Интервью Президента Республики Татарстан Минтимера Шаймиева газете «Комсомольская правда» - Татарстан»

21 июня 2008 г., суббота
- Минтимер Шарипович, всем известно, что Сабантуй – это праздник плуга, и с древнейших времен он проводится после завершения весеннего сева. А каковы особенности весенних полевых работ в этом году, и есть ли надежда на хороший урожай?

- Действительно, Сабантуй – это своеобразная пауза перед сенокосом, когда люди могут позволить себе отдохнуть и повеселиться. Вы знаете, на праздничном майдане традиционно подводят итоги весенних полевых работ и чествуют сельчан – батыров полей республики. Я считаю, что, и этой весной, как всегда, они потрудились на совесть. Всего по республике засеяно 1 551 550 гектаров земли. Нынче весна была ранняя, сев завершили раньше, чем обычно - 30 мая. Но, по моим многолетним наблюдениям, земля все равно просыпается в свое время, зерна прорастают тоже в свое время. Хоть нам и не нравились дожди и прохлада в конце мая - начале июня, но для наших полей это была почти идеальная погода. Конечно, надежда есть, но как говорится, не тот урожай, что в поле, а тот, что в закромах.

- Минтимер Шарипович, Вы помните Сабантуй Вашего детства и чем отличается от него современный Сабантуй?

- Мы, дети деревни, рождаемся и живем в мире природы, где пашут землю, выращивают хлеб, где все знают друг друга и свои корни, где все радуются и горюют вместе, в мире, где и появился праздник Сабантуй. Поэтому ежегодный Сабантуй — это неотъемлемая часть жизни любого сельского жителя. Так есть и так было во все времена. Во времена моего детства, да и сейчас, это самый большой и самый веселый праздник в деревне, его люди очень ждут, готовятся целый год. И готовятся очень серьезно. Сейчас, наверное, стало проще. Но были времена, я помню, мои родители, да и все сельчане, отрывая от себя, возможно, последний кусок, набирали кое–какой запас еды, чтобы было, чем угощать гостей. Потому что так заведено: на Сабантуй все родственники съезжаются в одну деревню, в один дом, это единственная возможность встретиться, пообщаться, несмотря ни на что. Ведь ни октябрьский, ни майский праздники, ни Новый год в деревне никогда не отмечались.

Конечно, у каждого ребенка есть свои воспоминания. Например, для меня и вообще для всей семьи самым счастливым моментом было то, что накануне Сабантуя папа давал нам немножко денег. Нам их хватало на квас, который умели готовить русские из соседней деревни Ташлыяр. Таким образом, мы один раз в год так напивались этого кваса, аж в животе булькало. А потом целый год рассказывали об этом друзьям. Конечно, самое захватывающее зрелище - это борьба. Мы знали в лицо каждого борца в своей округе. В течение года в деревне шли разговоры, дискуссии на тему: «кто уложит всех на Сабантуе в этом году и станет батыром», делали прогнозы, обсуждали кандидатуры, заключали пари. Гордились, если батыр был из нашей деревни, но если из соседней, то от души желали, чтобы он обязательно проиграл нашему. Вот такой у нас был местный патриотизм.

И, безусловно, самое интересное для нас, мальчишек, были драки, которые случались уже под конец праздника. Знаете, это тоже особенность этого праздника: день Сабантуя — это день откровения. Здесь всё на виду: и любовь, и дружба, и обиды, и огорчения, и хорошее, и плохое. Молодые, обычно, объясняются в любви. А если между людьми есть нерешенные проблемы, то на этом празднике они как-то улаживаются, и даже драки играют в этом положительную роль. Значит, что-то накипело или было за что поддать друг другу. После очередного Сабантуя до следующего, обычно, наступает затишье. Но самое примечательное: никогда не было никакой поножовщины. Может быть, дело и доходило до оглоблей, но нынешней жестокости и трагедии не было.

И, безусловно, самый красивый вид состязаний на празднике Сабантуй — это скачки. Раньше скачки были не по кругу, коней запускали с поля, километров за пять до финиша. О скачках тоже слагались легенды. Какая лошадь, в каком году пришла первой, какой приз получил наездник и так далее. У нас, у мальчишек, всё было на учете. У меня особенно, потому что любовь к лошадям заложена в меня генетически. Мои предки были состоятельными людьми, они держали коня специально для участия на скачках. Поэтому и прозвище родовое у нас было «чаптын», значит, скакун. Рассказывали, что даже в годы коллективизации наша родовая лошадь продолжала первенствовать не только у себя в округе, но и во всем Мензелинском уезде. Мой отец, хотя и работал всю жизнь председателем колхоза, лошадь колхоза для скачек тренировал и готовил сам. Это огромный и серьезный труд, надо следить за лошадью день и ночь, знать и соблюдать все правила кормления, например, накануне скачек нельзя кормить лошадь даже зеленой травкой. Отец в качестве питательного вещества давал скакуну куриные яйца, которые нам самим-то редко доставались. Конечно, и мальчишка-наездник возился с этой лошадью. Эти ребята тоже были героями нашего времени. Наездники - это парни легкие на подъем, шустрые, пронырливые, они знали себе цену. К ним так просто и не подступишься. Как мы им завидовали!

Я бы не сказал, что современный Сабантуй сильно отличается от прежних. Порядок проведения, игры, состязания – все те же, на то и традиция, чтобы соблюдалась. Только призы и подарки стали намного лучше и дороже, да и масштаб праздника значительно вырос.

