Минтимер Шаймиев: «Мы сумели построить полноценную систему власти в Татарстане. А президентская – она как бы над всеми»
12 июня 2016 г., воскресенье
Ровно 25 лет назад — 12 июня 1991 года — жители Татарстана выбирали сразу двух президентов. Первым президентом Татарской ССР был избран Минтимер Шаймиев. За него проголосовало 70,6% избирателей от числа принявших участие в выборах. Всего в голосовании приняло участие 63,4% жителей республики. О том, в каких условиях был учрежден пост президента в Татарстане, как проходили выборы, благодаря чему республике удалось сохранить опытные управленческие кадры и многом другом в годовщину института избранного президента Татарстана Минтимер Шаймиев рассказал в интервью «Реальному времени».
Обстановка диктовала: так дальше не могло продолжаться
— Минтимер Шарипович, сегодня становление и развитие института президентства в Республике Татарстан является объектом многочисленных исследований. Между тем, можно с уверенностью сказать, что в данном случае огромную роль сыграли лично вы. Каким запомнился вам 1991 год, когда все только начиналось?
— Я думаю, что 1991 год – это следствие, а причинная связь исходит из начавшихся во второй половине 80-х годов перестроечных процессов в СССР. В то время вся страна уже жила в ожидании перемен. Тогда экономика была в упадке, все население пользовалось талонами на продукты питания. Регулировалось абсолютно все – сколько масла, мяса полагалось на душу населения. Помнится, когда я работал министром, моя жена с талонами шла и стояла в очередях, чтобы покупать продукты для нашей семьи.
Не лучше было положение и с товарами повседневного и длительного пользования. Обстановка диктовала: так дальше не могло продолжаться.
Таким образом, по сути дела, при жизни одного поколения, может, чуть больше, состоялись и революция 1917 года, и репрессии, и война. В 1917 году пережили смену общественного строя и формы собственности. И то же самое началось в годы перестройки. Да, перестройка – это была настоящая революция со всеми атрибутами, присущими любым революционным преобразованиям. Хорошо, что в 90-х годах стране удалось обойтись без большой крови.
— Для России институт президентства в 1990-2000-е годы сыграл ключевую роль в обеспечении стабильности в стране. Как вы считаете, что дало президентство Республике Татарстан?
— Я всегда говорю: когда нас обвиняют в том, что Татарстан первым принял Декларацию о государственном суверенитете и начал так называемый «парад суверенитетов», то часто забывают о том, что первой Декларацию о государственном суверенитете приняла Российская Федерация.
Именно Российская Федерация заявила о своих правах перед СССР. Потому что тогда у самой Российской Федерации не было особых прав. Все управлялось госорганами Советского Союза, все было сосредоточено там и регулировалось через Госплан СССР.
Я живой участник начала перестроечных лет, череды съездов народных депутатов СССР и партийных конференций, будучи председателем правительства республики и некоторое время на посту первого секретаря Татарского обкома КПСС. Первыми подняли головы прибалтийские республики. Но у них своя история, там много политики, по сути, за них особо и не держались. Они уже уходили потихонечку. По остальным республикам еще была надежда на обустройство более демократичной, совместной жизни, на обновление Союза.
Вот в такой ситуации Россия и приняла Декларацию о государственном суверенитете. Затем принял и Татарстан. Потом уже стали называть это «парадом суверенитетов». Тогда наша республика, как и все автономии, была бесправной. В распоряжении нашего правительства (в то время – Совета Министров) было всего-навсего два процента собственности. Два процента! А все остальное являлось собственностью Союза или собственностью Российской Федерации. Но, кстати, собственности Российской Федерации у нас не так много было. В республике располагалось много оборонных заводов, нефтяная промышленность, нефтехимия и ряд других важных предприятий, научных и учебных центров.
