Бу үзенчәлекле елда беренче истәлекле вакыйга татар халкының бөек улы, атаклы шагыйрь һәм җәмәгать эшлеклесе, Бөек Ватан сугышының легендар каһарманы Муса Җәлилнең 100 еллыгына туры килә һәм бу тирән символик мәгънәгә ия дип саныйм.
100-летие Мусы Джалиля широко отмечается по всей стране. Мероприятия, без преувеличения, идут широкой, набирающей силу волной. С размахом прошли юбилейные торжества на родине поэта – в Оренбуржье, в Москве – в Государственной Думе, в Санкт-Петербурге, Калуге, Йошкар-Оле, Чебоксарах, Уфе и многих других городах страны. Близко к сердцу юбилей Джалиля воспринимает вся татарская общественность в различных регионах нашей страны, в ближнем и дальнем зарубежье. Большую просветительскую работу ведут творческие союзы.
В апреле - мае большие юбилейные мероприятия, посвященные поэту, герою-антифашисту пройдут в Берлине, в Музее сопротивления фашизму. Готовятся широко отметить юбилей в Узбекистане, Кыргызстане, Казахстане и на Украине. Торжественные вечера, посвященные 100-летию поэта, пройдут в марте в Екатеринбурге и в Москве – в Центральном доме литератора.
Юбилей широко освещается средствами массовой информации, готовятся памятные издания. Одним из самых прекрасных подарков к торжеству стал выход в свет пятитомного Полного собрания сочинений Мусы Джалиля на татарском языке, которое является результатом многолетнего кропотливого труда большого коллектива исследователей и, в первую очередь, я хочу отметить особо неутомимого джалилеведа Рафаэля Мустафина.
Казанга Җәлил юбилее тантаналарына килгән күпсанлы делегацияләрне чын йөрәктән сәламлибез.
Шагыйрьнең кызы Чулпан ханымга, Муса Җәлилнең туганнарына һәм якыннарына барыбыз исеменнән олы ихтирам хисләрен җиткерәбез. Бөек шәхеснең тормышы һәм батырлыгы хакында якты истәлек Татарстан һәм күпмилләтле Россия халкының яңадан-яңа буыннары хәтерендә сакланырлык эшләр башкарачакбыз дип ышандырасы килә.
Уважаемые друзья!
Вся биография Джалиля – это отражение того бурного и неповторимого времени, в котором довелось ему жить. Можно сказать, что судьба Джалиля была одновременно и типичной, и уникальной.
Муса Джалиль родился в 1906 году в деревне Мустафино Оренбургской губернии в бедной крестьянской семье. Первые годы его жизни, как и у большинства сверстников, были трудными: голодное детство, ранняя смерть отца, очень быстрое взросление. Как обычный татарский мальчик того времени, он пошел сначала в деревенскую школу, а потом учился в Оренбурге в медресе «Хусаиния».
Но уже с юных лет будущий поэт страстно интересовался литературой. С восьми лет он начал сочинять стихи. Сам Джалиль впоследствии вспоминал, что первые стихотворения, которые не сохранились, были написаны им в духе восточной классики под влиянием Омара Хайяма, Саади, Фазули, творчеством которых он тогда увлекался.
Но наибольшее влияние на начинающего поэта оказал великий Тукай, большинство стихов которого молодой Муса знал наизусть.
С детства он был знаком и с лучшими творениями русской литературы - произведениями Пушкина, Лермонтова, Кольцова, Некрасова.
Любой, кто мало-мальски знаком с творчеством Джалиля согласится тем, что в его произведениях проявились два начала. С одной стороны, он был глубоко национальным поэтом, отражал в стихах душу, образ мышления, особенности характера своего народа. Можно даже сказать, что в буквальном смысле впитал это с молоком матери, ведь Рахима-апа с юности считалась первой певуньей на селе, не только знала множество песен, сказок, баитов, но и сама их сочиняла.
С другой стороны, произведения Джалиля проникнуты высоким пафосом гражданственности, по ним можно изучать и постараться понять то сложное революционное время.
Чтобы понять логику поступков того поколения, следует попытаться осознать мотивы поведения участников основных событий. А если это сделать непредвзято, то вывод может быть однозначным: поколение Джалиля, и позже, связывало с революцией, с советской властью самые светлые надежды на национальное возрождение и социальное равноправие, достойную жизнь людей. Эти помыслы были искренни и светлы.
Будучи настоящим патриотом, он пронес через всю свою жизнь трепетное отношение к своему народу. С особым чувством следил Джалиль за первыми шагами Татарской автономной республики, которая была образована в 1920 году.
Это событие ускорило встречу молодого поэта с Казанью, о чем он давно мечтал. Позднее Джалиль вспоминал, что, несмотря на голод и лишения, а также то, что в столице Татарстана у него не было ни родственников, ни друзей, он ехал в Казань окрыленный.
Осенью 1922 года он впервые вступил на казанскую землю и с того момента полюбил ее как свою вторую родину.