- Действительно, Сабантуй сейчас стал не просто этнографическим праздником, принадлежащим одной национальности – татарам, но и праздником для всех…

- К счастью, он стал всенародным, и я даже не могу назвать причин, по которым Сабантуй перестал быть чисто татарским, хоть и является самым любимым праздником нашего народа. Сейчас этот праздник доступен всем, во время Сабантуя никто не задумывается над тем, какой он национальности или вероисповедания. Мне этот праздник очень нравится. Я в последнее время не случайно говорю об этом везде. Люди, живущие в многонациональной республике Татарстан, все с удовольствием поют, танцуют, участвуют в играх и соревнованиях на празднике Сабантуй. В последние годы, по нашей традиции, праздник ведется на обоих государственных языках, а поздравления, стихи, песни, комментарии к играм можно услышать на любом языке по желанию зрителей. Это очень радует людей. Видимо, нравятся еще и отношения людей между собой на этом празднике. Это чуть ли не идеал того, к чему всегда стремилось человечество. Если бы все было как на Сабантуе, то это было бы здорово! На самом деле, нет никакой злости, чувствуется духовное единение. Я вижу разные-разные эпизоды праздника, и прихожу к выводу, что в нем есть какое-то уникальное содержание, приводящее к внутренней и внешней гармонии. Наверное потому, что Сабантуй – это праздник души, это ее раскрытое состояние. И что отрадно, оно передается и людям других национальностей. Я сам это замечаю, каждый год бывая на разных праздниках Сабантуй: на сельском, на районном, на столичном. Мне нравится то, что этот праздник по душе всем татарстанцам.

- И не только татарстанцам…

- Да, размах, можно сказать, грандиозный. В этом году, например, пройдет около 140 праздников Сабантуй по всему миру. 18 мая в Астрахани прошел общефедеральный Сабантуй. А в столице Казахстана пройдет межрегиональный Сабантуй, посвященный 10-летнему юбилею Астаны. И ещё в 17 городах этой страны люди разных национальностей вместе поют и пляшут на майдане Сабантуя. Татары, живущие в странах СНГ – Узбекистане, Азербайджане, Украине, Киргизии, Таджикистане – тоже проводят праздник для всех своих сограждан. Традиционно празднуют Сабантуй в Москве, Санкт-Петербурге и в 37 субъектах Российской Федерации. Всего около 60-ти майданов по всей России примут гостей Сабантуя. В местах компактного проживания татар - Финляндии, Турции, Польши, Китая, Латвии, Эстонии, Германии, США, Австралии, Канаде – жители также приобщаются к Сабантую.

Конечно, всё это проходит при поддержке Республики Татарстан. Каждый год мы направляем своих общественных деятелей, артистов, поэтов, писателей, композиторов, журналистов в разные регионы на Сабантуй, чтобы наши соотечественники ощущали любовь и заботу исторической Родины. Например, я в прошлом году получил письмо благодарности из Германии за прекрасный праздник Сабантуй. Таким образом, наш национальный праздник продолжает развиваться, во многом сохраняя многовековые традиции и обычаи татарского народа.

К счастью, случилось так, что экс-президенты Российской Федерации Борис Ельцин и Владимир Путин приезжали к нам на Сабантуй и участвовали в народных играх. Это были знаковые события, которые сделали его в России праздником еще более масштабным. Они оба сходу почувствовали дух Сабантуя и не могли не включиться во всеобщее веселье. Борис Николаевич лихо разбил горшок с завязанными глазами, а Владимир Владимирович ловко достал монетку, погрузив лицо в тазик с катыком. Надеемся, что новый президент Дмитрий Анатольевич Медведев в будущем тоже приедет к нам на Сабантуй, и я уверен, что он тоже не сможет устоять перед азартом этого истинно народного праздника.

- Минтимер Шарипович, а какой вид состязания Вы выбираете на Сабантуе?

- В Сабантуе есть элитные или не всем доступные виды игр. Например, не всем под силу управлять лошадью или быть участником борьбы. Для этого с малых лет немало времени нужно посвящать спорту, тренироваться, суметь выделиться среди сверстников. Но в детстве со мной такого не случилось. Я принимал участие в самых простых видах игр: неплохо бегал, раньше на Сабантуе организовывали забег на три или пять километров. Участвовал в беге в мешках. Но ни разу не брался разбивать горшки, хотя мне эта игра и нравится. Я задумываюсь, почему же я так никогда и не осмелился на это? Знаете, уже нахожу ответ: я, наверное, боялся проиграть. Поэтому осознанно или неосознанно избегал таких видов игр или действий, в каких не был уверен в своей победе. Такое уж у меня правило на всю жизнь: если за что-нибудь взялся, то надо победить, если не чувствуешь сил на победу – лучше не браться. Хорошо это или плохо - не знаю. Вот такой уж я получился. Но, хочу сказать, что и сторонним наблюдателем на празднике Сабантуй я никогда не был. Это и невозможно, потому что дух Сабантуя увлекает! И я, обычно, по ходу праздника с удовольствием принимаю участие в народных плясках.

- Спасибо Вам, Минтимер Шарипович, за увлекательный рассказ. До встречи на майдане Казанского Сабантуя!



Все материалы сайта доступны по лицензии:
Creative Commons Attribution 4.0 International