Супруга Президента Татарстана Сакина Шаймиева: "Перед выборами муж прозвал меня "домашней оппозицией"
4 июня 2008 г., среда
Сакина Шаймиева выступила в необычной роли писательницы. "Если не в моих силах скрыть от посторонних глаз частную жизнь моей семьи, то лучше уж я приглашу читателей в гости, покажу и расскажу все сама", - объясняет она свое желание взяться за перо. Издательство "Идел-Пресс" предоставило "Известиям" эксклюзивное право опубликовать фрагменты ее книги "В тени Минтимера".
"Я - "политик" в семье"
Пусть я - не публичный политик, зато "политик" в семье. Рядом со мной мой "папулечка", так я называю мужа, "вырос" до президента. Минтимер на моем юбилее сказал, что для него я - та женщина, которую невозможно не любить. Эти нежные и милые слова тем приятнее, что - муж сдержанный человек.
...Как-то весенним вечером в разгар танцев в клуб зашел незнакомый темноволосый молодой человек. Наши глаза встретились, и как будто ток пробежал по моему телу. Это был Минтимер. Он был такой... необъяснимо обаятельный. Подошел именно ко мне и сразу же пригласил танцевать. Мы оба очень волновались. Я даже стеснялась прямо посмотреть ему в лицо.
...В тот вечер он больше ни разу меня не пригласил, а танцевал все время с моей подругой Ритой. Мне было обидно: он мне так понравился, а я ему - нет! После танцев он взял нас обеих под руки... и пошел провожать до дому. Около калитки попрощался с Ритой, а меня попросил остаться. Я ему с обидой и говорю: "Что же ты весь вечер танцевал с моей подругой, а сейчас оставляешь меня?" А он мне откровенно отвечает, что весь вечер выспрашивал у Риты, откуда я родом, где работаю, встречаюсь ли с кем-нибудь... Оказывается, я тоже запала ему в сердце. Минтимер говорит, что сразу меня заприметил: что за красавица в белой кофточке, темном сарафане, с длинными черными косами? Наверное, такой бывает любовь с первого взгляда...
Когда мы познакомились, Минтимер приехал в родной район на преддипломную практику (Сакина Ахунова приехала в Калининский, ныне Актанышский, район из Казани по направлению после окончания кооперативного техникума. - "Известия"). Мы встречались каждый день. А после окончания практики он уехал обратно в Казань. Мы каждый день писали друг другу письма, разговаривали по телефону. Он звонил и обязательно спрашивал меня: "Ты написала мне сегодня?" Его любовь была так сильна, что даже его друзья говорили мне, что я, наверное, его околдовала. Один из его студенческих друзей - Гайнулла - рассказывал, что Минтимер никуда не ходит, ни на какие вечера его не вытащишь. Сидит и целыми днями смотрит на мою фотографию, а ночью кладет ее под подушку.
Бракосочетание по мусульманскому обряду - никах - провели в Казани. А свадьба должна была пройти в деревне у Минтимера. Мы отправились в путь на белом пароходе. Наверное, это одно из наших самых романтических воспоминаний. Мы - молодые, красивые, влюбленные... Вокруг живописнейшие берега Волги, Камы... Спустя годы журналист задал Минтимеру Шариповичу вопрос: "Помните ли вы свой самый счастливый день?" Он ответил: "О, это было давно, когда мы с Сакиной плыли на пароходе из Казани".
Наш с Минтимером брак был зарегистрирован 7 июня 1961 года, и ровно через девять месяцев 7 марта 1962 года родился первенец - Айрат. На пятом-шестом месяце беременности, когда плод начал активно двигаться, Минтимер просыпался ночью от этих "толчков". Он осторожно клал голову на живот, нежно и ласково гладил его, успокаивая нашего будущего ребенка. После того, как отвез меня в больницу, он спрятал все мои фотографии в сундук. Когда он привез нас с сыном из больницы, я, не обнаружив дома своих фотографий, очень удивилась и спросила, зачем он это сделал. А он говорит: "Знаешь, я не спал целые сутки, очень боялся за тебя. Мне стало казаться, что ты умрешь во время родов, а я останусь с одними фотографиями". Врачи потом сказали, что он замучил их телефонными звонками, звонил всю ночь.