Буквально с первых дней он окунулся в процесс становления молодой республики. Джалиль хотел успеть все: учиться (он поступил на Татрабфак), работать (был корреспондентом основной республиканской газеты на татарском языке «Татарстан»), пробовать перо в качестве драматурга. В Казани Джалиль завязывает знакомства с наиболее яркими представителями татарской советской поэзии: Кави Наджми, Хади Такташем, Аделем Кутуем и другими.
В 1925 году, закончив рабфак, Джалиль вернулся в Оренбург, а уже в 1927 году переехал в Москву.
Московский период его жизни занял более десяти лет. Именно здесь Джалиль стал зрелым поэтом, приобрел широкую известность. Юношеский революционный максимализм постепенно отходит на второй план. К середине тридцатых годов мир поэзии Джалиля становится глубже, многообразнее, лиричнее.
В годы учебы и работы в Москве Муса знакомится со многими видными советскими поэтами: Жаровым, Безыменским, Светловым. Слушает в Политехническом музее выступления Маяковского. Знакомится с Багрицким, который переводит одно из его стихотворений.
По-прежнему он занимался образованием - закончил литературный факультет Московского государственного университета. Много и плодотворно работал в печати - был ответственным редактором детских журналов «Юные товарищи», «Октябрь баласы», заведовал отделом литературы и искусства центральной татарской газеты "Коммунист".
Будучи сам очень молодым, Джалиль много делал для творческого становления новых поколений писателей и поэтов. Кто и когда бы ни обращался к нему за поддержкой, он всегда откликался и помогал. И символично, что одна из престижных республиканских премий в современном Татарстане носит имя Мусы Джалиля. Эта премия вручается молодым людям за особые успехи в области литературы, искусства, науки, журналистики и общественной деятельности.
В 20-30-е годы поэт много ездит по стране. Он знакомится с людьми, организует работу литературных объединений, налаживает выпуск татарских периодических изданий.
Сәхнәне яратуы аркасында ул татар милли музыкаль театрын оештыручыларның берсенә әверелә һәм без бүген, аның исемен йөрткән бу театрда моны искә алып китмичә булдыра алмыйбыз. Җәлил Мәскәү дәүләт консерваториясе каршында төзелгән татар опера студиясенең әдәби бүлек җитәкчесе буларак та зур эшләр башкара. Ул монда күп кенә мәшһүр рус операларын татар теленә тәрҗемә итә. Сугыш алды елларында Җәлил опера өчен дүрт либретто яза, шул исәптән - "Алтынчәч" операсы да.
Замандашлары шунда ук бу әсәрне Җәлил иҗатында җитди этап дип билгеләп үтәләр. Шагыйрь татар фольклоры дөньясына тирән үтеп керә, риваятьне һәм тарихи чынбарлыкны, әкияти кануннарны һәм социаль дөреслекне бергә бәйләгән әсәр тудыра.
Халык иҗатының шигъри рухына нигезләнгән, мавыктыргыч «Алтынчәч» либреттосы хәзерге көндә мөстәкыйль әдәби әсәр булып яшәп килә. Музыкаль әсәрләр арасында бу бик сирәк күренеш дип әйтер идем.
Муса Җәлилнең күпкырлы сәләте утызынчы еллар азагында яңадан Татарстанга хезмәт итә башлый. 1939 елда ул кабат Казанга килә, әле генә төзелгән Татар опера театрының әдәби бүлеген җитәкли. Татарстан язучылары аны үз иҗади оешмалары башлыгы итеп сайлап куялар. Шагыйрь яңа иҗади планнар кора: комсомол тарихына багышланган күләмле роман турында уйлана, хәзерге авыл хакында поэма, Каспий диңгезе балыкчылары тормышыннан опера либреттосы яза башлый.
Война перечеркнула планы поэта... С её началом наступил последний, очень краткий, но самый яркий и славный период его жизни.
Уже на второй день войны, Джалиль подал заявление с просьбой направить его на фронт, в действующую армию. Окончив краткосрочные курсы политработников, он прибыл на Волховский фронт корреспондентом газеты 2-й Ударной Армии "Отвага".
Армии, в которой служил поэт, выпала очень трудная судьба. Наступление с целью прорыва блокады Ленинграда, начатое без должной подготовки, обернулось катастрофой. Десятки тысяч советских солдат и офицеров погибли, многие попали в плен. Среди пленных оказался и старший политрук Залилов.
Летом 1942 года, испытав горечь своего поражения под Москвой, фашисты отчасти пересмотрели свое отношение к отдельным категориям военнопленных. В частности, активизировались попытки создать национальные военные формирования как вспомогательные части вермахта. Гитлеровская пропаганда рисовала для оказавшихся в плену советских людей самые радужные перспективы создания после победы Германии на обломках Советского Союза новых «государств». Это был циничный обман. Джалиль и его соратники с самого начала знали реальную цену этим обещаниям. Однако очень важно было разъяснять истинные цели фашистов другим, тем, кто под угрозой пыток, голодной смерти, по причине политической наивности попался на удочку нацистской пропаганды.
Так возникла подпольная группа советских патриотов в легионе «Идель-Урал», которая ставила цель сорвать коварные замыслы врага, повернуть оружие против самих же фашистов.
