление памятников истории и культуры на территории нашей республики. Это был не только серьезный деловой порыв, но и яркое свидетельство духовной зрелости нашего народа, который также активно включился в процесс возрождения исторических объектов не только федерального или республиканского значения, но и памятников местного уровня. Во многом этим и было обусловлено создание в 2018 году Комитета Республики Татарстан по охране объектов культурного наследия, который постепенно разворачивает свою деятельность, принимая под свое крыло всё больше и больше объектов, имеющих большую ценность для народов, живущих в нашей республике.
Все материалы сайта доступны по лицензии:
Creative Commons Attribution 4.0 International
Обнаружили ошибку?
Выделите слово или предложение и нажмите CTRL+ENTER