Татарстан тогда по своей экономической мощи и по объемам производимой продукции был впереди, выпускал столько, сколько все вместе взятые прибалтийские республики…
В марте 1990 года на III Съезде народных депутатов СССР был введен пост президента СССР и первым президентом СССР был избран Михаил Сергеевич Горбачев.
Я считаю до сих пор, что ему надо было избираться всенародно. Надежды на него были большие, ставили на него, приветствовали. В обществе была определенная эйфория.
Ведь должности президента не было как таковой ни в истории российской, ни в истории СССР. Это учреждалось впервые. Но, к сожалению, Горбачев пошел по наилегчайшему пути: его избрали не всенародно, а на III Съезде народных депутатов СССР, в котором приняли участие 2000 депутатов, 1329 из них проголосовали за его кандидатуру. Считаю, что это стало ошибкой, с тяжелыми для страны последствиями.
В этом плане Российская Федерация поступила лучше. 17 марта 1991 года был проведен референдум об учреждении должности президента России. В конце апреля, по результатам референдума был принят Закон «О выборах президента РСФСР» и назначены выборы президента Российской Федерации.
И тут мы как республика, принявшая Декларацию о государственном суверенитете вслед за Российской Федерацией, приняли решение об учреждении поста президента Республики Татарстан.
Я считаю, что все закономерно. И попытки потом в какой-то мере бросить тень на Татарстан стали несостоятельными.
Когда в условиях уже начавшейся перестройки появились такие формы управления обществом, как президентство, появился президент СССР, и принципиально было принято решение об избрании президента Российской Федерации, то, безусловно, наши общественные организации, депутатский корпус тоже поставили такой вопрос. И мы приняли решение: также учредить должность президента и назначить в один и тот же день выборы и президента Российской Федерации, и президента Татарстана.
Ну, результаты вам известны.
Хотя тогда были созданы одинаковые условия для всех, кандидат в президенты Российской Федерации Борис Николаевич Ельцин у нас большинство голосов не набрал. А президента Татарстана избрали очень дружно: за него отдали свои голоса 70,6% избирателей от числа принявших участие в выборах.
Могу сказать, что в любом случае это решение себя оправдало.
Приняв Декларацию о государственном суверенитете, мы приняли на себя и обязательства, и ответственность за судьбу многонационального народа республики. В дальнейшем мы это закрепили через договор «О разграничении предметов ведения и взаимном делегировании полномочий между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти Республики Татарстан», подписанный в феврале 1994 года. Почему мы придаем этому договору большое значение? Мы долго работали над этим документом.
Вот таким образом был избран первый президент Республики Татарстан. Это был выбор народа. И это закреплено Конституцией нашей республики. По Конституции президент Татарстана является высшим должностным лицом Республики Татарстан и главой государства. Ничего надуманного тут нет, по смыслу 5-й статьи Конституции Российской Федерации республика отождествляется с государством, при этом выражение «государство» выводится в скобках, 2-й пункт этой статьи гласит: «Республика (государство) имеет свою конституцию и законодательство». Кстати, так было и в Конституции СССР. При принятии новой Конституции Татарстана все цивилизованные правовые нормы государственности были соблюдены.
Раз мы заявили о правах, должна быть и власть соответствующего уровня, объединяющая деятельность и исполнительных, и законодательных ветвей власти. Это было необходимо.
Возможно, они противоречили уже изжившим себя Конституции СССР и Конституции РСФСР. Это другое дело. Во все времена так: революции совершаются и появляются новые правила жизни. Это нормальные процессы для перестроечных лет и периода становления государственности Татарстана.
Не просто шли политические и экономические реформы. Иной раз политические шли вперед, а экономические отставали. Экономические реформы всегда сложнее проводить. Политические реформы – это заявление о своих устремлениях, задачах, обеспечивание политической стабильности. Но без экономики это невозможно. Поэтому жизненный и хозяйственный опыт, команда и избранный президент республики – все это сыграло положительную роль. По-другому и быть не могло.