"Орден в равной степени принадлежит нам обоим"
Минтимера назначили управляющим Мензелинским районным объединением "Сельхозтехника". Ему было 25 лет. Назначали в Москве. Сказали, что во всем СССР нет такого молодого руководителя. Минтимер день и ночь пропадал на работе. ...В 29 лет наградили орденом Ленина - самой престижной советской наградой, которой в те годы награждали только особо заслуженных людей, обычно в возрасте 60-70 лет. Получив орден, Минтимер в обед заехал домой, положил коробочку на середину стола и оставил записку: "Дорогая моя, орден Ленина нам обоим в равной степени принадлежит". Прочитав эту записку, я заплакала от счастья.
...Наши сыновья родились с разницей в 2 года 8 месяцев. Такая же разница у нас с Минтимером. Я припоминаю два случая, когда был очень серьезный разговор отца с мальчиками.
Как-то раз возвращаемся с Минтимером с работы, заходим во двор. Навстречу попался соседский мальчишка: "Дядя, а там ваш Айрат с мальчиками курит". Старший сын тогда учился в четвертом классе. Отец не сказал сыну ни слова, дал ему денег и велел купить в гастрономе, на первом этаже нашего дома, папиросы. Принес сын папиросы, отец заставил его курить. Ребенок давится, задыхается, кашляет, плачет. Отец же непреклонен: "Кури, кури..." И вот так - целую неделю. Результат налицо: ни старший, ни младший больше никогда не курили.
Второй случай произошел тоже с Айратом. Как-то мы уехали на отдых. Он же, пользуясь нашим отсутствием, получив "двойку" или "тройку", вырывал из дневника страницы. Приехав, отец сразу заметил: с дневником что-то не то. Попросил классную руководительницу выписать из журнала все оценки. Был серьезный разговор, пару раз и ремнем по мягкому месту попало.
Мне наблюдать эти наказания было тяжело. Было очень жалко детей, я выходила в другую комнату и плакала. Минтимер же говорил мне: "Сакина, если мальчиков не держать в строгости, неизвестно, что из них получится".
"После этого случая я поседела"
1974 год. Минтимер Шарипович - министр мелиорации и водного хозяйства ТАССР. В ноябрьские праздники мы поехали в родную деревню супруга. На обратном пути была сильная гололедица, хлопьями шел снег. Видимость нулевая. Недалеко от Чистополя машина потеряла управление и полетела под откос. Мы, наверное, перекувырнулись раза четыре. В машине находились: я, Минтимер, мой брат Мубаракзян, его жена Сания, Айрат и Радик, племянница мужа Альфия.
Некоторое время в машине стояла гробовая тишина. Я подумала, что все погибли. Кое-как выбралась и стала карабкаться по откосу. Добравшись до дороги, сняла изорванную шубу и стала ею размахивать, чтобы остановить какую-нибудь машину. На наше счастье ехал вахтовый автобус с рабочими... Сидевшие в автобусе около двадцати рабочих тут же бросились вниз, быстро перевернули и поставили машину на колеса. То, что я увидела, потрясло и запомнилось на всю жизнь. Муж был без сознания и с черным-пречёрным носом. Он сильно ударился головой. С сотрясением мозга его положили в больницу. У моего брата были серьезные ушибы, повреждение позвоночника. Травма племянницы оказалась очень сложной, она пролежала в больнице около года. Сыновья и я отделались небольшими ушибами и переломами.
Самое обидное - этим случаем воспользовались злопыхатели. Было открыто уголовное дело. Нас постоянно вызывали на допросы в прокуратуру. Когда с нашим делом ознакомили тогдашнего первого секретаря обкома КПСС Фикрята Табеева, он сказал: "Заканчивайте с этим делом. Я не могу из-за глупого случая отстранять такого министра, как Шаймиев".
Так закончились переживания, стоившие нам здоровья и душевного спокойствия. После этого я поседела.
"Мне тепло и уютно в тени Минтимера"
Избрание мужа президентом я восприняла спокойно. Но после первых двух сроков президентства была против переизбраний. Минтимер Шарипович прозвал меня "домашней оппозицией". Но он сказал то, что примирило меня: "Над всеми другими чувствами у меня преобладает чувство ответственности перед народом за доверие".