Подпольщики внедрились в редакцию газеты «Идель-Урал», издаваемой германским командованием, распространяли среди легионеров антифашистские листовки, создавали тайные боевые группы. В результате первый же брошенный на Восточный фронт батальон Волго-татарского легиона поднял восстание и, истребив немецких офицеров, влился в белорусский партизанский отряд.
Деятельность группы продолжалась около года. Только в августе 1943 года Джалиль и его соратники по Сопротивлению были схвачены гестапо. В течение года герои томились в фашистском застенке, мужественно перенося пытки и издевательства палачей. Наверное, нам, живущим в XXI столетии не дано до конца понять, как в этих условиях Муса Джалиль продолжал писать патриотические стихи.
«Моабит дәфтәрләре» Ватанга тугрылыкка, кыюлыкка, какшамас ихтыяр көченә мәңгелек һәйкәл булып калыр. Бу шигырьләр циклында Җәлил, фашизм белән йөзгә-йөз калып, аның кешелексез асылын кискен һәм үтемле итеп ачып бирә.
Я шел на смерть за счастье наше
И не боялся ничего,
Пусть кровью мой платок украшен,
Но я не запятнал его.
25 августа 1944 года наступил день, когда в тюрьме Плетцензее были обезглавлены Джалиль и его сподвижники. Вместе с Джалилем были казнены: детский писатель Абдулла Алиш, инженер Фуат Булатов, учитель математики Гайнан Курмаш, финансовый работник Гариф Шабаев, журналист Ахмет Симаев, старший политрук Абдулла Баттал, товаровед Зиннат Хасанов, бухгалтер Фуат Сайфельмулюков, колхозники Ахат Аднашев и Салим Бухаров.
В первые послевоенные годы отношение к Джалилю и джалиловцам, и об этом нельзя не сказать сегодня, было, к сожалению, неоднозначным.
Официально против поэта никаких обвинений выдвинуто не было. Но некоторые из тех, кто был с ним в плену и разделял его убеждения, оказались в заключении уже на Родине. И на имя Джалиля было наложено незримое "табу".
Характерно, что второе открытие творчества Джалиля произошло благодаря усилиям настоящего интернационального коллектива его друзей и почитателей. Это бельгийский антифашист Андре Тиммерманс, который сохранил и вернул на Родину одну из «Моабитских тетрадей». Это прекрасный русский поэт и писатель Константин Симонов, который весной 1953 года добился первой послевоенной публикации его стихов. Это Кави Наджми, первым сделавший подстрочный перевод "Моабитских тетрадей" с татарского на русский язык. Это самый близкий друг Джалиля татарский писатель Гази Кашшаф, который неустанно доказывал абсурдность любых сомнений в подвиге Мусы Джалиля. Наконец, это глава Союза советских писателей Александр Фадеев, который помнил и ценил Джалиля как руководителя творческого союза писателей Татарстана.
Плодом их усилий стал Указ Президиума Верховного Совета СССР от 2 февраля 1956 года, о присвоении Мусе Джалилю звания Героя Советского Союза за исключительную стойкость и мужество, проявленные в борьбе с немецко-фашистскими захватчиками. А еще через год Мусе Джалилю — первому среди поэтов — за цикл стихотворений «Моабитская тетрадь» была присуждена Ленинская премия.
Выдающийся писатель современности - гость сегодняшнего торжества Чингиз Торекулович Айтматов писал о Джалиле: "И после нас наши внуки будут смотреть на него и познавать себя, поэзию, борьбу. Будут любить его любовью, будут ненавидеть фашизм его ненавистью. Преклоняюсь перед татарским народом, породившим великого солдата, великого поэта – Мусу Джалиля". Рәхмәт Сезгә, Чыңгыз Торекулович!
Әсәрләренең бик күп телләргә тәрҗемә ителгән меңнәрчә томнары, Муса Җәлил исеменә бәйле истәлекле урыннарда халык ташкыны, герой шагыйрьгә багышлап язылган күпсанлы әсәрләр шуны раслый. Алар арасында Нәҗип Җиһановның "Җәлил" опера-поэмасы, Туфан Миңнуллинның «Моңлы бер җыр» спектакле генә дә ни тора!
Казан Кремле каршында Муса Җәлилнең алтмыш еллыгына куелган һәйкәл тора. Авыр чылбырларны өзеп, күккә, иреккә омтыла ул. Ел саен аның туган көнендә, җәлилче каһарманнарны җәзалап үтергән көнне, бәйрәмнәрдә, гадәти көннәрдә монда бик күп кеше килә, алар Муса Җәлилне һәм аның көрәштәшләрен искә алып, шигырьләрен укыйлар, җырларын тыңлыйлар. Һәйкәлгә чал чәчле ветераннар да, гаилә коручы яшьләр дә, япь-яшь курсантлар да чәчәк бәйләмнәре салалар. Бу инде күптән бик матур гадәтебезгә әйләнде. Һәм бу шулай булачак та.
Муса Җәлил – татар халкының аерым бер горурлыгы, какшамас милли рух символы ул. Һичшиксез, ул безнең йөрәкләребездә халкыбызның батыр улы булып мәңге яшәр!