Нам удалось сохранить кадры
— Первые всеобщие демократические выборы президента Татарстана состоялись 12 июня 1991 года. С какими трудностями пришлось столкнуться? Наверняка есть какие-то наиболее запомнившиеся лично вам моменты, события того времени. Расскажите о них….
— Когда говорят, что первые выборы президента Татарстана были безальтернативными, забывают очень интересные детали. В 1989-91 годах появилось немало политических движений, лидеры которых стремились реализовать себя на президентских выборах в июне 1991-го. Верховным Советом республики на основе Закона о выборах было установлено необходимое количество подписей избирателей, поддерживающих кандидатов в президенты. Подписи собирали несколько человек, в том числе Иван Грачев, Камиль Шайдаров. В Центризбирком были предоставлены подписи в поддержку 4-х кандидатов, но трое из них не смогли набрать нужное количество подписей. Я тогда в избирком принес 200 с лишним тысяч подписей и получил необходимую по закону поддержку для участия в выборах. Во всяком случае, было не просто так: взяли и избрали.
Я считаю, что нам удалось определиться, каким должен быть Верховный Совет, законодательный орган республики, и каким должно быть правительство, исполнительный орган. Каждый должен был нести свой чемодан. И нам удалось сделать так, чтобы работа шла по правилам. Раньше – и я испытал это на себе, еще работая председателем правительства, – партийные органы не давали толком работать самостоятельным исполнительным органам госвласти, определенным Конституцией. Партия всегда вмешивалась в работу исполнительных органов власти.
В те годы единственной партией была коммунистическая партия, она всем управляла, у нее была руководящая роль в обществе, закрепленная 6-й статьей Конституции СССР. Это нам урок на все времена. В цивилизованном демократическом обществе не может быть однопартийной системы.
— Кто были ваши единомышленники? С кем вы приступили к строительству этого нового для страны института власти?
— В то время нас в чем только ни обвиняли. Например, в том, что у нас в правительстве оказались хозяйственные руководители, в основном из мест – Мухаммат Галлямович Сабиров, Фарид Хайруллович Мухаметшин. Потом Рустама Нургалиевича Минниханова пригласили, молодого, но уже имеющего опыт хозяйственной работы.
Это были руководители «от земли», я бы так сказал. Это должны были быть люди понимающие, знающие, как все происходит в реальной жизни. И это сыграло, может быть, даже решающую роль. Это были люди и с определенным опытом партийно-советской работы.
Считаю, что нам удалось сохранить кадры. Они складывались годами. Была система подготовки кадров, первые секретари райкомов и горкомов вырастали через дела и были людьми подготовленными.
Перестройка шла под лозунгом «Вся власть Советам». И всю власть надо было отдавать Советам. Из Конституции СССР убрали 6-ю статью о руководящей роли партии. Это в корне меняло положение партийных руководителей. И тогда мы сориентировались, как надо дальше действовать.
Не забуду: собрал тогда первых секретарей райкомов, горкомов. В то время я был первым секретарем обкома, после Гумера Исмагиловича Усманова, когда его взяли секретарем ЦК КПСС. Первые секретари райкомов были все опытные люди, я был намного моложе многих из них. Я им предложил: «Будущего у партии нет, отныне однопартийной системы не будет. Вы опытные люди, и я предлагаю вам переходить на работу в Советы».
Очень тяжелое впечатление у меня осталось от той встречи. Как они смотрели на меня! Все они были властными людьми. Но после этого разговора около 70 процентов первых секретарей партии возглавили Советы. И мы этому способствовали. Остальные, те, кто не сориентировался, остались в партии, у которой перспективы уже не было.
Главное, повторю, нам удалось сохранить кадры.
В очень многих областях и краях, когда перестройка пошла полным ходом, под давлением уличных митингов партийных работников просто сметали со своих постов. Это были во многом хорошие секретари, опытные. И если бы мы не сработали на опережение, нам не удалось бы сохранить костяк кадров, который впоследствии сыграл большую роль в становлении новой республики.