Вот уже 46 лет мы с Минтимером живем вместе. Отдыхаем мы всегда только вместе. Зимой 2003 года улетели в Швейцарию. Остановились в отеле в местечке Цермат, в 300 километрах от Берна. Каково же было наше удивление, когда 20 января, в день рождения Минтимера, позвонил президент России Владимир Владимирович Путин. Сначала он дозвонился до хозяина отеля, который не знал, кто мы такие. Хозяин был поражен тем, что президент России звонит ему по поводу некоего отдыхающего, естественно, не поверил этому и ответил: вы, мол, не туда попали. Владимир Владимирович позвонил во второй раз и на этот раз уже сказал, что в отеле отдыхает президент Татарстана господин Минтимер Шаймиев. Хозяин удивился еще больше. После того, как наше инкогнито раскрыли, покоя нам не было.
За границей с Минтимером Шариповичем я бываю меньше, чем могла бы. Возможно, меня настораживают воспоминания, как неадекватно относились к поездкам за границу супруги Горбачева Раисы Максимовны. Это меня сдерживало.
Мне "играть" первую леди было бы невероятно сложно. Исподволь получилось, что я не стала примерять на себя эту роль. Мое предназначение в жизни Минтимера совсем другое. Я - любящая его и любимая им женщина. Мне тепло и уютно в тени Минтимера. И я счастлива, что осталась сама собой.
Дорогие участники и гости Семейного фестиваля
«Сабантуй Дружбы и Единства»!
Уважаемый Муфтий Москвы, Глава Духовного собрания мусульман России Албир хазрат Крганов!
Кадерле дуслар, Сабан туе кунаклары!
Сердечно приветствую вас на нашем древнем национальном празднике Сабантуй!
Отрадно, что мы можем масштабно проводить свой национальный праздник в любой географической точке страны и мира, в каждом регионе, где живут татары и башкиры. Как известно, его название уже перекочевало во многие языки народов планеты. Сабантуй – это уникальное проявление народной дипломатии, это не просто песни-танцы, игры и веселье, он имеет глубокий и разносторонний смысл.
Уважаемый ученые – участники конференции!
Уважаемый Рифкат Нургалиевич!
Сердечно приветствую вас на Международной научной конференции, посвященной 95-летию со дня рождения выдающегося учёного современности, доктора филологических наук, профессора Мансура Хасановича Хасанова.
Прежде всего, хочу поблагодарить руководство Академии наук Республики Татарстан и всё научное сообщество республики за то, что бережно храните память о Мансуре Хасановиче, продолжаете традиции, основанные им и на его примере и бесценном научном наследии воспитываете новые поколения ученых.
Уважаемые депутаты!
Мөхтәрәм җәмәгать, бүгенге киңәйтелгән утырышта катнашучылар!
Хөрмәтле Фәрит Хәйруллович!
Сердечно приветствую вас – представителей разных поколений и разных созывов законодательного органа нашей республики. История нашей страны и республики такова, что в течение всего своего существования, представительному органу власти республики, каждому его созыву выпала честь принять важнейшие для нашего многонационального народа решения.
Уважаемые участники итоговой коллегии Комитета Республики Татарстан по охране объектов культурного наследия!
Уважаемый Иван Николаевич!
Мы в Татарстане одними из первых в стране задумались о сохранении своего культурного наследия и решили взяться за масштабное восстановление памятников истории и культуры на территории нашей республики. Это был не только серьезный деловой порыв, но и яркое свидетельство духовной зрелости нашего народа, который также активно включился в процесс возрождения исторических объектов не только федерального или республиканского значения, но и памятников местного уровня. Во многом этим и было обусловлено создание в 2018 году Комитета Республики Татарстан по охране объектов культурного наследия, который постепенно разворачивает свою деятельность, принимая под свое крыло всё больше и больше объектов, имеющих большую ценность для народов, живущих в нашей республике.
Все материалы сайта доступны по лицензии:
Creative Commons Attribution 4.0 International
Обнаружили ошибку?
Выделите слово или предложение и нажмите CTRL+ENTER