Показателен был митинг на площади Свободы 18 февраля 1990 года, это был исторический митинг. Это было жесткое испытание для КПСС. Все были революционно настроены – неважно, националисты или федералисты – они во всю мощь критиковали власть, партийные органы, и никто из партийных работников не смог им аргументированно ответить. Не было опыта дискуссий и борьбы, потому что у партии никогда не было конкурентов, следовательно, и политической закалки. Я тогда понял, что такое однопартийность, которая приводит к бессилию.
В те времена во многих областях и краях страны пришли к власти те, кто не имел никакой хозяйственной подготовки. Пришли те, кто хорошо говорил, много обещал – одним словом, популисты. Потом они по-быстрому ушли, потому что у них ничего не получилось. Я все это наблюдал, видел. Вот представьте себе: Москва. Была мощнейшая региональная группа народных депутатов, состоящая из политиков новой волны, в их числе и Гавриил Попов. Его избрали мэром Москвы. Но я должен сказать – он честный человек. Он всегда критиковал систему и власть за то, что нет порядка. Но, поработав мэром один год, честно признался: «Оказывается, быть мэром – не мое дело». Никогда не забуду: он смело заявил и ушел!
А в других регионах этого не происходило, даже в крупных городах России. Многим не хватило духа уйти самим. Надеялись на чудо, но оно не произошло.
Мы сумели построить полноценную систему власти в Татарстане. Поэтому все ветви власти развиваются, мы стараемся ни в какой форме не ущемлять ни одну из них. А президентская власть – она как бы над всеми.
Уважаемые участники и гости фестиваля!
Кадерле ватандашлар һәм кунаклар!
Дорогие друзья!
Мы рады видеть вас сегодня на исторической земле Великого Болгара! Рады тому, что наш Болгар сегодня является центром притяжения тысячи паломников, туристов и, что очень важно – молодёжи, интересующейся историей и культурой нашего народа; детей, которые однажды увидев древний Болгар воочию, навсегда запомнят свои корни, историю не только Волжской Булгарии, но и всего нашего государства. Напомню, что в прошлом году Болгарский историко-археологический комплекс посетили уже более восьмисот тысяч человек. Для сравнения: в 2010 году в Болгаре побывали всего 50 тысяч человек.
Уважаемые друзья! Дорогие гости!
Я поздравляю всех нас с сегодняшним знаменательным историческим событием. Должен сказать, что я горжусь тем, что мне посчастливилось принять участие в возрождении, продвижении и включении в Список ЮНЕСКО всех наших четырех объектов: Казанского Кремля, Болгара, Свияжска и Астрономических обсерваторий Казанского университета. Поэтому я, наверное, как никто другой, могу с полной уверенностью сказать, что это – огромный прорыв, большой успех и высокое достижение нашей республики.
Интервью Государственного Советника Республики Татарстан Минтимера Шаймиева ТРК "Татарстан Новый век"
При личном участии главы российского государства в Татарстане было решено много судьбоносных вопросов, начиная от развития крупнейших предприятий, заканчивая сохранением культурного наследия. Как это происходило, рассказал Государственный Советник Республики Татарстан Минтимер Шаймиев.
Уважаемые участники и гости фестиваля!
Кадерле ватандашлар һәм кунаклар!
Дорогие друзья!
Идея организации фестиваля «Возрождение: эпос в современном прочтении» возникла ровно год назад, точно на этом месте, когда мы слушали оперу «Кара пулат» («Чёрная палата») молодого татарского композитора Эльмира Низамова на либретто народного поэта Татарстана Рената Хариса. Вы были свидетелями этого явления.
Все материалы сайта доступны по лицензии:
Creative Commons Attribution 4.0 International
Обнаружили ошибку?
Выделите слово или предложение и нажмите CTRL+ENTER